Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изменения в литературной жизни

Эпоха страшная, но интересная и противоречивая.

1929 г. — переломный: власть переходит в руки Сталина. Поворот к строительству мощной индустриальной державы. На XVII съезде РКП(б) — переход на планирование нового хозяйства, на плановую экономику. Первая пятилетка (была закончена досрочно, в 4 года, в 1932 году). Основные ценности, которые популяризируются в обществе, — это ударный труд, социальная гражданская и политическая активность. Сталин и партия ставят задачу в максимально короткие сроки сделать Советский Союз могущественной державой и организовать политический блок, который противостоял бы блоку капиталистическому. Со второй половины 1920х годов — нарастание угрозы фашизма (Испания, Франция). К концу 1930х годов — попытка нарастить и военный блок. Однако командный состав был выбит репрессиями. Время стахановского движения (научного соревнования), научных изысканий, покорения Арктики, время героических перелётов на фланерах через океан в Америку, развитие идей Циолковского (первые шаги в космической науке). За это время уже появилось поколение советских людей, воспитанных в новых идеалах (любовь к коммунистической родине, коллективизм и т.п.).

В деревне — разорение. Политика коллективизации выбила работоспособного крестьянина, мало-мальски разумного хозяина земли (особенно казачества). Шолохов. Пришвин: власть сражается с мужиком.

1932 г. — статья о перегибах. Появление семенных фондов. Культивирование романтики покорения деревни. Городские юноши и девушки с удовольствием едут в деревню (творческая интеллигенция, рабочие).

С утверждением авторитарной практики в стране возрастает вес политики как важного фактора общественной жизни.

23 апреля 1932 года — постановление «О перестройке литературно-художественных организаций», один из пунктов — о ликвидации РАППа (и других литературных группировок). Предпочтение единому творческому методу — социалистическому реализму. Создание Союза писателей. Такие же изменения — и в других видах искусства. Предполагалось создать организационное бюро, которое должно было разработать практические меры по подготовке этого мероприятия.

I Съезд Союза писателей — 17 августа—2 сентября 1934 года. Председатель — М. Горький (существует мнение, что Сталин специально создал съезд для Горького — или Горький подбросил идею Сталину). От партийных структур выступал Андрей Александрович Жданов. Подкорректировал, что такой соцреализм. На съезде — задачи Союза (прежде всего, чтобы воспитывать многомиллионную армию писателей), итог дискуссиям (единственно верный метод — соцреализм). Наступление монистической системы, канонизация направления, прекращается эстетический плюрализм, внесение в искусство нормативный эстетизм. Соцреализм должен реализовывать задачи общества, партии, популяризировать определённые ценности в обществе, утверждать их, говорить об обновлении жизненного процесса, отражать социалистическое мировоззрение. «Этот метод требует от художника правдивого, исторически конкретного изображения действительности в её революционном развитии». Понятия правдивости, исторической конкретности (=классовая непримиримость, социальная борьба) должны сочетаться с идейным перевоспитанием трудящихся в духе коммунизма. «Социалистический реализм утверждает бытие как деяние, как творчество, цель которого — непрерывное развитие ценнейших индивидуальных способностей человека ради его победы над силами природы, ради его здоровья и долголетия, ради великого счастья жить на Земле». Писатель должен как можно лучше знать жизнь. Начинаются писательские бригады по стране (начало — ещё в 1920х годах). В литературу начинает проникать публицистический оттенок, один из самых востребованных жанров — очерк, особенно производственный. Часто очерк или их цикл предшествует романной форме. Роман Фёдора Гладкова «Энергия» (1932-1938). Перед ним — цикл очерков «Письма о Днепрострое». Михаил Чумандрин «Ленинград» (незавершённый роман, перед ним — ряд очерков «Путиловские дневники»). М. Казаков «Время плюс время» (1932) ß цикл очерков «Человек и его дело».

А. Жданов: в задачи художника входит и ощущение своей классовой принадлежности. Задача — строительство коммунизма.

Метод ещё не вполне укрепляется, и были произведения яркие (у М. Шолохов, М. Горького [«Клим Самгин»], М. Пришвина, А. Паустовского, А. Платонова). Другие пытаются учесть социальный заказ, но с талантом (Константин Федин «Города и годы», А.Н. Толстой «Пётр I» — размах эпохи преобразований, при этом очень талантливо).

Юрий Лебединский «Комиссар» и др., Антон Макаренко «Педагогическая поэма» — вещи идейные, но бездарные. «Как закалялась сталь» Островского, «Энергия» Гладкова. Появляются штампы. Обязателен конфликт хорошего и плохого (или с ещё более хорошим), нужно было показать положительный пример — поэтому всегда были отрицательные и положительные герои, линейность построения, подмена нравственных ценностей социальными (при удачном изображении, однако, обе ценностные линии присутствовали). Это впоследствии привело к тупику: читать оказалось нечего из-за однородности.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Зарубежная действительность в изображении В. Маяковского | Жанр производственного романа и повесть
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 266; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.