Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этический практикум: Речь как отражение внутреннего мира




Золотое правило этики, сформулированное в Евангелии от Луки гласит: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (6:31). В китайской культуре золотое правило, по Конфуцию, передаётся только одним словом «Взаимность». Античность выражает эту же идею понятием справедливости, понимаемой как добродетель полиса, основывающаяся на умеренности, мужестве и мудрости (рассудительности) его граждан. Возможна ли реализация правила взаимности на практике? Рене Декарт говорит о том, что единственное, что в нашей власти – это наши мысли. В силу этого, если мы по отношению к кому-то справедливы, то надеяться на то, что и к нам будут тоже справедливы, не приходится, поскольку действия других нам не подвластны. Данный вывод, если Вы с ним согласны, побуждает исключить из предмета анализа проблему «другого» и проанализировать, каков Ваш собственный внутренний мир, Ваше собственное отношение к нему и к самому. Это задание, выполняемое посредством обращения внияминия на свою речь, служит развитию формированию и развитию основной общекультурной компетенции, состоящей в способности и готовности к совершенствованию и развитию своего интеллектуального (2) и общекультурного (3) уровня, нравственного (3) и физического совершенствования своей личности (4).

1. Непомерная требовательность к себе как необъективное (несоразмерное) отношение, порождает и необъективное отношение к другим. Насколько справедливы Вы к самому (к самой) себе, когда Вы раздосадованы тем, что получилось, а Вы ожидали или хотели бы от себя ожидать лучшего? Сколько часов, минут, дней Вам приходится восстанавливать свой тонус в таких случаях?

2. Решив для себя по возможности не порождать негативных эмоций, успевая каждый раз формировать объективную, содержательную, сдержанную и доброжелательную точку зрения, соразмерную условиям и обстоятельствам, понаблюдайте за своими эмоциональными реакциями.

3. Определив частицу «Ну», с одной стороны, как своё согласие на пониженный тонус и, с другой стороны, как «идеальный» инструмент для выработки навыков владения собой, обладающий высокой частотностью, малым временным коэффициентом, стилистической недостаточностью и не являющийся проблемным по сравнению с бранной речью, понаблюдайте, сколь часто Вы говорите о себе: «Ну, я сделал(а)», «Ну, моя работа», «Ну, я подумаю» и принижаете высокие понятия, научную терминологию и имена известных деятелей науки и культуры (например, «Ну, медицина…» и т. д.)

4. Частица «как бы» (например, «Мы как бы решили…») нарушает соответствие намерения, слова и дела (их смысловое тождество) или занижает оценку полученного результата. Может быть, Ваше чутьё (то есть Ваше эстетическое начало) реагирует на это несоответствие, но, но Вы в силу привычки «просто» не замечаете этого. «Просто», то есть «бездумно». Обратите внимание на алогичность фраз с частицей «просто», которые встречаются в студенческой речи «Я просто был(а) у врача…», «Я просто опоздал(а)», «Я просто была на похоронах».

5. Проверьте, способны ли Вы спокойно, рассудительно или с юмором ответить на чьё-либо резкое высказывание? Руководствуйтесь в этом положением синергетики о том, что любая система берёт энергию для реализации свойственного ей импульса из внешних воздействий, причём неважно положительное оно или отрицательное. Резкое высказывание в наш адрес предоставляет нам энергию, которой мы в своём ответе часто не успеваем придать интересный, нестандартный и культурный вид, и отдаём той же монетой, если ситуация опережает наше мышление.

6. В состоянии ли Вы мыслить, привлекая познавательные операции сравнения, обобщения, абстрагирования и другие, если Вам необходимо ответить на вопрос, на который Вы не знаете ответа?

А. Сравнение. Сравните два разных уровня для уточнения понятия «жизнь» (например, биологическая клетка и Солнечная система).

В. Обобщение. Приведите разные ситуации (каждый студент описывает на листочке свою ситуацию), сгруппируйте их на основе схожести и подобия и выведете понятия, общие для каждой выделенной группы.

С. Абстрагирование. Вспомнив о круге своих профессиональных интересов, сразу перейдите к тем вопросам, которые Вас очень давно интересуют. Используйте выделенные выше понятия для создания новых точек зрения и подходов. Если выделенные понятия относятся к сфере профессиональной деятельности, то переключитесь на сферу жизнедеятельности, найдя иное нестандартное применение.

7. Запускаете ли Вы в ситуациях незнания (отсутствия готового ответа) механизм проверки всех существующих знаний и представлений на предмет выявления их потенциальной причастности к затронутой проблеме? Рене Декарт в подобных случаях рекомендовал выделять столько частей, сколько необходимо для разрешения вопроса, и составлять полные перечни и общие обзоры, чтобы быть уверенным, что ничего не пропустил. Если данный процесс не озвучивать вербально, то он неизбежно станет хаотичным и остановится, и, наоборот, каждое озвученное предложение (чтобы не запутаться оно должно быть коротким) конкретизирует рассматриваемый вопрос, сужает сферу поиска и выявляет понятия, значимые для ответа на поставленный вопрос.

8. Остаётесь ли Вы коммуникабельными в ситуации отсутствия ответа или в иной сложной жизненной ситуации? Сколько предложений Вы произносите в таких случаях?

Одно – Вы некоммуникабельны и не можете самостоятельно думать;

Два предложения – оставляете ситуацию неопределённой;

Три предложения – можете внести ясность в ситуацию, но не знаете, что с полученным результатом делать далее;

Четыре – Вы обладаете способностью логически вывести недостающую информацию и обозначить сферу или способ её применения;

Пять предложений – вероятно, что Вы в состоянии принять правильное решение (дать правильный ответ) в ситуации неопределённости.

9. Посмотрите на реакцию других людей в тех случаях, когда Вы, отойдя от машинальности речевой деятельности, сознательно формируете свою речь, неся ответственность за каждое произносимое слово, за каждый произносимый слог и за тождественность их восприятия слушателем.

10. Чтобы самопознание не разонравилось Вам, если Вы вдруг заметите за собой много недостатков, утвердитесь в научном понимании того, что отрицательный результат – тоже результат, и в этико-философской позиции, позволяющей сохранять спокойствие и доброжелательность даже при самых крайних проявлениях несовершенства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 661; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.