КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Специфика литературы как учебного предмета
ПЛАН Знакомство с методической литературой, периодическими журналами, учебниками по изучаемому предмету Взаимосвязь методики преподавания литературы со смежными науками Методы исследования в области методики преподавания литературы Дидактические правила (законы) преподавания литературы в школе 1. Дидактическое правило: обучение должно быть воздействующим на различные стороны восприятия учащихся, на различные органы чувств и на разные сферы сознания; это требование должно одновременно отвечать нормам здоровой дозировки этих впечатлений, их устойчивости и постоянству
2. Дидактическое правило: учащиеся должны ясно понимать поставленную задачу, предъявленные учителем требования, участие учителя в разрешении поставленной задачи, характер работы класса и степень своей личной ответственности в этой общей работе.
3. Дидактическое правило: искусство методиста должно заключаться в том, что сложное показывается в простом, новое в знаокмом, а в старом узнается нечто новое.
4. Дидактическое правило: диалектически соединяя дедукцию с индукцией, учитель обеспечивает в итоге стройность т системность знания и тем самым воспитывает сознательный подход к жизни, соединение теории с практикой.
Предмет научного исследования в методике – обучение учащихся литературе как учебному предмету. Следует различать практическое изучение процесса обучения учителем для совершенствования личного мастерства и теоретическое изучение с целью развития теории методики, совершенствования практики обучения в целом. К теоретическим методам можно отнести: · метод срезов или метод массового одновременного опроса;
· метод целенаправленного наблюдения; · метод естественного эксперимента; · лабораторный метод.
Обучение литературе входит составной частью в работу школы в целом. Поэтому методика связана с дидактикой, разрабатывающей общую теорию и принципы обучения, а также с психологией и педагогикой. МПЛ связана с литературоведением, лингвистикой, историей, эстетикой и др.
1. Специфика литературы как учебного предмета. 2. Цели и задачи изучения литературы в школе. 3. Воспитательный потенциал художественной литературы. 4. Основные направления совершенствования преподавания литературы в средней школе. Литература 1. Буслаев Ф. И. О преподавании отечественного языка. – М., 1844. 2. Виноградов В. В. Поэтика и ее отношение к лингвистике и теории литературы // Вопросы языкознания, 1962, № 5. 3. Водовозов В. И. Словесность в образцах и разборах с объяснением общих свойств сочинения и главных родов прозы и поэзии. – СПб., 1868. 4. Вопросы методики преподавания литературы / Под ред. Н. И. Кудряшева. – М., 1961. 5. Голубков В. В. Методика преподавания литературы. – М., 1962. 6. Калганова Т. А. Как проанализировать урок литературы: Материалы к аттестации учителей // Литература в школе, 1996, № 1. 7. Корст Н. О. Очерки по методике анализа художественных произведений. – М., 1963. 8. Краткая литературная энциклопедия. – Т. 1-9. – М., 1962. – 1978. 9. Майман Р. Р. Практикум по методике преподавания литературы. – М., 1985. 10. Методика преподавания литературы / Под ред. З. Я. Рез. – 2-е изд. – М., 1985.
11. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов / Под ред. О. Ю. Богдановой, В. Г. Маранцмана. В 2 ч. – М., 1994. 12. Методика преподавания литературы в средних специальных учебных заведениях/ Под ред. А. Д. Жижиной. – М., 1987. 13. Никольский В. А. Методика преподавания литературы в средней школе. – М., 1971. 14. Рыбникова М. А. Избранные труды. – М., 1985. 15. Смирнов С. А. Преподавание литературы в V-VIII классах. – М., 1962. 16. Стоюнин В. Я. О преподавании русской литературы. – СПб., 1864. Художественная литература призвана сыграть особую роль в формировании современного общества, в его гуманизации. Она несет в себе художественную, эстетическую память народа, его нравственные установки. Курс литературы в средней школе – основа литературного образования, т.е. системы знаний, умений, необходимых для эстетического развития, которое обеспечивало бы полноценное усвоение духовных ценностей. В ряду других школьных дисциплин литература занимает особое место. Специфика ее в том, что она предполагает изучение не просто какой-то учебной дисциплины, а одного из видов искусства – искусства слова, которое по своей природе полифункционально: 1. Познавательная функция реализует когнитивные возможности литературы (через чтение художественных произведений ученик познает окружающий мир и людей, что способствует его самопознанию); 2. Мировоззренческая функция реализует развивающий потенциал искусства (литература формирует мировоззрение подрастающей личности, так как определяет многие ее жизненные позиции); 3. Эстетическая функ ция демонстрирует возможности художественной литературы доставлять бескорыстное удовольствие читателям при чтении, восприятии на слух поэтических текстов; 4. Креативная функция – это показатель развития творческих способнойтей учащихся в процессе чтения, интерпретации и исполнения литературных произведений. Мы развиваем речь, воображение, эмоции, память детей, воспитываем умение слышать и слушать поэтическоре слово; 5. Коммуникативная функция демонстрирует способности литературы выступать средством общения между людьми, странами и континентами Все функции взаимообусловлены друг другом, переходят друг в друга, дополняют друг друга и имеют эстетическую природу. Сложность преподавания определяется множеством этих функций: нельзя унифицировать одну из них и игнорировать другую. Это приведет к нежелательным результатам.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3890; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |