Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные характеристики форм и моделей конкуренции

Виды конкуренции

 

  Цель Механизм Результаты
Внутри - отраслевая Получение сверхприбыли Повышение производительности труда, снижение индивидуальной ценности товара Сведение индивидуальных ценностей товаров к единой, общественной ценности и формирование на этой основе отраслевой рыночной цены товара
Межотраслевая Получение наибольшей прибыли Свободное переливание из отрасли в отрасль в погоне за внешней нормой прибыли Выравнивание различных норм прибыли в единую, среднюю норму прибыли и образование средней прибыли как абсолютной ее величины
Рыночная Защита интересов покупателей и продавцов (установление наивысших или самых низких цен) Динамика соотношения предложения и спроса товара Установление цены предложения или цены спроса, что ведет к формированию уравновешенной цены

 

В-четвертых, наряду с перечисленными экономическими функциями, ориентированными на повышение эффективности производства и рост благосостояния, конкуренция выполняет также функцию обеспечения свободы деятельности. Дело в том, что и в рыночной системе деятельность и возможности выбора участников рынка подвержены ограничениям, но конкуренция предполагает, с одной стороны, наличие альтернативы для любой деятельности, с другой стороны, она открывает субъектам рыночных отношений свободу действий.

С учетом условий, в которых протекает конкуренция, различают две основные формы конкуренции: совершенную и несовершенную, имеющую несколько моделей (табл. 8.2.).

 

Таблица 8.2.

 

Формы и модели конкуренции Признаки, определяющие форму и модель конкуренции Степень контроля над ценами
Совершенная (свободная, неограниченная) § большое количество мелких продавцов и покупателей; § полная однородность производимой продукции, покупатель может выбрать любого продавца для осуществления покупки; § отсутствие ограничений для межотраслевого переливания капитала, т.е. полная свобода "входа" в отрасль, на рынок и "ухода"; § полная информация о цене, спросе и предложении товара, т.е. совершенное знание рынка потребителями и производителями отсутствие контроля; цена устанавливается в соответствии с действием законов спроса и предложения
Несовершенная (ограниченная) Ее модели: Монополия § ограничена влиянием монополий и государства; § товар производит только один производитель (фирма), поэтому есть единственный продавец (монополист); § реализуемый продукт уникален, отсутствуют близкие заменители товара, поэтому покупатель вынужден платить установленную монополистом цену (или отказаться от покупки данного товара); § для потенциальных конкурентов монополист устанавливает труднопреодолимые барьеры продавцы и покупатели могут воздействовать на рыночную цену; полный контроль
Монополистическая конкуренция § относительно большое количество производителей, предлагающих похожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию; § продукция может быть дифференцирована и по условиям послепродажного обслуживания, по интенсивности рекламы, и т.д. § множество продавцов и покупателей, совершающих сделки не по одной рыночной цене, а в широком диапазоне цен; § относительно неограниченное проникновение новых конкурентов на рынок, вхождение в отрасль довольно простое достаточно слабый контроль; ограничен возможностью замены товара
Олигополия Преобладающая модель в современной рыночной структуре: § рынок состоит из небольшого числа продавцов (в основном крупные фирмы); § товары могут быть схожими, а могут быть и дифференцированными; § проникновение в отрасль, на этот рынок новым претендентам довольно затруднено; § каждый продавец чутко реагирует на стратегию и действия конкурентов; § используется политика лидерства в ценах, а также возможен сговор между олигополистическими фирмами в целях поддерживания цен и максимизации прибыли частичный контроль

 

Следует отметить, что диапазон методов, который может быть использован конкурирующими фирмами, достаточно широк. Эти методы можно разделить на ценовые и неценовые. К ценовым относятся: применение монопольно высоких или монопольно низких цен в целях вытеснения конкурента и завоевания рынка сбыта; использование ценовой дискриминации, особенно при оказании услуг (услуги врачей, адвокатов, владельцев гостиниц, транспортировка скоропортящихся продуктов) и т.д.

Основными же методами конкуренции в современных успениях являются неценовые, т.е. конкуренция осуществляется посредством повышения технического уровня изделий, качества товаров, улучшения ассортимента при сохранении примерно одной и той же цены. Эти методы включают рекламу, услуги по сервисному обслуживанию, продажу в кредит, лизинг, льготы постоянным покупателям, использование торговых знаков и торговых марок фирм.

К сожалению, иногда используются силовые методы конкурентной борьбы (лишение конкурента сырья, рынков сбыта, скупка патентов, захват рынков рабочей силы), а также запрещенные законом методы (поджоги, убийства опасных конкурентов, экономический шпионаж, подкуп и шантаж, распространение заведомо ложных сведений о конкурентах, подделка торговых знаков и т.д.).

Вместе с тем использование различных методов конкурентной борьбы не принесет успеха, не сделает конкуренцию цивилизованной и эффективной, если экономическим центром общества — государством — не будут предприняты меры, обеспечивающие нормальные условия для функционирования и защиты от монополизма, усиление которого негативно сказывается на развитии рыночной экономики. Осуществление политики в области конкуренции и регламентации деятельности монополий со стороны государства проявляется в формировании и совершенствовании антимонопольного регулирования, включающего антимонопольный контроль над монополизированными рынками, организационный механизм (поддержка малого бизнеса, упрощение механизма лицензирования, либерализации рынков и т. д.) и антимонопольное законодательство.

 

Контрольные вопросы

 

1. Что такое цена спроса на товар?

2. Какое неоспоримое преимущество есть у ценового механизма рынка?

3. Что обозначает понятие “эластичный спрос”?

4. Что такое неэластичное предложение?

5. К чему ведет установление максимального предела цены?

6. Какие существуют виды конкуренции?

7. Какая форма конкуренции преобладает в современной рыночной структуре?


 

Тема 8. ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА: СУЩНОСТЬ, ТИПЫ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА

 

Лекция 9. Переходная экономика: сущность, типы и содержание переходного периода.

 

Основные понятия, включенные в систему тренинг-тестирования:

переходной период в экономике; факторы переходного периода; типы переходных периодов; общие закономерности переходного периода; этапы переходного периода; государственно-организационное регулирование.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 284; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.