Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы прогнозирования структуры потребительского спроса




Прогнозирование спроса представляет собой научно обоснованное предвидение развития платежеспособных потребностей населения на товары и услуге.

В зависимости от временного периода различают следующие виды прогнозирования:

– оперативное (до одного месяца);

– краткосрочное (от I до 2 лет);

– среднесрочное (от 2 до 5 лет);

– долгосрочное (от 5 до 10 лет).

Для целей прогнозирования спроса используются: метод экспертных оценок, экстраполяция, норматив­ный, балансовый методы, экономико-математическое моделирование, маркетинговые исследования.

Методы экспертных оценок основаны на использо­вании знаний и интуиции специалистов, имеющих вы­сокий уровень квалификации по специальности, про­фессиональный и научный опыт. Мнения экспертов обобщаются, строятся логические заключения о прогнозируемом спросе, выбирается оптимальное реше­ние. Данные методы являются вспомогательными как дополнения к другим методам.

Экстраполяция предполагает изучение тенденций и закономерностей развития величины и структуры спроса и построение на их основе прогноза с учетом спе­цифики влияния отдельных факторов в предстоящем периоде. К данной группе методов относятся расчеты коэффициента эластичности, показывающего процент­ное изменение спроса на определенную группу товаров при изменении значения влияющего фактора на 1 % (цены, дохода, численности и т.д.). Применение дан­ных методов актуально для целей краткосрочного про­гнозирования.

Использование нормативного метода при изучении и прогнозировании спроса предполагает учет физиоло­гических норм потребления, научно обоснованных ра­циональных норм, определение сроков их достижения. Сложность применения метода заключается в разра­ботке норм, их объективной обоснованности.

Для уравновешивания источников образования де­нежных доходов и направлений их расходования, в том числе и на покупку товаров и оплату услуг, использует­ся балансовый метод.

Экономико-математическое моделирование основа­но на применении трендовых, корреляционно-регрес­сионных, оптимизационных моделей, позволяющих установить зависимость развития спроса от влияния одного или нескольких факторов (среднедушевой до­ход, цена, численность населения, размер семьи, сред­недушевое потребление отдельных товаров и услуг). Модели строятся на основе применения теории вероят­ности, математической статистики, компьютера.

Для изучения неудовлетворенного спроса, структур­ных изменений, сезонности проявлений спроса исполь­зуются результаты проведения анкетных обследований семей, выборочных опросов населения, специальных наблюдений за спросом, т.е. проводятся маркетинго­вые исследования.

При прогнозировании микроспроса наиболее распространенными являются следующие методы:

– экономико-математические;

– с использованием коэффициента эластичности спроса;

– с использованием структурных моделей.

В современной практике применяются различные подходы к прогнозированию товарно-групповой структуры потребительского спроса: генетический, нормативный, эвристический, сравнительный. Каждый из них реализуется посредством определенных способов расчетов спроса, которые схематически представлены на рис. 2.

Рис. 2 – Подходы и методы прогнозирования товарной структуры потребительского спроса

 

Экономико-статистические (экономико-математические) методы прогнозирования спроса

Генетический подход к прогнозированию потребительского спроса основывается на инерционном характере его развития, т. е. на оценках устойчивых тенденций развития потребительского спроса, перенесении зависимостей прошлого и настоящего на будущее.

Этот подход наиболее полно реализуется посредством эконо­мико-статистического моделирования динамики спроса, которое сформировалось в самостоятельное направление прогнозирования спроса в 20-30-е годы XX в.

Экономико-статистические модели в зависимости от способов моделирования их параметров делятся на два вида:

– трендовые модели оценки и прогнозирования спроса;

– факторные модели оценки и прогнозирования спроса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1968; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.