Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возрастные особенности и этапы литературного развития учащихся




Ученик в своём развитии проходит ряд стадий: младший подростковый возраст (10–12лет), старший подростковый (13–14 лет) и период ранней юности (15–17 лет). Возрастные этапы развития ребёнка примерно совпадают с обучением его в определённых классах: младший

подростковый возраст – 5–7 классы, старший подростковый – 8–9 классы и пора ранней юности – 10–11 классы. Известно, что в одной и той же возрастной группе можно встретить учеников с очень разными уровнями литературного развития.

Младший подросток. У младшего подростка появляется устойчивый интерес к искусству, в первую очередь к кино и литературе. Особенно любит он читать о подвигах, приключениях, о людях сильных, смелых, благородных. Книга в эти годы воспринимается им как инобытие жизни действительной, описываемые события воспринимаются как реальные, а книжный опыт многих оказывается шире, чем жизненный. Ученики 5–7 классов способны к эстетическим переживаниям. Полёт фантазии столь силен, что он способен жить в «двоемирии»: реальная жизнь сочетается с созданной его воображением мечтой, ученик подчас не разграничивает действительность и результаты своей фантазии. Это особенность приводит, с одной стороны, к тому, что они очень эмоционально воспринимают писательское слово, а с другой, легко уходят от книги в мир произвольных ассоциаций. Читатель-подросток проходит мимо описания борьбы чувств, самооценок героя, мало внимания обращает на то, как переживания героев проявляются в жестах, в голосе героя. В литературном произведении сочувствие ребят вызывают, прежде всего, персонажи-дети, особенно если виновниками их страданий являются взрослые. И наоборот, если в конфликте страдающей стороной являются взрослые, такая ситуация воспринимается школьниками весьма спокойно. Сложные и противоречивые герои вообще ими отвергаются. Подросток не любит полутонов, ему всё нужно решать определённо и немедленно – отсюда и категоричность в оценке поступков героев и описанных ситуациях. Учащихся этого периода принято называть «наивными реалистами»: они не вверять в условность искусства и воспринимают описываемые события как настоящие.

Старший подростковый возраст. В 8–9 классах происходит значительный сдвиг в литературном развитии школьников. В этих классах отношение ученика к искусству начинает приобретать осознанный эстетический характер, когда книга воспринимается не только в своей содержательно-познавательной сущности, но и как художественная ценность. Старший подросток часто сосредоточен на своём внутреннем мире и ищет в произведениях только созвучные ему мотивы. Потребность в самовыражении у некоторых школьников оказывается настолько сильной, что анализ произведения нередко подменяется анализом собственных переживаний или рассуждений на интересующие их темы. Воспитание читательских культуры у старших подростков гораздо в большей степени, чем у младших, должно включать формирование теоретико-литературных понятий и объективных критериев подхода к произведению, обогащение историко-литературных знаний о писателе и эпохе, в которую он творил. В 8–9 классах фронтальная работа со всем классом сильно затруднена и соответственно увеличивается доля индивидуального подхода к разным группам школьников.

Период ранней юности. В 10–11 классах редки случаи, когда произведение служит лишь толчком для выражения собственных мыслей и чувств. Самовыражение теперь не вытесняет внимание к авторской мысли; проявляется же оно обычно в преимущественном внимании учеников не ко всему произведению, а к отдельной, интересующей его стороне книги. Его уже не удовлетворяет острый сюжет без глубокой мысли, его влечёт серьёзная высокохудожественная литература. Иногда у школьников появляется своеобразная «раздвоенность» подхода к произведению: одна оценка для себя, другая – для учителя. В целом эмоционально-образные переживания в старшем школьном возрасте несколько ослабевают.

В классе намечается резкая дифференциация школьников по уровню их литературного развития, поэтому учителю необходимо больше внимания уделять индивидуальной работе, увеличивать количество самостоятельных заданий для учащихся.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.