Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 1. Теоретические основы пенитенциарной психологии. Предмет, задачи и принципы ПП




Будучи отраслью юридической психологии, пенитенци­арная психология имеет свой достаточно выраженный пред­мет изучения.

Предметом пенитенциарной психологии (1) является изуче­ние закономерностей функционирования психики как чело­века, так и группы людей, подвергнутых мерам уголовного на­казания, а также психологии лиц, осуществляющих исполне­ние уголовного наказания.

Пенитенциарная психология призвана не только описать те или иные закономерности функционирования психики осужденных, но и вскрыть их причины, наметить пути воз­действия на сознание осужденных с целью их исправления.

Осужденные - люди, отличающиеся сложными индиви­дуальными психическими состояниями, нравственно-психо­логическими особенностями, поэтому хорошо знать все эти особенности - первейший долг воспитателя, в противном случае все осужденные будут в глазах воспитателя единой безликой массой, и он не сможет так успешно, как мог бы, применять различные методы и способы их исправления.

Таким образом, к объектам пенитенциарной психологии можно отнести (2):

· Личность осужденного, динамику ее специфических особенностей и способов проявления в различных условиях отбывания наказания и в процессе ресоциализации;

· Общности и группы осужденных, их социально-психологические характеристики, особенности ценностных ориентаций, асоциальной субкультуры, стратификации в среде осужденных;

· Личность и коллективы сотрудников учреждений, исполняющих уголовные наказания, их деятельность по организации процесса исправления и ресоциализации осужденных;

· Психологическую обоснованность главных средств исправления и ресоциализации осужденных;

· Психологическую экспертизу норм уголовно-исполнительного законодательства и их соответствия задачам исправления и ресоциализации осужденных.

 

Перед пенитенциарной психологией стоят следующие за­дачи (3):

- исследование индивидуальных нравственно-психоло­гических особенностей личности осужденного, подле­жащего исправлению (анализ жизненной философии, мотивов совершения преступления, уровня интересов, мышления, потребностей и т. д.);

- исследование с психологических позиции самого про­цесса исправления, психологический анализ происхо­дящих в сознании осужденного изменений под влияни­ем воспитательных мероприятий, режима, общего и профтехнического образования;

- изучение эмоционально-волевой сферы, психических состояний осужденных; использование данных о пси­хических состояниях осужденных в практике их ис­правления;

- разработка психологических основ применения основ­ных средств исправления осужденных: воспитание в процессе общественно полезного труда, общеобразо­вательной и профессиональной подготовки. Знание воспитателями психологических основ средств исправ­ления делает их труд более целеустремленным и осо­знанным; они (воспитатели) должны быть способны объяснить необходимость и правомерность примене­ния тех или иных методов к конкретным осужденным в тех или иных микросоциальных условиях;

- изучение особенностей осужденных, обусловленных возрастом, профессией, национальной принадлежнос­тью, полом (например, особенности психологии жен­щины и мужчины, несовершеннолетнего и взрослого человека, рабочего и интеллигента и т. д.);

- исследование социально-психологических проблем в деятельности исправительного учреждения (ИУ). К их числу относятся такие проблемы, как социально-психо­логическая адаптация, подготовка осужденных к жизни в новых условиях, явка осужденных с повинной, изуче­ние традиций, настроений, конфликтов, различных пси­хических процессов в коллективе осужденных. К соци­ально-психологическим проблемам относится психоло­гия личности воспитателя и педагогического коллектива ИУ в целом. Работники ИУ нуждаются в тщательной профессиональной и психологической подготовке к ра­боте с осужденными. В первую очередь от работников ИУ требуется особая моральная закалка, твердость и си­ла характера, невосприимчивость к разлагающему влия­нию осужденных, психологическая устойчивость. Здо­ровые взаимоотношения в коллективе воспитателей, высокий уровень сплоченности, единой целеустремлен­ности - главнейшие условия успешной деятельности исправительного учреждения. Требуют тщательного психологического анализа и постоянного внимания вза­имоотношения между воспитателями и осужденными;

- научный анализ и критическое использование передо­вых взглядов дореволюционной и современной зару­бежной пенитенциарной психологии.

 

Связь пенитенциарной психологии с другими науками и учебными дисциплинами

Пенитенциарная психология развивается успешно благо­даря ее тесному взаимодействию с другими науками. В. Ф. Пирожков, один из соавторов учебника «Исправительно-трудовая психология», все связи пенитенциарной психо­логии подразделяет на пять групп.

К первой группе он относит связь пенитенциарной психо­логии с общественными и естественными науками - в первую очередь с философией и физиологией.

Ко второй группе относится связь пенитенциарной пси­хологии с другими психологическими дисциплинами: общей психологией, социальной психологией, психологией труда и т. д. Пенитенциарная психология широко использует дости­жения этих отраслей психологии.

Третью группу составляет родство пенитенциарной пси­хологии с правовыми науками, прежде всего с уголовно-исполнительным правом и криминологией. Уголовно-исполнительное право во многом определяет предмет и задачи пе­нитенциарной психологии. Пенитенциарная психология в свою очередь обеспечивает уголовно-исполнительное право научными сведениями и рекомендациями, способствуя тем самым развитию уголовно-исполнительного права.

Четвертая группа - связь между пенитенциарной психо­логией, педагогикой и организацией труда осужденных и эко­номикой ИУ. В чем же она заключается? Пенитенциарная психология черпает сведения о проявлениях личности из пе­нитенциарной педагогики. Пенитенциарная психология должна давать для разработки приемов и методов, используе­мых в пенитенциарной педагогике, необходимую информа­цию о психической деятельности человека и групп людей в связи с изменениями, происходящими в обществе, в общно­сти осужденных.

И, наконец, пятая группа - связи пенитенциарной психо­логии с уголовной статистикой, математикой и особенно с ма­тематическими методами обработки материала.

Таковы взаимообогащающие связи пенитенциарной пси­хологии и целого ряда наук и научных дисциплин.

 

Итак ….

Пенитенциарная психология как наука изучает (5):

· психологию личности осужденных;

· социально-психологические особенности среды осужденных;

· психологическое обоснование главных средств воздействия на осужденных;

· личность и коллективы сотрудников пенитенциарных учреждений;

· деятельность сотрудников исправительных учреждений, их психологическую подготовку, в том числе к действиям в экстремальных условиях.

Пенитенциарная психология как дисциплина состоит:

· из предмета пенитенциарной психологии;

· истории отечественной и зарубежной пенитенциарной психологии;

· психологические особенности личности и среды осужденных;

· психологического обоснования ведущих средств исправления осужденных и их ресоциализации;

· психологии личности и коллективов сотрудников пенитенциарных учреждений и специфики их деятельности;

· методики преподавания пенитенциарной психологии.

Пенитенциарная психология включает следующие прикладныеотрасли(4):

· психодиагностику личности и среды осужденных, а также личности и коллектива сотрудников пенитенциарных учреждений;

· психологическую коррекцию осужденных и психологическую помощь сотрудникам;

· психологическое консультирование осужденных и сотрудников пенитенциарных учреждений и др.

 


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.