Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 25 Основы невербального общения




Невербальное общение – общение посредством неречевых знаковых систем (Наиболее ранней серьезной работой, посвященной проблеме исследова­ния невербальных средств общения, является труд Ч. Дарвина «Выражение эмоций у людей и животных», опубликованный в 1878 г. Это издание оп­ределило современные исследования языка телодвижений, а многие идеи Дарвина и его наблюдения признаны сегодня учеными всего мира. В конце 70-х гг. прошлого столетия серьезным исследованием этой пробле­мы занялся А. Пиз, автор книги «Язык телодвижений» (Н. Новгород, 1994) и методики обучения основам коммуникации в учебном центре Pease Training Corporation, Австралия). Невербальная коммуникация обычно пред­ставляется следующими системами: визуальная, акустическая, так­тильная, ольфакторная.

Визуальная система общения включает в себя:

- жесты;

- мимику, позы;

- кожные реакции (покраснение, побледнение, потоотделе-нце);

- пространственно-временную организацию общения;

- контакт глазами (визуальный контакт);

- вспомогательные средства общения, в т. ч.: подчеркивание или сокрытие особенностей телосложения (признаки пола, возраста, расы), использование средств преобразования при­родного телосложения (одежда, прическа, косметика, очки, борода, мелкие предметы в руках) и пр.

Эта общая моторика различных частей тела отражает эмоцио­нальные реакции человека, благодаря чему общение приобретает новые нюансы.

Акустическая система подразделяется на следующие аспекты:

- паралингвистическая система (система вокализации, т. е. темп голоса, его диапазон, тональность);

- экстралингвистическая система (включение в речь пауз, а также других средств, как-то: покашливание, смех, плач, темп речи).

Тактильная система – прикосновения, пожатие рук, объятия, поцелуи. Ольфакторная система – приятные и неприятные за­пахи окружающей среды, естественные и искусственные запахи человека.

Выделяют следующие основные функции невербального обще­ния:

- выражение межличностных отношений;

- выражение чувств и эмоций;

- управление процессами вербального общения (разговором);

- обмен ритуалами;

- регуляция самопредъявлений.

Особенностью невербального языка является то, что его появ­ление обусловлено импульсами человеческого подсознания, и че­ловек, не владеющий методикой контроля своих невербальных средств выражения, не может подделать эти импульсы, что позво­ляет доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу общения. Считается, что подделывать или копировать же­сты и другие невербальные знаки практически невозможно, по­скольку в течение длительного времени нельзя контролировать всю их совокупность и одновременно еще и произносимые слова.

Знание невербального языка позволяет не только лучше пони­мать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какую ре­акцию вызвало услышанное еще до того, как собеседник выска­жется, почувствовать необходимость изменений для достижения желаемого результата. Невербальная коммуникация позволяет по­казать, что вы понимаете посылаемые другими сигналы и ответы на них; проверять собственные предположения о сигналах, подав­ляемых другими; подавать сигналы обратной связи.

Можно выделить ряд факторов, которые влияют на невербаль­ный язык и отдельные его элементы:

- национальная принадлежность (так, одни и те же жесты могут означать разное у разных народов);

- состояние здоровья (у человека в болезненном состоянии меняются взгляд, звучание голоса, жесты обычно более вя­лые, хотя есть заболевания, сопровождающиеся повышен­ной возбудимостью, эмоциональностью);

- профессия человека (слабое рукопожатие не всегда прояв­ление слабости: может быть, профессия требует беречь паль­цы);

- уровень культуры, который влияет на состав жестов, пре­ставление об этикете, правильном воспитании;

- статус человека (чем выше стоит он на иерархической лес­тнице, тем более скуп на жесты, больше оперируя словами; жесты становятся более утонченными);

- принадлежность к группе (групповые традиции, нормы, правила могут существенно модифицировать пантомимику члена группы);

- актерские способности (многие умеют играть не только сло­вами, но и невербальными знаками);

- возраст (в раннем возрасте одно и то же состояние может выражаться разными жестами; кроме того, возрастной фак­тор часто играет ту же роль, что и статус. С возрастом мо­жет снижаться скорость движений);

- сочетание невербальных знаков (обычно состояние переда­ется не одним, а несколькими элементами пантомимики. При нарушении гармонии между этими элементами складывается впечатление неискренности; то же относится к согласованию слов и жестов);

- возможность проявить и воспринять невербальные средства общения (физическая преграда между партнерами затрудня­ет их полноценное восприятие, как например, при разгово­ре по телефону).

На невербальные средства общения накладывает сильный от­печаток каждая конкретная культура, поэтому для всего человече­ства общих норм нет. Невербальный язык другой страны прихо­дится учить так же, как и словесный.

Невербальные знаки, в частности, жесты нельзя рассматривать изолированно, поскольку у одного жеста может существовать не­сколько значений; другой в данный момент может вообще ничего не значить; третий – быть обманным. Поэтому их необходимо читать в системе, где каждый дополняет, уточняет, координирует другие.

Невербальные знаки могут соответствовать или не соответство­вать словам человека, которые они сопровождают. Если соответ­ствие имеется, они усиливают вербальную информацию, а если отсутствуют, ориентироваться нужно на невербальные знаки, по­скольку их информативность примерно в пять раз выше, чем слов.

Кроме соответствия между словами и телодвижениями, необ­ходимо принимать во внимание ситуацию (например, позы замерз­шего, уставшего, критически настроенного к собеседнику человека примерно одинаковы), особенности одежды, которая может ско­вывать свободу движений и позы.

Выносить суждение следует лишь тогда, когда несколько сигна­лов тела указывают на одно и то же. Их должно быть не просто не­сколько, а целый ряд, относящихся к разным формам проявления.

Лишь часть сведений передается от одного человека другому сознательно, с целью сообщить что-либо партнеру. С этой точки зрения невербальные знаки подразделяются следующим образом:

- интенциональные – специально производимые для переда­чи информации;

- неинтенциональные – непреднамеренно выдающие эту ин­формацию.

В качестве неинтенциональных знаков могут выступать призна­ки эмоций, которые человек хотел бы подчас скрыть (краска, за­ливающая лицо, дрожание рук, голоса). Неинтенциональные зна­ки может содержать и речь (например, оговорки, в которых про­рываются эмоциональное состояние говорящего, акцент и особенности произношения, указывающие на место происхожде­ния и жизни человека). Поскольку данные знаки говорят о самом человеке, его непосредственных, спонтанных реакциях, очень важ­но научиться замечать их и верно рассматривать.

Большое значение для правильного толкования и понимания тела имеет принципиальная многозначность всех выразительных черт. Одно и то же мимическое явление может иметь совершенно разные истоки. Например, горизонтальные складки на лбу, обра­зующиеся при максимально расширенных глазах, типичны для испуга, удивления, полной страха беспомощности, а также для внезапного понимания. Если человек заинтересовался какой-либо новостью, показавшейся ему чрезвычайно важной, он приобрета­ет тот же самый мимический образ, что и высокомерный челове­ка, который часто в такой же позе посматривает со стороны на презираемых им окружающих. Все это – источники горизонталь­ных складок на лбу, и следовательно, возможных толкований. Вер­ное понимание никогда нельзя вывести из отдельного мимичес­кого образа. Это можно понять только из целостной ситуации и общей установки человека с его манерами и способностями по­ведения, вместе взятыми. Тот, кто этого не усвоит, будет, по сути, заниматься лишь примитивным толкованием знаков, упрощением взаимосвязи – это самое большая опасность для практического истолкования языка тела.

Понимание выразительных движений осложняется тем, что почти каждый из нас в ходе своей жизни приобрел что-то похо­жее на «вторую жизнь». Это значит, что «первая», естественная закрыта способами поведения, которые начались с какой-либо мелочи, а затем закрепились. И настолько сильно, что в конце кон­цов уже не осознается то, что, собственно говоря, это не настоя­щая осанка, способ реакции, формы поведения. Впоследствии это приводит к ложному ощущению тела, которое координировать очень и очень сложно. Так, у слабохарактерных или добродушных людей на основе их отрицательного опыта (злоупотребление со стороны окружающих) нередко развивается внешний, подчеркну­то бойкий, солидный или жесткий способ самопередачи как ес­тественная защитная реакция. Бросающаяся в глаза агрессивность часто маскирует лишь беспомощность в тех ситуациях, которым придается значение.

Совершенно особое, чрезвычайно важное значения для пра­вильного понимания языка тела имеют многочисленные мелочи, т.е. выразительные малозаметные проявления. Тот, кто их демон­стрирует, не сознает этого.

Поскольку подсознание людей работает автоматически, незави­симо от них, невербальные знаки могут «выдать с головой», по­этому, чтобы скрыть свои мысли, целесообразно:

- специально отрабатывать комплекс жестов,* придающих правдо­подобность сказанному;

- шире использовать положительные невербальные знаки, привлекающие других, и, по возможности, избавляться от от­рицательных;

- соблюдать дистанцию по отношению к собеседнику, чтобы не были видны микрознаки (румянец, изменения зрачков и пр.) и поза в целом.

Для установления взаимопонимания с партнерами, усиле­ния влияния слов следует использовать прием «отзеркаливания», т.е:

- принимать позы, сходные с позами собеседника (явное ко­пирование может быть расценено как передразнивание, что приведет к потере контакта);

- синхронизовать жесты и ритм своих движений с жестами и ритмом движений собеседника;

- использовать в своей речи сходные темп, громкость, инто­нацию голоса, темп речи.

Таким образом, все системы невербальной коммуникации су­щественно дополняют речевое воздействие, как усиливая его, так и ослабляя. Кроме того, именно невербальные средства общения представляют более точную информацию о душевном состоянии, настроении собеседника, отношении к партнеру и к обсуждаемой проблеме, чем его слова, помогают выявить такой существенный параметр делового общения, как намерения его участников.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 747; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.