Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Спрос и предложение на рынке и факторы, их определяющие. Равновесная цена и эластичность

Тема 5 ЗАКОНЫ КОНКУРЕНТНО-РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА

Рынок совершенной конкуренции, как правило, нерегулируемый рынок, то есть, между продавцом и покупателем нет посредников. Во всех видах несовершенного рынка имеет место регулирование.

Субъектами регулирования являются:

- государство;

- крупные корпорации (ТНК), занимающие к тому же еще и монопольное положение;

- финансовые структуры (банки и другие финансовые компании);

- общественные организации, в том числе профсоюзы, защищающие интересы потребителя.

Характеристика основных параметров монополистического, олигополистического рынков и рынка монополистической конкуренции. Понятие «рыночная власть». Факторы, влияющие на масштабы рыночной власти.

Контрольные вопросы:

1. Что такое рынок?

2. Назовите основные черты натурального и товарного производства.

3. Что такое товар? Какие свойства присущи товарам согласно теории трудовой стоимости и предельной полезности?

4. Какие виды рынков Вы знаете?

5. Что относится к инфраструктуре рынка?

6. Какие функции выполняет рынок?

7. Какова роль рыночной инфраструктуры?

8. Какие субъекты рыночной экономики Вам известны? Как они взаимодействуют в кругообороте товаров и доходов?

9. Что представляет собой монополия?

10. Каковы основные черты рынка совершенной и несовершенной конкуренции?

11. Назовите положительные и негативные стороны рынка?

12. Что представляют собой входные барьеры для вступления на рынок?

 


План:

1. Спрос и предложение на рынке и факторы, их определяющие. Равновесная цена и эластичность.

5. 2. Полезность как основа выбора потребителя

5.3. Роль закона стоимости и конкуренции в механизме функционирования рынка

5.4. Провалы рынка и необходимость государственного регулирования экономики.

 

 

А). Рыночный механизм – это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены и конкуренции. Из перечисленных рыночных законов важнейшим законом является закон спроса и предложения. Под спросом обычно понимается количество товаров и услуг, которое может быть куплено по определенной цене за конкретный период.

Спрос очень подвижен, изменчив, ибо на его величину и динамику влияют многочисленные факторы. Прежде всего, на спрос влияют ценовые факторы, в том числе цены на товары и цены на так называемые товары-заменители. Зависимость спроса от ценовых факторов обратно пропорциональна, то есть чем выше цена, тем ниже спрос, и наоборот. Данное обстоятельство приводит к тому, что кривая спроса на графике имеет отрицательную наклонность (см. рис. 1).

Рис. 1. Кривая спроса.

Помимо ценовых факторов на спрос еще действуют неценовые факторы, к которым можно отнести: - доходы населения;

- социальную структуру населения;

- покупательские ожидания (инфляция);

- степень насыщения рынка товарами.

Если ценовые факторы не изменяют спрос, а изменяют лишь количество приобретенных товаров (объем спроса), то неценовые факторы изменяют спрос как таковой и смещают кривую спроса в ту или иную сторону.

Под предложением понимается количество товаров и услуг, которое производители могут продать в данный период по сложившимся ценам. На предложение влияют ценовые и неценовые факторы. К ценовым факторам относятся цена данного товара и цены на товары - заменители, но зависимость здесь уже прямо пропорциональная, то есть чем выше цена, тем больше предложение. Данное обстоятельство определяет характер кривой предложения, она имеет положительную наклонность

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные черты рынка совершенной и несовершенной конкуренции | Кривая предложения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.