Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пореволюционный период. Журналистско-издательская и общественная деятельность

Советского и эмиграционного периода

Творчество Максима Горького (1868-1936)

 

1) Пореволюционный период. Журналистско-издательская и общественная деятельность;

2) Творчество М. Горького 1920х годов:

а) эмиграционный период. Жанр рассказа и очерка;

б) литературный портрет;

3) Романистика М. Горького (1920е-1930е годы);

а) «Дело Артамоновых»;

б) «Жизнь Клима Самгина»;

4) Творчество М. Горького 1930х годов:

а) публицистика;

б) драматургия;

в) общественная деятельность Горького в литературной жизни страны.

 

За Горького борются: большевистская литература, эмиграционная литература. Множество разноречивых откликов, обвинения в морально-политической беспринципности. Вменяется враждебное отношение к крестьянству, «сотрудничество» со Сталиным, воспевание подневольного труда (строительство Беломорканала). Его называют и государственным функционером в литературе (Спиридонов, Газизова, Басинский). Воспоминания современников (В. Ходасевич, М. Алданов и др.)

Первые пореволюционные годы — в основном публицистика. Пытается понять, что происходит в России. Попытки отстоять вопросы культуры. Издание газеты «Новая жизнь». «Несвоевременные мысли», «Революция и культура»: негативная оценка правительства большевиков, политики Ленина, который развивает ненависть между рабочими и интеллигенцией. Обращение к судьбе деревни. Осенью 1919 года Горький задумывает работу «О русском мужике XIX века»: тревога от нарастающей смуты в России, попыток крестьянства расколоть Россию на ряд автономий. Пошёл на контакт с правительством, потому что надо было спасать культуру. Мусатов, Белова: мнимое сотрудничество (заступается за арестованных, за интеллигенцию). Горького стали назначать во многие комиссии.

Творческие проекты: издание всемирной литературы (А. Блок, А. Луначарский, А. Куприн, Е. Замятин и др.). 3 января 1921 года — речь о состоянии современной литературы: открыто могут говорить только те, кто объявил себя правоверным коммунистом. Пытался сохранить прежде всего литературные силы. Принимает участие в изданиях «Знамени», «Паруса» и др.

В первое пятилетие следует говорить о его просветительско-культурной деятельности. Детский журнал «Северное сияние». «Наука и её работники» (комиссия по улучшения быта учёных в Петрограде. Горький написал программную статью «Что такое наука», сказал о целях и задачах издания). «Наш журнал» (с марта 1921 года): привлечение молодых писателей. Входит в редакцию журнала «Дом искусств» (М. Добужинский, Е. Замятин, К. Чуковский). Журнал «Красная новь» (с начала 1921 года) был изначально предназначен для Горького, но Горький, рекомендовав А. Воронского, уехал. Там работали Вс. Иванов, Ольга Форш.

Обращение к жанру мемуаров, очерков, очерковых зарисовок, литературного портрета. Воспоминания о Л. Толстом, Л. Андрееве. Серия очерковых зарисовок «На улице», «В большом городе».

1920е годы — первый вариант очерка «В.И. Ленин»: есть черты деспотизма, связь с обликом Петра I, но признавал, что в новую эпоху это необходимо. В 1924 году (смерть Ленина) — другой вариант.

 

2. Творчество М. Горького 1920х годов:

а) эмиграционный период. Жанр рассказа и очерка;

б) литературный портрет

Эмигрирует в 1921 году. Месяц — в Берлине, потом — в санатории, потом снова в Берлине. Сошёлся близко с А.Н. Толстым. Поездки во Францию, потом уезжает в Италию.

Ведущее место в его творчестве продолжает занимать художественная публицистика. Яркой публикацией стала новая книга — «Заметки из дневника. Воспоминания» (произведения 1921-1923 годов). 1922 год — завершает 3ю часть автобиографической трилогии «Мои университеты». Центральная проблема — проблема крестьянства. Вторая книга — цикл «Рассказы 1922-1924 годов». Брошюрой — «Заметки о крестьянстве» (1922). Пишет литературно-критические статьи «О трате энергии», «Всё о том же».

Завершает 1920е годы «Делом Артамоновых», начинает работу над эпопеей «Жизнь Клима Самгина».

Обращается к жанру фельетона, памфлета.

Проблемы: новый человек и новое время, проблема труда (если раньше труд — нечто калечащее человека, то сейчас — созидательность, творческие возможности человека), вопрос о самобытности русского национального характера, его исторической наследственности и вообще всего того, что принесла русскому человеку революция. Часто обращается к жанру воспоминания, чтобы сравнить.

В Шварцвальде — известие о смерти В. Короленко — портрет-воспоминание «Жизнь и литературное творчество В.Г. Короленко».

Его книги печатают в Германии, США, Франции. Для эмиграции Горький — авторитет, в советской России к нему присматриваются. Критика — и советская, и зарубежная — говорят о появлении нового Горького. Вытеснение старых литературных форм повествования (обязательного для классической литературы) новыми формами, пренебрегающими сюжетностью, фабульностью. Исключение логического хода повествования. Отказ от романной формы, писатель заменяет её мемуарной формой, набросками, заготовками, зарисовками. Исповедальная, личностная форма повествования вырастает из дневниковых записей, из письма. Его теперь причисляют к модернистской прозе, которую начали создавать В. Розанов, А. Белый, А. Ремизов и др.).

Горького опять интересует буржуазия. Сквозная тема — что есть человек.

Портрет «Лев Толстой»: разрозненные эскизные воспоминания (Толстой учительствующий, Толстой хулиганивший, Толстой мятущийся, Толстой спокойный и т.д.) à многомерный образ человека человеческого, хотя суть его неуловима. Горький выделяет внешние приметы: удивительно грубые, узловатые руки, маленькая согбенная фигура и т.д. Мощная духовная энергетика, которая есть, но неуловима. Толстой противоречив, непредсказуем. Даже может быть грубоватым. Этот человек богоподобен. Фрагменты разные по объему: есть большие, а есть в одну строчку.

Горький обращается к жанру воспоминаний. Многочисленные встречи в прошлом. Отдельные очерки публиковались в различных журналах, потом сложилась целая книга о человеке в контексте эпохи. Горького привлекает неуловимое в человеке. Горький иногда ироничен. Зарисовки «Знахарка», «Палач», «Могильщик». Эта книга — своеобразная записная книжка писателя. Цель — представить разные грани человеческого облика. Сам Горький считал, что это книга о русских людях, а не серия очерков и заметок.

Герои разные. Нет изображения политических событий. То есть события недавнего времени отодвинуты на задний план.

В рассказах 1922-1923 годов много интересных, ярких образов: «Отшельник», «Рассказ о безответной любви», «Карамора».

Зарисовка «Знахарка». Горького интересует человек первобытный, приближенный к природе. Медвежатница (охотница за медведями). Она обладает физической силой и мощной внутренней силой. Знахарка лечит людей травами.

«Отшельник»: многих современников поверг в тупик. Горький обращается к странному образу. Совёл-пильщик пьет водку, сквернословит, баболюб, не соблюдает постов. К нему идут люди, в день человек по тридцать. Он дает им советы. Совёл не любит город, государство: «Все обман». Законы, бумаги, приказы — ничего этого не надо. В рассказе отражен скептицизм писателя, испытавшего разочарование от попыток людей организовать жизнь на разумной основе. В Совёле есть что-то от Платона Каратаева. Замысел рассказа возник совершенно неожиданно в процессе работы над романом «Мать» при выписывании образа Весовщикова. Также есть черты Луки из пьесы «На дне», но Совёл выписан с симпатией как правдолюбец, хотя четкой авторской позиции не наблюдаем. Нравится ли он автору или пугает его? Автор показывает и отрицательные черты Совёла. Любимое слово героя — «милая». Во внешности есть неприятная деталь — сходство с хорьком.

Горький писал сценарий (не завершен), где обращался опять к образу Луки. Хотел показать предысторию Луки до того, как он пришел в ночлежку.

 

3. Романистика М. Горького (1920е-1930е годы)

Крупная романная форма привлекает писателя.

 

а) «Дело Артамоновых» (1924)

Сначала его трактовали прямолинейно: Горький показал историю зарождения, развития, расцвета и угасания буржуазии в России. Также автор показывает рождение пролетариата, судьбу рабочих. Но роман более сложен по замыслу: есть черты семейно-бытового романа. Очень сложные образы. Образ Тихона Вялова вызывал много споров. Хотя этот герой прописан очень тщательно и в конце произносит символические слова.

1я часть охватывает 9 лет, 2я часть — 47 лет. События начинаются примерно с 1863 года. Три поколения Артамоновых. Есть также линия ткачей Морозовых (Борис, его дети и внуки). 1я часть прочитывается на одном дыхании, прослеживается судьба крестьянства после отмены крепостного права. С самого начала кажутся перспективными старшие Артамоновы. Роман не производственный! Дело, которое пытается организовать и поднять Артамонов, вдохновляет его. Роман очень символичен. Горький исследует отношение героев к делу. Старший Артамонов симпатичен автору, он безудержен в любви, набирает на фабрику рабочих из своих же крестьян; он внутренне сильный человек. Но это дело и сгубило его. Символическая сцена — установление парового котла, который раздавил Артамонова.

Второе поколение более прохладно к делу. По идее, Петр должен был продолжить дело. Но Пётр больше по натуре крестьянин, он тяготится делом в городской культуре. Фабрика растет сама по себе. Под конец Пётр опускается. Дело для него как медведь. То есть теперь дело руководит человеком. У горбуна Никиты нет деловой хватки; он философ, религиозен. Он уходит в монастырь, но происходит крах, так как он становится марионеткой в руках наставника, его выставляют за святого. Никита уходит из монастыря.

Третье поколение. Сын Алексея — Мирон. Илья-младший пытается разрушить дело, начатое дедом.

Линия Морозовых. Старший Морозов поддерживает Артамоновых, а младшее поколение —нет.

Сидор Перегуда — первое имя Вялова. Функция его — видеть грехи, а потом озвучивать их. Он действительно становится свидетелем грехов. Но он постоянно молчит. У Вылова вечно настороженный вид и прижатые к затылку уши. Тагер видит в Тихоне своего рода комментатора событий, который оценивает всё вокруг. Волков считал, что Вялов выступает в роли посредника между Артамоновыми и рабочими. М. Голубков считает, что Вялов один способен понять мистическую власть дела над Артамоновыми, поэтому он знает о них почти все. Вялов говорит: «Дело как плесень в погребе, своей силой растет», обозначая авторскую мысль о порабощённостью этой плесенью всех представителей династии. Белова считает, что Тихон — своеобразный философ фатализма, который не верит ни в какие начинания. Он связан с бунтующей частью крестьянства, но путь брата-бунтаря он не разделяет. Он не принимает ни пути промышленных нововведений (фабрика Артамоновых), ни замысла рабочих отнять фабрику у хозяев. Вялов пытается влиять на детей (учите, что есть человек), но они его не слушают. Его путь — путь крестьянина-индивидуалиста, той части крестьянства, которая оказалась на безысторическом промежутке, когда старую жизнь отняли, а в новой жизни жить не получается. Отсюда недоверие к городу.

Сам Горький называл Вялова «страшным человеком». По Журавлёву, это главный герой романа.

Современники считают, что роман Горькому быстро надоел: первые главы прописаны очень хорошо, красиво, а потом — череда событий.

б) «Жизнь Клима Самгина» (1925-1930)

Этот труд придавил писателя: 4 книги, незавершенный роман. Это роман-итог. Здесь соединяются все творческие ниточки, все наблюдения Горького. Горький представляет нам жизнь русского общества на рубеже столетий. 40 лет охватывают события. «Панорама русской жизни», «Хроника 40 лет», «История пустой души» — первоначальные заглавия романа.

Повествование начинается с краха народнических движений. Движение истории до Октябрьской революции 1917 года. В романе вся Россия, важные исторические события (Кровавое воскресенье, русско-японская война, Ходынка и др.). События происходят и в России, и за границей. Присутствует политическая мысль, философская, эстетическая. Широко представлено даже сектантское движение. Ярко представлен образ Марии Зотовой.

Роман называют романом-загадкой, романом-эпопеей, повестью (Сухих).

1й том — 1926 год, 2й том — 1928 год, 3й — 1930 год. Далее Горький сетует на усталость от романа.

Горький: «Пишу роман не для современников, а для потомков. Они прочитают и поймут, о чем этот роман».

Говорили о двоемирии романа, о двух смысловых центрах. А. Луначарский: с одной стороны, судьба интеллигенции (Клим Самгин), с другой — народ. Выделяли 2 центра — Самгин и Кутузов (революционер).

Автор говорит о трагической разобщённости интеллигенции и народа. Автор говорит о бесперспективности судьбы интеллигенции в исторических условиях. Отсюда 2 плана изображения: исторические события, вовлекающие человека в свой круговорот, и отрицающее сознание человека, пытающегося отгородиться от этой эпохи. Таким образом, противостояние интеллигенции и исторического времени, объективным характером исторического развития и его субъективным восприятием Климом, который старается остаться вне его течения.

Конфликт романа — между героем и его эпохой.

«Жизнь Клима Самгина» — прощальный роман, который поглотил все силы Горького. Посвящён Марии Ивановне Закревской (Гутберг). Работал с 1925 года до конца жизни. По-разному определяли жанровую специфику. Представлены эпические события (движение исторических событий за последние 40 лет), но главным было передать напряжённую духовную политическую мысль (от краха народнических идей до марксистов). Отсюда ещё одно жанровое определение — роман сознания. Суть философских, эстетических споров, политических, о литературе, об искусстве. Кроме народничества, социал-демократических движений и т.п. — сектантские, раскольнические движения. Его интересуют отношения с церковью, влияние раскольничества на народное сознание (образ Марии Зотовой). Е. Эткинд «История сектантских движений в России»: Мария выступает чуть ли не в роли Богородицы, голубицы. Возможность интеллигенции соединиться и с этой стороной народнических исканий, но этого не состоялось. И. Сухих: роман-загадка.

Главная мысль — судьба интеллигенции. Отсюда — двойственность двоемирия. А. Луначарский: народ и интеллигенция — два полюса общества, которые не могут воссоединиться. В романе представлено двоемыслие интеллигенции. Отрезвление от народнических идеалов. Процесс идеализации народом интеллигенции и пробуждение от этих идей. Автора интересуют интеллектуально-духовные поиски интеллигенции, которые оказываются тупиковыми, бесперспективными. Особенно ярко это представлено в судьбе Клима Самгина, главного героя. К нему тянутся все эти нити, и он играет роль наблюдателя. Он всегда в гуще событий, споров, хотя его позицию автор до конца не обнаруживает. Именно иллюзорность живого участия в этих спорах и событиях показана. Интеллигенция, в отличие от него, ещё надеется на выход. Самгин обладает рациональным, критическим мышлением: народ — сволочь, его не надо идеализировать, ничего нельзя изменить. Всегда спрятаны его глаза (дымчатые стёкла очков). Постоянно отстраняется от того, что происходит, пытается найти ответы на собственные вопросы. Два предмета изображения: историческое время и негативное к нему отношение, отрицающее сознание (М. Голубков). Самгин представляет ту часть интеллигенции, которая пытается отгородиться от тлетворного влияния времени, но отгородиться невозможно. Создаётся глубокое эстетическое (Голубков) противоречие в романе между историческим временем и временем героя, то есть между объективным характером исторического времени и его субъективным восприятием Климом Самгиным, который старается остаться вне его течения. Этим и определяется конфликт романа между героем и его эпохой. Этот конфликт характерен для позднего творчества Горького.

С. Бочаров: герой горьковского романа подвергается воздействию исторического процесса в целом, более широкому, чем воздействие среды. Понятие антигерой (М. Голубков и др.) означает человека, который не смог понять и принять новое время, люди, заблудившиеся на перекрёстках истории ХХ века. Это Матвей Кожемякин, последнее поколение Артамоновых. Стремление Самгина уклониться от исторического хода движения событий. его стремление сохранить свою внутреннюю свободу оказывается обречённым, иллюзорным. Отсюда его нарастающий внутренний конфликт, становящийся непреодолимым. Эти события уже выступают как роковая, мистическая сила, тяготеющая над личностью. «Всю жизнь ему мешала найти себя эта проклятая фантастическая действительность, всасываясь в него, заставляла думать о ней, но не позволяла встать над ней человеком, свободным от её насилия».

Один из подзаголовков романа — «История пустой души». В советское время в Самгине видели вырожденца, отрицательного героя. Фраза, повторяющаяся на протяжении романа: «А был ли мальчик?» Состоялся ли Клим как личность? Антигерой — в том смысле, что, несмотря на его положительные качества, в нём подчёркивается фатальность исторического времени. Драматизм образа в том, что он мучится от собственной раздвоенности, от невозможности найти себя, прийти к соответствию с самим собой.

Отсюда — мотив двойничества, который нарастает от тома к тому. «Двойники его бесчисленно увеличивались». «Мы все двуглавые, — сказал он, вставая». «Моя жизнь — монолог, а я думаю — диалогом, всегда кому-то что-то доказывая. Как будто внутри меня живёт кто-то чужой, враждебный. он следит за каждой мыслью моей, и я боюсь его». Третий том — кошмарный сон, в котором Самгин раскалывается на множество двойников, они спорят между собой, и Клим разбивается на куски. Потом он в реальности продолжает ощущать продолжение сна: несколько Самгиных, находящихся друг с другом в противоречии, вражде, ссоре, поэтому Самгин не способен сделать ни одного выбора. Ему, таким образом, не остаётся свободы выбора: историческая действительность поглощает его. Отсюда одна из главных проблем романа — проблема человеческой свободы/несвободы. Самгин знаменует невозможность обретения личной свободы в трагических условиях русской истории ХХ века.

Позже Б. Пастернак напишет роман «Доктор Живаго», продолжая горьковскую тему в более позднее время.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Жанр производственного романа и повесть | Ранний период творчества
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 988; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.