Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономическая эффективность природоохранных затрат




 

Поиск компромисса между экономическим развитием и природоохранной деятельностью общества составляет основную идею экономики ООС. Микроэкономический анализ соотношения двух составляющих экологических издержек – природоохранных затрат и экономического ущерба – позволяет говорить о некоторой оптимальной точки, где экологические издержки достигают минимума. Эта точка называется экономическим оптимумом загрязнения окружающей среды. Она характеризуется тем, что в ней предельные природоохранные затраты равны предельному ущербу.

Природоохранные затраты – это расходы на мероприятия природоохранного значения: охрану от загрязнения атмосферного воздуха, водных ресурсов, земли и т.п. В практике экономического анализа различают две категории затрат природоохранного назначения: текущие и капитальные.

Капитальные затраты представляют собой средства, овеществленные в основных фондах и материальных оборотных средствах экологического назначения (прежде всего, это государственные капитальные вложения на строительство объектов и сооружений по охране водных ресурсов и воздушного бассейна, земель, минеральных ресурсов и ресурсов животного мира). Помимо государственных капиталовложений на природоохранные мероприятия осуществляются капиталовложения комплексного характера – это затраты собственных средств предприятий (затраты на совершенствование техники и технологии, на создание санитарно-защитных зон; комплексности и использования сырья).

К текущим затратам относятся расходы на содержание и обслуживание основных фондов природоохранного назначения (в т.ч. затраты на оплату труда обслуживающего персонала, текущий и капитальный ремонты, амортизационные отчисления, энергетические расходы и т.д.), а также расходы на оплату сторонних услуг, связанных с ООС (привлечение эксперта).

В соответствии с существующей методикой различают первичный эффект (заключается в снижении загрязнения окружающей среды и улучшения её состояния, и проявляется в снижении объёмов загрязнений и концентраций вредных примесей в атмосфере, водной среде и почве) и конечный комплексный социально-экономический эффект от средозащитных мероприятий (выражается в повышении уровня жизни населения, эффективности производства. Социальный эффект проявляется в снижении заболеваемости населения, улучшения условий отдыха, сохранения природных ресурсов, имеющих эстетическую ценность).

 

Методика предусматривает расчёт общей (абсолютной) и сравнительной экономической эффективности.

Абсолютная (общая) эффективность средозащитных затрат определяется для выявления экономической результативности природоохранных мероприятий на различных уровнях хозяйствования (государство, регион, отрасль, предприятие).

Сравнительная эффективность затрат необходима для экономического обоснования и отбора наиболее применимых (оптимальных) вариантов мероприятий природоохранного значения.

Абсолютная (общая) экономическая эффективность определяется как отношение полного экономического эффекта к приведённым затратам на осуществление мероприятий:

 

Эз = ∑∑ Эij / (С + Е п * К)

 

где Эij - полный экономический эффект i-го вида на j-м объекте;

С – текущие затраты;

К – капитальные затраты;

Е п – нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений, равный 0,12.

 

Полный экономический эффект (Эij) устанавливается на основе расчёта величины предотвращённого ущерба от загрязнения окружающей среды до и после проведения природозащитных мероприятий, либо как экономический эффект, рассчитанный по формуле:

I = Co – C’

где I - экономический эффект или прирост национального дохода;

Co - полные народно-хозяйственные затраты до проведения природозащитных мероприятий;

C’ – полные народно-хозяйственные затраты после проведения природозащитных мероприятий.

Сравниваемые варианты природозащитных мероприятий должны быть приведены в сопоставимый вид либо по объёму экологически чистой продукции, либо по нормативному показателю качества окружающей среды.

Показателем экономической эффективности сравниваемых вариантов является минимум совокупных затрат (производственного или природоохранного назначения):

 

K + C / En + П → min

 

где К – капиталоёмкость по каждому варианту,

С – текущие затраты по каждому варианту,

П – природоёмкость продукции, которую характеризуют показатели водоёмкости, землеёмкости, величины образуемых отходов и т.п.;

En – нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений.

 

5 Экстернальные издержки, их сущность и роль в экономике природопользования

 

Одной из основных категорий экономики природопользования являются экстерналии – это внешние эффекты или последствия экономической деятельности, которые положительно или отрицательно воздействуют на другую сторону.

Пример: предположим, что ваш дачный участок расположен на болоте, где невозможно ничего построить и вырастить. Но у вас есть трудолюбивый сосед, который осушает свой участок, создаёт дренаж, подводит дорогу и т.д. В этом случае есть вероятность, что ваш участок также становится суше, и вы сможете построить дом, вырастить любимые цветы, воспользоваться соседской дорогой и т.п. Другими словами, вы получаете значительные выгоды от деятельности соседа – это пример положительных экстерналий.

К сожалению, в охране природы подавляющее число воздействий на среду связаны с отрицательными внешними эффектами: различного рода загрязнений, разрушение природных объектов и т.д.

Экстерналии можно классифицировать по следующим группам:

1. Временные (между поколениями)

§ отрицательные: исчерпание в ближайшем будущем нефти, массовая деградация сельскохозяйственных земель создадут проблемы для будущего поколения;

§ положительные: освоение дешёвых технологий производства энергии (солнечной и др.) дадут значительный экономический эффект в будущем.

2. Глобальные (межстрановые) – перенос трансграничных загрязнений

§ выбросы химических соединений в атмосферу, загрязнение рек и др. создают значительные эколого-экономические проблемы у других стран;

§ загрязнение атмосферы в Великобритании в результате приводит к появлению «мёртвых» озёр на севере Швеции.

§ Решение – подписание мировых конвенций, соглашений, договоров.

3. Межсекторальные (добыча железной руды на Курском металлургическом комбинате приводит к выбытию их сельскохозяйственного оборота огромных площадей лучших земель в мире- чернозёмов).

4. Межрегиональные (уменьшенная копия глобальных экстерналий). Пример: река Волга – регионы, находящиеся в верхнем течении, своими загрязнениями создают дополнительные затраты на очистку воды у «нижних» регионов.

5. Локальные (предприятие-загрязнитель: экстернальные издержки у реципиентов – другие предприятия, население, природные объекты и прочее).

Проблема экстернальности основана на:

§ понятии о собственности с точки зрения двух субъектов собственности: общества и предпринимателя (общество заинтересовано уменьшить ущерб от загрязнения, а предприниматель – природоохранные издержки, которые отражаются на экономических показателях производства, - конфликт интересов различных субъектов собственности;

§ ограниченности ресурса, в качестве которого выступает способность окружающей природной среды поглощать без видимых негативных последствий некоторое количество выбросов. Это качество ОПС называется ассимиляционным потенциалом. Выбросы, превышающие объём ассимиляционного потенциала, приводят к появлению ущерба и возникновению экстернальных издержек.

§ вопросе о праве собственности, который возникает в связи с ограниченностью ассимиляционного потенциала, с одной стороны, и несовпадением интересов различных собственников, с другой. Тот, кто получит возможность его использовать, выигрывает, а тот, кому он не достался, терпит убытки вследствие деятельности первого. Убытки второго являются для первого экстернальными издержками.

Таким образом, учитывая конфликт интересов общества и предпринимателя, необходим механизм регулирования воздействия на окружающую среду. Суть регулирования заключается в интернализации (internal – внутренний (англ.)) экстернальных издержек, т.е. обществу необходимо превратить внешние издержки во внутренние и заставить предпринимателя оплатить все издержки, связанные с его деятельностью.

Реализация этой цели видится в установлении обществом платы за выбросы, равной экстернальным издержкам. В теории она получила название налога Пигу или пигувианского налога (британский экономист А.С. Пигу в начале ХХ века исследовал проблему внешних эффектов экономической деятельности). Размер платы должен исходить из принципа компенсации нанесённого ущерба.

 

6 Экономическая эффективность ассимиляционного потенциала природной среды

 

Под ассимиляционным потенциалом окружающей природной среды (АПОС) понимают её способность обезвреживать и перерабатывать вредные примеси без изменения своих основных свойств. Ассимиляционная способность ОС представляет собой специфический ресурс, а сам ассимиляционный потенциал имеет экономическую оценку, отражающую ценность этого ресурса, заключающуюся в том, что благодаря её наличию общество может позволить себе экономить на природоохранных издержках.

Помимо экономии на затратах по очистке выбросов наличие АПОС позволяет предотвратить потери от загрязнения (точнее, ущерб от негативных изменений основных свойств ОС в результате загрязнения). Таким образом, предотвращённый ущерб – экономия затрат по предотвращению загрязнения – определяет экономическую оценку АПОС на основе затратного подхода.

Метод рентной или квазирентной оценки АПОС (оценка, основанная на его дефицитности) строится на возможностях искусственного воспроизводства АПОС. При этом оценка представляет собой разность между общественно необходимыми затратами на снижение выбросов (воздействий) до экологических нормативов в пределах конкретной территории, АПОС которой подлежит оценке. Данный подход представляется более предпочтительным как с точки зрения составления объективной стоимости природного ресурса, каким является АПОС, так и с позиций практического использования.

Для практического осуществления экономической оценки АПОС на основе рентного метода предлагается использовать степень (кратность) превышения экологических нормативов в оцениваемом районе. Затем через полученный показатель (коэффициент) и заранее определённое значение экономической оценки АПОС в эталонном районе (где соблюдаются экологические нормативы) рассчитать искомую экологическую оценку АПОС. Кроме того, данный подход предполагает проведение экономической оценки АПОС для каждого загрязняющего вещества отдельно. Общая экономическая оценка АПОС определяется суммированием оценок по отдельным веществам.

Постановка проблемы рационального природопользования АПОС обусловлена глобальным характером природопользования и связанные с этим негативными последствиями хозяйственной деятельности. Данная проблема имеет несколько аспектов рассмотрения:

1 Трудность количественной определённости АПОС ставит вопрос о допустимом количестве вредных выбросов, которое может принять окружающая среда без изменения своих основных свойств (т.е. какое количество АПОС как природного ресурса может быть использовано в хозяйственной деятельности);

2 Практически не решён вопрос о предоставлении АПЛС в качестве природного ресурса (его нельзя рассматривать как объект собственности);

3 При отсутствии объекта собственности нет и собственника. В этом случае невозможно решить вопрос о распределении прав на использование этого ограниченного ресурса;

4 Существует вопрос объективной экономической оценки АПОС. Поскольку то, что никому не принадлежит, никем и не оценивается. Т.о., практическое внедрение методов экономической оценки ассимиляционного потенциала возможно при условии внедрения прав собственности на АПОС;

5 Введение имущественных прав на АП обеспечивает его рациональное использование. В подобном случае получает разрешение вопрос об экономическом ущербе. Владелец АП составляет затраты и результаты, связанные с использованием АП. Он может передать предпринимателю права пользования данным ресурсом, т.е. разрешить загрязнение, и получить при этом устраивающую его компенсацию. Владелец же АП понесёт определённые убытки от ухудшения качества окружающей среды, однако для него это не будет ущербом. Он их будет воспринимать как затраты, позволяющие получить доход – плату за использование АП.

6 Введение имущественных прав на АП должно сопровождаться созданием институционального механизма его использования (государственные или муниципальные управляющие органы, рыночные инструменты: банки и биржи по торговле правами на загрязнение и т.д.). Создав такой механизм, т.е. определив, кто является собственником АП и как он взаимодействует со своими контрагентами, мы обеспечиваем интернационализацию экстернальных издержек. Теперь виновник загрязнения должен платить собственнику АП, поскольку последний перестал быть держателем соответствующего количества прав на загрязнения.

7 Введение имущественных прав на АП должно быть дополнено возможностью перераспределения (продажи) прав собственности. Тогда процесс перераспределения АП обеспечивается в динамике. При этом не имеет большого значения первоначальное распределение прав собственности. В конечном итоге в результате переговоров и взаимовыгодных условий будет выбран наиболее эффективный вариант. Если обществу нужно, чтобы природная среда стала более чистой, и онобладает достаточными средствами, то оно найдет способ сделать это.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 983; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.