Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Алексей Николаевич

ТОЛСТОЙ

(1883 - 1945)

 

Алексей Николаевич Толстой – один из крупнейших писателей ХХ в., автор таких значительных произведений, как трилогия «Хождение по мукам», исторический роман «Петр Первый», повести «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина», положившие начало развитию фантастического жанра в русской литературе ХХ в.; одна из лучших в мировой детской литературе повесть «Золотой ключик, или Приключения Буратино». В целом же творческое наследие А.Толстого необычайно обширно и многожанрово.

Родился А.Н.Толстой в 1883 г. в городе Николаевске (ныне Пугачевск Саратовской области). Мать писателя, Александра Леонтьевна, разошлась с его отцом, помещиком Николаем Алексеевичем Толстым, и вступила в гражданский брак с Алексеем Аполлоновичем Бостромом. Он был председателем уездной управы и владельцем хутора Сосновка в Самарской губернии. На этом хуторе и прошло детство Толстого. Любовь к литературе привила ему мать, Александра Леонтьевна Бостром, писательница, автор романа «Неугомонное сердце» и ряда других произведений. В 1901 г. Толстой закончил Самарское реальное училище и поступил в Петербургский технологический институт. После его закрытия он продолжает учебу в Дрезденском политехникуме, примерно через год, в 1906 г., он возвращается в Петербург с твердым намерением посвятить себя литературе.

В 1907 г. вышел первый сборник стихов Толстого «Лирика». В нем чувствовалось сильное влияние поэзии символизма. В 1911 г. вышла вторая книга стихов – «За синими реками», которой он заявил о себе как талантливый многообещающий писатель. Следующие литературные опыты Толстого были уже в жанре прозы. Заметным явлением в литературе стал рассказ «Заволжье» («Мишука Налымов»), появившийся в свет в 1910 г. Позднее он вошел в сборник «Под старыми липами», в нем уже отчетливо обозначилась тема экономического и духовного разложения дворянства. Дальнейшее развитие получила она в романах «Чудаки» (первоначально «Две жизни») и «Хромой барин». Эти произведения выдвинули Толстого в ряд с такими писателями-реалистами, как И.Бунин, А.Куприн.

В период Первой мировой войны А.Толстой три года был военным корреспондентом. В автобиографии этого времени он писал: «Я увидел подлинную жизнь, я принял в ней участие… Я увидел русский народ».

Февральскую революцию Толстой приветствовал восторженно, но Октябрьскую воспринял как «ураган крови и ужаса, пролетевший по стране». Писатель принял решение уйти в эмиграцию, в которой он находился с 1919 до весны 1923 г. сначала в Париже, а затем в Берлине.

Толстой возвратился в Россию, поняв что без родины он потеряет свое «я», национальное и творческое. «Жизнь в эмиграции, - писал он, - была самым тяжелым периодом моей жизни. Там я понял, что значит быть парием, человеком, оторванным от родины, невесомым, бесплодным, не нужным никому, ни при каких обстоятельствах».

В 1918 – 1922 гг. Толстой создает ряд исторических произведений: «Первые террористы», «Наваждение», «День Петра», «Повесть Смутного времени». В прошлом России писатель стремился найти ответ на свои сомнения, связанные с непониманием истории настоящего, найти разгадку русского народа, его национального своеобразия. В истории искал он подтверждения силы нации, выдержавшей не раз тяжелые испытания.

В рассказе «День Петра» (1918) образ царя дан в духе романа Д.Мережковского «Антихрист (Петр и Алексей)». Писатель всячески приземляет, снижает фигуру Петра. И одновременно в рассказе есть и оправдание Петра, оправдание его дела: «Пусть треснула сверху донизу вся непробудность, - окно все же было прорублено, и свежий ветер ворвался в ветхие терема…»

В 1919 – 1920 гг. Толстой пишет одно из лучших в русской литературе произведений о детстве, построенном на автобиографическом материале. К.Чуковский, много писавший для детей, очень высоко отозвался о ней: «Это Книга Счастия, - кажется, единственная русская книга, в которой автор не проповедует счастье, не сулит его в будущем, а тут же источает из себя». В «Детстве Никиты» сказалась дума писателя о русском народе, о родине, тоска по ней и вера в ее будущее.

В 1923 г. Толстой пишет рассказ «Рукопись, найденная под кроватью», в котором показал нравственную деградацию части русской эмиграции, ее цинизм, моральную опустошенность. В рассказах «Убийство Антуана Риво» (1923 г.), «Черная пятница», «Мираж» (1924 г.) писатель весьма пессимистично отобразил западную и американскую действительность.

В повести «Похождения Невзорова или Ибикус» (1924 г.) Толстой в сатирических красках показал «карьеру» русского эмигранта, удивительные метаморфозы поначалу обыкновенного, незаметного чиновника Семена Ивановича Невзорова, который в период революционного разлома вдруг почувствовал, что можно делать деньги из «воздуха», и пустился на различные авантюры. По фальшивому паспорту он пробрался в Константинополь; индивидуалист, циник, он готов пойти на все, лишь бы разбогатеть и даже…, почему бы и нет, прорваться к вершинам власти. Главная направленность повести – разоблачение мещанства, цепкого, живучего, неуловимого, несущего в себе грозную опасность. В Невзорове угадываются будущие устроители фашистской диктатуры.

В начале 20-х гг. А.Толстой обращается к фантастическому жанру. Отчасти это объяснялось растущей популярностью его в европейской и американской литературе. В 1923 г., уже в России, был опубликован роман «Аэлита», а в 1926 г. – роман «Гиперболоид инженера Гарина». С этими романами связано рождение фантастического жанра в русской литературе ХХ в. Актуальность этих романов была в том, что они утверждали силу и величие человека. Человек будущего, по Толстому, - это не раб гигантских машин, титанических стальных конструкций, это – не робот, это – победитель мира. Ценно и то, что научная идея писателя, в частности гипотеза гиперболоида, подтвердилась в 60-е гг. ХХ в., когда советские ученые Басов и Прохоров изобрели лазер, за что были удостоены Нобелевской премии.

В 1925 – 1928 гг., в период нэпа (новой экономической политики), Ал.Толстой пишет рассказы «Голубые города» и «Гадюка», в которых правдиво отразил банкротство героя революционных событий. Однако литературные критики тех лет нашли их слабыми, не передающими реальное соотношение социальных сил, говорили, что писатель преувеличивал опасность мещанства и буржуазных элементов.

Еще будучи в эмиграции, в Париже, в 1919 – 1921 гг. А.Толстой начал писать роман «Хождение по мукам», опубликован он был отдельным изданием уже в Берлине в 1922 г. Впоследствии, в советских изданиях он получил название «Сестры», потому что Толстой написал его продолжение – «Восемнадцатый год» (1928 г.), а затем «Хмурое утро» (1941 г.). Вся трилогия получила название «Хождение по мукам».

Первый вариант романа был антиреволюционной направленности, при подготовке советского издания Толстой сократил его на треть.

Действие в романе охватывает события с 1914 г., с довоенного периода, по ноябрь 1917 г. Поначалу Толстой задумал написать семейно-бытовой роман, но в реальности он оказался значительно шире, и в предисловии к берлинскому изданию романа писатель сообщил, что задумал трилогию.

Внутренним импульсом к созданию этого романа о кануне войны, войне и революции, а далее и гражданской войне была острая потребность писателя осознать, осмыслить в своем произведении все недавно происшедшее. «Хождение по мукам», - писал Толстой, - это хождение совести автора по страданиям, надеждам, восторгам, падениям, унынию, взлетам – ощущение целой огромной эпохи…»

Главная причина гибели старой России, трагедии революции, по мнению автора романа, - полное разложение и отрыв правящей верхушки общества и всей старой интеллигенции от народа. Роман охватывает большое количество действующих лиц разных сословий и разных кругов общества, но главные герои, судьбы которых прослеживаются на протяжении всей эпопеи, - это рядовые интеллигенты, милые, порядочные люди, патриоты. Умны и обаятельны сестры Катя и Даша Булавины, инженер Иван Телегин, офицер Вадим Рощин. Писатель показывает, что эти внутренне честные, совестливые, болеющие за свой народ герои силой исторических обстоятельств, сложившихся в России на протяжении веков, не смогли выполнить предназначенной интеллигенции миссии быть во главе нации, стать посредницей между народом и властью. Читатель осознает, конечно, что аморфность интеллигенции проистекала оттого, что веками она наказывалась за свободомыслие. В результате, не интеллигенция ведет за собой народ, а, наоборот, рабочие отец и сын Рублевы, рабочая Маруся увлекают за собой Телегина и Рощина на фронт гражданской войны.

Первоначально Толстой думал, что вся его трилогия будет посвящена личной судьбе его героев-интеллигентов, теме всепобеждающей, очищающей любви. Но случилось другое: трилогия приобрела очертания исторического социального романа. В конце его звучат вдохновенные слова Рощина: «Мир будет нами перестраиваться для добра… И это – на моей Родине, и это - Россия». Некоторые современные критики ставят в вину писателю революционную направленность и патетический конец трилогии, тогда как за три - четыре года до окончания романа многие командиры Красной Армии были расстреляны. Но не надо забывать, что события в романе завершаются в период гражданской войны, когда та часть интеллигенции, которая приняла революцию, еще верила в нее и поддерживала новое государство. В период работы над трилогией А.Толстой писал: «Моя работа требует большой книжной подготовки, фактической точности. Мой роман точен, как историческое исследование, и в этом его главная сила».

Фигура Петра I по-прежнему продолжает притягивать внимание Ал.Толстого. В 1929 г. писатель закончил пьесу «На дыбе». Трактовка образа Петра I та же, что и в раннем рассказе «День Петра» (1918). Петровская эпоха дана в мрачных тонах, а царь на ее фоне показан одинокой трагической фигурой. Однако вслед за пьесой А.Толстой приступает к историческому роману «Петр Первый», в котором концепция образа царя-реформатора коренным образом меняется.

Тема Петра I волновала многих русских писателей: Ломоносова, Державина, Радищева, Пушкина, Льва Толстого, Мережковского, А.Белого, Блока, Есенина, Тынянова, Ю.Германа и др.

Ал.Толстого эпоха Петра Первого влекла ощущением «полноты», «непричесанности» и творческой силы той жизни, когда с особенной яркостью раскрывается русский характер. Через тему Петра I Толстой пытался разгадать «тайны русского народа и русской государственности».

О прогрессивной роли деятельности царя-реформатора, о сопротивлении, которое приходилось ему преодолевать в борьбе с рядом противостоящих ему социальных сил, писали и предшественники Ал.Толстого. Новаторство его романа заключалось в соотнесенности деятельности Петра I с его эпохой, в изображении закономерности его политики и всех его начинаний. Петр I в романе Толстого в своей деятельности осуществляет задачи, выдвинутые самой историей. Петр осознавал историческую необходимость реформ, упорных войн, завоевания Балтийского моря. Так что не произвол жестокого царя, царя-самодержца, не думающего о своем народе, а желание сдвинуть с места страну, нуждающуюся в решительном перевороте, в национальной независимости – вот, что определяет деятельность Петра в романе согласно правде истории. Показывая выдающуюся роль личности в истории, Ал.Толстой подчеркивает также могучую силу и волю народных масс в преобразовательной деятельности царя.

Личность Петра I (род. 1682 – ск. 1725) на протяжении столетий как в русской общественной мысли, так и в литературе была точкой пересечения противоположных взглядов. В частности вопрос о роли Петра в становлении России был одним из главных пунктов полемики славянофилов и западников. Славянофилы восприняли позицию Карамзина, обвинявшего Петра в искажении русского духа, в уничтожении русской национальной культуры и самобытности, в стремлении повернуть ее лицом к Западу. Славянофилы идеализировали древнерусскую общину, выступали с позиций феодально-архаистического дворянства. Концепция славянофилов была воспринята русскими символистами, в частности А.Белым, Д.Мережковским. Они воссоздали в своем творчестве роковой образ Петра, царя-антихриста, основавшего среди туманов и болот страшный, призрачный город, осужденный на гибель. Противоположная славянофилам точка зрения не Петра I – западническая, нашла развитие у Феофана Прокоповича, Кантемира, Ломоносова, Пушкина. В своей «Надписи к статуе Петра Великого» (1750), а также в неоконченной героической поэме «Петр Великий» (1761 г.) Ломоносов воспевает «… истинны дела, великий труд Петров». Он показывает Петра I прежде всего как создателя могущественного русского государства.

С большим увлечением и очень кропотливо работал над своей историей Петра Пушкин. Величественный, блистательный образ царя он создал в своих произведениях «Стансы» (1826), незаконченном историческом романе «Арап Петра Великого» (1827), поэмах «Полтава» (1828) и «Медный всадник» (1833). Пушкин, конечно, не мог не видеть противоречий в деятельности реформатора, что он не раз отмечал, но все-таки в его оценках Петра перевешивало восхищение. Петр, писал он, «один есть целая всемирная история».

С глубоким сочувствием к деятельности Петра относились замечательные мыслители В.Белинский и А.Герцен. Белинский в частности писал: «Для меня Петр – моя философия, моя религия, мое откровение во всем, что касается России».

Что касается А.Толстого, то, как мы уже указывали, к 1929 г. он отошел от прежней своей концепции личности Петра как одинокого трагического гения, обреченного на неудачу своих усилий, и, восприняв лучшие традиции великих русских писателей, в первую очередь Ломоносова и Пушкина, прогрессивных русских историков С.Соловьева и В.Ключевского, в своем романе «Петр Первый» показал убедительную победу передовых сил эпохи над отживающими формами жизни. Новаторство романа заключалось в соотнесенности Петра с его эпохой, в изображении закономерности его дела, его политики.

По выходе в свет в 1930 г. первой части романа при обсуждении его рапповская вульгарная критика высказалась отрицательно, в том духе, что исторический роман вообще не имеет права на жизнь, поскольку история страны утратила всякую ценность для современности, и уж, во всяком случае, царь должен быть изображен исключительно в мрачном свете.

Первый, кто дал высокую оценку роману А.Толстого, был А.М.Горький. В письме ему он писал: «Вы знаете, что я очень люблю и высоко ценю Ваш большой, ценный, веселый талант. Да, я воспринимаю его, талант Ваш, именно как веселый, с этакой искрой, с остренькой усмешечкой, но это качество для меня где-то на третьем месте, а прежде всего талант Ваш – просто большой, настоящий русский, и – по-русски умный… «Петр Первый» - первый в нашей литературе настоящий исторический роман. Книга - надолго».

Первая книга романа охватывает период с 1682 г. до 1698 г. В ней описывается унылое, сонное состояние России в период после смерти царя Федора Алексеевича, юность Петра, его игра с «потешными войсками», знакомство с немецкой слободой, первая любовь к немке Анне Монс. Показываются все слои русского общества: купечество, раскольники, зарождение пролетариата в связи с основанием Тульского завода Льва Кирилловича. В первой книге показаны и Азовские походы, и поездка Петра в Голландию, и бунт стрельцов, закончившийся их казнью. Вторая книга охватывает начало деятельности Петра до 1703 года. В ней описываются первые годы Северной войны и основание Петербурга. Третья книга должна была закончиться Полтавской битвой, но Толстой не успел ее написать. По замыслу писателя, в ней должна была быть показана законодательная деятельность Петра, изменение им уклада русской жизни, поездки царя в Европу, словом, расцвет деятельности Петра Первого, но, к сожалению, замысел третьей книги остался неосуществленным, было опубликовано лишь несколько глав.

В XVII в. Россия была отсталой страной, не было ни промышленности, ни сильной армии, ни культуры, слабо развивалась торговля. Разрыв с Европой был очень значительным, чтобы преодолеть его, нужно было перейти к очень интенсивным и решительным преобразованиям и реформам. Дальновидность Петра сказалась в том, что он в первую очередь приступил к созданию армии и флота, чтобы завоевать выходы к Черному и Балтийскому морям. Первый Азовский поход был неудачным, но после обновления флота был предпринят второй поход, и Азов сдался, открылся выход в Черное море. При Михаиле Федоровиче, деде Петра, Швеция захватила русские берега в Прибалтике, отрезав Россию от моря. Построив в Голландии новый флот, Петр сумел завершить дело, начатое Иваном Грозным, и отвоевать берег Балтийского моря, после чего был заложен Кронштадт и построен Петербург.

Одной из причин успешной деятельности Петра стало то, что он вызвал к жизни все талантливые созидательные силы России, независимо от социального положения. Петр выдвинул принцип: «знатность по годности считать». Это был поистине революционный принцип, сломавший все социальные перегородки и давший возможность проявить себя в деятельности на благо России людям всех сословий. Пример тому Александр Меншиков, в детстве он торговал пирожками, но затем, благодаря своим недюжинным способностям, становится генерал-губернатором Ингрии, Карелии и Эстляндии и наконец светлейшим князем. Ивашка Бровкин, бывший сначала кабальным холопом, благодаря своему уму, сметливости и преданности Петру, становится именитым торговцем, поставщиком провианта для петровской армии. Покровительством царя пользуются и его дети, офицер Алексей Бровкин и его сестра, Александра, из простой девчонки Саньки превратившаяся в боярыню Волкову. А для Андрея Голикова, бедного иконописца из Палеха, открывается возможность совершенствовать свое искусство в Италии. Хорошо показаны в романе сподвижники Петра, немец Лефорт, князь Ромодановский, адмирал Головин, начальник адмиралтейства Апраксин, генералы Борис Шереметев и Аникита Репнин.

Историческое прогрессивное движение России Толстой характеризует как результат усилий всего народа. Роман проникнут стремлением показать творческий гений русского народа, без которого невозможны были никакие реформы. В этом отношении концепция Петровской эпохи А.Толстого соответствует концепции передовых деятелей русской истории и литературы. В частности В.Белинский видел в Петре полное выражение «русского духа, и если бы между его натурой и натурой русского народа, - писал критик, - не было бы кровного родства, - его преобразования… не имели бы успеха».

При этом писатель далек от однозначного и упрощенного изображения отношения народа к царю. Ропщут на Петра разоренные крестьяне, собираются в разбойничьи шайки или бегут к раскольникам в скиты, или ищут волю на Дону. Среди них запоминаются в романе атаман мятежников Овдоким, каторжник Федька Умойся Грязью, беглый Цыган. Вторая часть романа заканчивается многозначительной картиной: Федька Умойся Грязью, закованный в цепи, забивает первые свои там, где впоследствии вырастает Петербург.

Ряд страниц уделяет Толстой изображению раскольничьего движения со всей его противоречивостью. С одной стороны, это бы справедливый протест крестьян против многочисленных угнетателей. С другой стороны, убегая на свободу, они становились жертвой верхушки старообрядчества, использовавших недовольство народа в целях укрепления своей власти против Петра. Так, старец Нектарий долгое время морит свою паству голодом, вызывает у нее религиозный экстаз и доводит до самосожжения. Сам же, тайно питаясь медом, остается в полном здравии и бежит из загоревшейся избы.

Наряду с протестующими, несогласными с политикой Петра показаны и такие представители народа, которые видят в нем своего, русского человека, радеющего за дело, за судьбу России. Не могли не вызвать уважения демократизм Петра, его любовь к труду, отказ от царского благолепия. Есть в романе сцена, где Петр выступает в роли ученика кузнеца Кузьмы Жемова и благодарно выслушивает его недовольные замечания.

В романе приводится рассказ валдайского кузнеца Кондратия Воробьева о разговоре с Петром, о том, что царь посоветовал мастеру ставить оружейный завод в Петербурге. Когда Воробьев ответил, что живет спокойно и ни в чем не нуждается, поэтому не имеет желания покидать насиженное место, Петр, услышав это, сильно осерчал: «Хуже, говорит, не мог бы мне ответить, Кондратий Воробьев. Кто всем доволен, да не хочет хорошее на лучшее менять, тому – все потерять. Ах, говорит, когда же вы, дьяволы ленивые, что поймете? …А выходит, что - ленивые».

Выжимая все соки из крестьян, рабочих, Петр в то же время с уважением относился к талантливым людям из народа, ценил мужество и сметливость русского солдата. Когда иностранный фельдмаршал Огильви оскорбительно назвал русского солдата «мужиком с ружьем», Петр гневно ответил ему: «Вот как, вот как, русский солдат – мужик с ружьем! Плохого не вижу… Русский мужик – умен, смышлен, смел… А с ружьем – страшен врагу…»

Что касается образа самого Петра Первого, то Толстой показал его в естественном проявлении бурного темперамента, страстей, неукротимой, дерзкой воли, любви к жизни. Основой композиции романа является эволюция образа Петра, постепенное превращение горячего, норовистого мальчика сначала в подростка, поглощенного забавами с «потешными войсками», а затем в волевого, непреклонного правителя, гениального реформатора, государственного, политического деятеля. В отношениях с разными людьми, друзьями и врагами, в различных обстоятельствах Петр раскрывается во всех гранях своего характера.

Толстой избегает в изображении героя внутренних монологов, авторских характеристик, чаще всего он дает его через восприятие разных действующих лиц. Нет в романе и развернутого живописного портрета. По всему произведению разбросаны детали, касающиеся его внешности: «долговязый, как жердь», «журавлиные ноги», «с длинной детской шеей», «неуклюжий, будто одетый не по росту», «изгрызанные ногти», «взгляд надменный, злой, гордый» и т.д.

Для раскрытия психологии героя Толстой пользуется своим излюбленным приемом «внутреннего жеста», то есть, когда жесты героя носят не изобразительный характер, а заменяют размышления, самоанализ героя, авторские комментарии.

По жанру «Петр Первый» - роман-эпопея. В нем дано масштабное, многоплановое изображение исторических событий. Личность и деятельность Петра Первого показаны как исторически закономерные, вызванные потребностями развития русского народа и русского государства.

В 1931 г. Толстой написал роман «Черное золото», который потом значительно изменил, и в 1940 г. он вышел под названием «Эмигранты».

Во время Великой Отечественной войны Толстой написал много ярких публицистических статей, а также книгу «Рассказы Ивана Сударева» (1942), а в 1944 г. – рассказ «Русский характер». В 1943 г. Толстой опубликовал драматическую дилогию «Иван Грозный» («Орел и орлица», «Трудные годы»).

Последним произведением, над которым Толстой работал до конца жизни, была третья часть романа «Петр Первый». За свою творческую деятельность А.Толстой был удостоен многих высоких наград.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 325; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.