Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Денежно-кредитная политика, монетарная политика, дискреционная и монетаристская политики

Ms~tср

Спрос на деньги, мотивы спроса на деньги, мотивы спроса на деньги для сделок по закупке ВВП (трансакционный), мотив предосторожности, спекулятивный мотив (зависит от процентной ставки).

 

Md – количество денег, необходимое субъекту национальной экономики в реальном времени.

Номинальный спрос на деньги – то количество денег, которые субъекты национальной экономики хотели бы иметь в наличии.

Реальный спрос на деньги – определяет покупательскую способность денег.

Выражается:

(реальный спрос на деньги)

 

 

В макроэкономической теории существуют два подхода в анализе спроса на денежном рынке: кейнсианский и монетаристский.

 

Кейнсиансий подход.

 

В кейнсианской теории выделяются три мотива спроса на деньги, которые предъявляют субъекты национальной экономики.

1)трансакционный мотив

2)мотив предосторожности

3)спекулятивный мотив

«Теория предпочтения ликвидности».

Трансакционный мотив связан со спросом на деньги, необходимых для закупки произведенного ВВП.

 

Где У – уровень цен

Р – потенциальный ВВП

Мотив предосторожности определяет желание экономических субъектов хранить деньги на случай возникновения непредсказуемых жизненных обстоятельств.

Спекулятивный мотив основан на функции денег, как средств сбережения ценностей.

 
 


 

 

Монетаристский подход.

Монетаристский подход основан на неоклассической теории денег (17 век – начало 20 века).

Уравнение Фишера: MV=PY

 

Современный монетаризм зародился в качестве нового варианта теории денег в результате труда американских учёных М.Фридмана, Д.Робертсона, А.Пигу.

В монетаризме подчёркивают, что изменение денежной массы Ms влияет на уровень цен в стране, следовательно, спрос на деньги и предложение денег.

Если спрос на деньги увеличивается, то увеличивается уровень цен в стране, следовательно, спрос на деньги и предложение денег должны быть уравновешены.

 

Уравнение обмена:

k – коэффициент ликвидности денег (k=)

Уравнение обмена ещё называют уравнение кембриджской школы.

 

 

M/P=kУ

 

Где k – известный коэффициент ликвидности денег.

Современный спрос на деньги записывается в следующем виде:

Md=f(P,Пt,rакц,rоблигац,У(n,r))

 

Где Md – спрос на деньги

Р – уровень цен

Пt – темп инфляции

У(n,r) – совокупное имущество

Согласно правилу монетаристов, государство должно поддерживать темп роста денежной массы на уровне средних темпов роста реального ВВП.

 

 

Тогда уровень цен в экономике будет стабилен, а предложение денег Ms будет соответствовать спросу на деньги.

 

Таргетирование – денежно-кредитная политика, подразумевающая установление верхнего и нижнего пределов денежной массы на предстоящий период.

 

Факторы, влияющие на спрос денег.

1)уровень национального дохода (У)

2)ставка процента (r)

Кейнсианцы считают, что скорость обращения денег и соответствующий коэффициент ликвидности k нестабильны, поэтому в определении спроса на деньги играет изменение процентной ставки.

Монетаристы считают, что рост денежного предложения вызывает лишь повышение уровня цен, поэтому для снижения темпов инфляции необходим контроль денежного предложения, при этом скорость обращения денег и коэффициент ликвидности считают стабильными.

 

5.4.Равновесие на рынке денег, модель равновесия денежного рынка «LM», LM – ликвидность денег, общее равновесие товарного и денежного рынка, модель «iS-LM» (Хикса-Хансена).

 

Механизм равновесия на денежном рынке.

 

 

Ms>Md (менее ликвидный), осуществляется продажа ценных бумаг (r1)

Ms<Md (более ликвидный), осуществляется покупка ценных бумаг (r2)

 

 

 

Ликвидная ловушка – ситуация в экономике, когда возрастающее предложение денег уже не в состоянии вызвать дальнейшее увеличение спроса на деньги и снижение процентной ставки ниже её предельной величины, тогда на лицо высокий уровень инфляции и реальный сектор и денежный сектор перестают взаимодействовать.

 

Равновесие денежного рынка проиллюстрировано линией ликвидности денег LM Хансена.

 

 

 

Вывод “LM”:

Уравнение LM: M/P=L(У,i)

Ms=Ma

 

LM показывает равновесие денежного рынка при соблюдении следующих условий:

1)при заданном предложении денег

2)с ростом реального ВВП должна возрастать процентная ставка

L – ликвидность денег

М - предложение денег

«Модель iS-LM Хикса-Хансена»

Построение LM предполагает анализ равновесия денежного рынка, при котором Ms=Md.

Уравнение линии LM: M/P=L(У,r)

Где M/P – реальные кассовые остатки,

r – ставка процента

 

 

Каждая точка линии LM показывает такую комбинацию процентной ставки и объёма национального производства, при которой спрос на деньги равен предложению денег (в точке А).В этой ситуации предложение денег превышает спрос на деньги (Ms>Md), когда денег больше, чем их спрос.

В точке В: Ms<Md

Сдвиг линии LM влево/вправо осуществляется под воздействием денежно-кредитной политики.

Сдвиг вправо (в сторону увеличения) осуществляется под воздействием политики «дешёвых денег» или стимулирующей денежно-кредитной политики, которая осуществляется в период спада в экономике.

Не эмиссионные инструменты денежно-кредитной политики.

1)ставка процента (рефинансирования) – цена, по которой национальный банк выдаёт кредиты коммерческому банку

2)норма обязательных резервов: R снижается

3)операции на рынке ценных бумаг (покупка ценных бумаг (ГКО))

Сдвиг влево осуществляется под проведение политики «дорогих денег» (рецессионная политика), эта политика направлена на:

1)увеличение ставки процента

2)увеличение обязательных резервов

3)продажа ГКО (ценные бумаги)

Также линия LM может иметь различные наклоны. Они (эти наклоны) определяются зависимостью спроса на деньги от следующих факторов:

1)чувствительностью процентной ставки (т.е. Md)

2)чувствительностью спроса на деньги с изменением дохода

Чем больше изменение спроса на деньги, тем более пологой будет линия LM.

В Республике Беларусь почти вертикальный наклон.

 

 

Денежно-кредитная политика (монетарная) осуществляется с помощью эмиссионных и не эмиссионных денег с целью достижения полной занятости, потенциального ВВП и минимализации темпов инфляции.

При достижении этих целей центральный банк сначала выбирает промежуточные цели.

Промежуточные цели денежно-кредитной политики.

1)контроль за предложением денег

2)регулирование ставки процента

3)регулирование обменного курса валют (курс национальной валюты и курс иностранной валюты)

Конечные цели денежно-кредитной политики – те, которые стоят в определении, т.е. полная занятость, потенциальный ВВП и минимализация темпов инфляции.

Выделяют два подхода:

1)кейнсианский (гибкая, дискреционная). Для этого подхода характерен краткосрочный период. В этом периоде проводятся политика «дешёвых денег» и политика «дорогих денег».

Главным инструментом является ставка процента.

2)монетаристский (характерен в долгосрочном периоде)

 

Использование модели “iS-LM” для анализа последствий влияния налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики.

Модель “iS-LM” позволяет оценить влияние макроэкономической политики на совокупный спрос.

Используя модель “iS-LM”,построить модель совокупного спроса.

 

Политика дорогих денег приводит к росту общего уровня цен.

Налогово-бюджетная политика и денежно-кредитная политика (фискальная политика).

 

 

Воздействие фискальной экспансии на модель “iS-LM”. Эффект вытеснения.

Прирост на У3-У1, но на практике У2-У1, следовательно, У3-У2 – эффект вытеснения.

Частные инвестиции приводят к снижению объёма национального производства (рост r приводит к сокращению национального производства)

При проведении фискальной рестрикции имеет явление обратный процесс, который получил название эффекта втягивания частных инвестиций в экономику, что приводит к росту ВВП.

Воздействие денежно-кредитной политики на параметры макроэкономического равновесия.

 

Стимулирующая денежно-кредитная политика (политика «дешёвых денег»)

Последствия: и

Если в экономике инфляция, то необходимо проводить политику «дорогих денег» (и )

 

Уравнение линии iS: У=С(У-Т)+I(r)+G

LM=M/P=L(У,i)

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Предложение денег, роль коммерческих банков в формировании предложения денег, депозитный (банковский) мультипликатор, денежный мультипликатор | Государственные расходы. Мультипликатор государственных расходов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 747; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.