Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфика литературы как учебного предмета




ПЛАН

Знакомство с методической литературой, периодическими журналами, учебниками по изучаемому предмету

Взаимосвязь методики преподавания литературы со смежными науками

Методы исследования в области методики преподавания литературы

Дидактические правила (законы) преподавания литературы в школе

1. Дидактическое правило: обучение должно быть воздействующим на различные стороны восприятия учащихся, на различные органы чувств и на разные сферы сознания; это требование должно одновременно отвечать нормам здоровой дозировки этих впечатлений, их устойчивости и постоянству

 

2. Дидактическое правило: учащиеся должны ясно понимать поставленную задачу, предъявленные учителем требования, участие учителя в разрешении поставленной задачи, характер работы класса и степень своей личной ответственности в этой общей работе.

 

3. Дидактическое правило: искусство методиста должно заключаться в том, что сложное показывается в простом, новое в знаокмом, а в старом узнается нечто новое.

 

4. Дидактическое правило: диалектически соединяя дедукцию с индукцией, учитель обеспечивает в итоге стройность т системность знания и тем самым воспитывает сознательный подход к жизни, соединение теории с практикой.

 

 

Предмет научного исследования в методике – обучение учащихся литературе как учебному предмету. Следует различать практическое изучение процесса обучения учителем для совершенствования личного мастерства и теоретическое изучение с целью развития теории методики, совершенствования практики обучения в целом.

К теоретическим методам можно отнести:

· метод срезов или метод массового одновременного опроса;

· метод целенаправленного наблюдения;

· метод естественного эксперимента;

· лабораторный метод.

 

 

Обучение литературе входит составной частью в работу школы в целом. Поэтому методика связана с дидактикой, разрабатывающей общую теорию и принципы обучения, а также с психологией и педагогикой. МПЛ связана с литературоведением, лингвистикой, историей, эстетикой и др.

 

 

 

Лекция по методике преподавания русской литературы №2

Тема: Литература как учебный предмет в современной средней школе

Цель: показать полифункциональность литературы как учебного предмета, рассмотреть методические традиции в изучении русской литературы в школе, раскрыть современные концептуальные подходы к литературному образованию школьников.

1. Специфика литературы как учебного предмета.

2. Цели и задачи изучения литературы в школе.

3. Воспитательный потенциал художественной литературы.

4. Основные направления совершенствования преподавания литературы в средней школе.

Литература

1. Буслаев Ф. И. О преподавании отечественного языка. – М., 1844.

2. Виноградов В. В. Поэтика и ее отношение к лингвистике и теории литературы // Вопросы языкознания, 1962, № 5.

3. Водовозов В. И. Словесность в образцах и разборах с объяснением общих свойств сочинения и главных родов прозы и поэзии. – СПб., 1868.

4. Вопросы методики преподавания литературы / Под ред. Н. И. Кудряшева. – М., 1961.

5. Голубков В. В. Методика преподавания литературы. – М., 1962.

6. Калганова Т. А. Как проанализировать урок литературы: Материалы к аттестации учителей // Литература в школе, 1996, № 1.

7. Корст Н. О. Очерки по методике анализа художественных произведений. – М., 1963.

8. Краткая литературная энциклопедия. – Т. 1-9. – М., 1962. – 1978.

9. Майман Р. Р. Практикум по методике преподавания литературы. – М., 1985.

10. Методика преподавания литературы / Под ред. З. Я. Рез. – 2-е изд. – М., 1985.

11. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов / Под ред. О. Ю. Богдановой, В. Г. Маранцмана. В 2 ч. – М., 1994.

12. Методика преподавания литературы в средних специальных учебных заведениях/ Под ред. А. Д. Жижиной. – М., 1987.

13. Никольский В. А. Методика преподавания литературы в средней школе. – М., 1971.

14. Рыбникова М. А. Избранные труды. – М., 1985.

15. Смирнов С. А. Преподавание литературы в V-VIII классах. – М., 1962.

16. Стоюнин В. Я. О преподавании русской литературы. – СПб., 1864.

Художественная литература призвана сыграть особую роль в формировании современного общества, в его гуманизации. Она несет в себе художественную, эстетическую память народа, его нравственные установки. Курс литературы в средней школе – основа литературного образования, т.е. системы знаний, умений, необходимых для эстетического развития, которое обеспечивало бы полноценное усвоение духовных ценностей.

В ряду других школьных дисциплин литература занимает особое место. Специфика ее в том, что она предполагает изучение не просто какой-то учебной дисциплины, а одного из видов искусства – искусства слова, которое по своей природе полифункционально:

1. Познавательная функция реализует когнитивные возможности литературы (через чтение художественных произведений ученик познает окружающий мир и людей, что способствует его самопознанию);

2. Мировоззренческая функция реализует развивающий потенциал искусства (литература формирует мировоззрение подрастающей личности, так как определяет многие ее жизненные позиции);

3. Эстетическая функ ция демонстрирует возможности художественной литературы доставлять бескорыстное удовольствие читателям при чтении, восприятии на слух поэтических текстов;

4. Креативная функция – это показатель развития творческих способнойтей учащихся в процессе чтения, интерпретации и исполнения литературных произведений. Мы развиваем речь, воображение, эмоции, память детей, воспитываем умение слышать и слушать поэтическоре слово;

5. Коммуникативная функция демонстрирует способности литературы выступать средством общения между людьми, странами и континентами

Все функции взаимообусловлены друг другом, переходят друг в друга, дополняют друг друга и имеют эстетическую природу. Сложность преподавания определяется множеством этих функций: нельзя унифицировать одну из них и игнорировать другую. Это приведет к нежелательным результатам.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3890; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.