Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 3. Речевая деятельность и ее виды




План.

1. Виды речевой деятельности глухих детей.

2. Методика обучения видам речевой деятельности глухих детей.

 

1. Виды речевой деятельности глухих детей.

Устная речь – универсальное средство человеческого общения. Проявляясь в качестве звуковой членораздельной речи, это средство коммуникации было выбрано человеком в ходе длительного эволюционного развития как наиболее экономное, удобное, многофункциональное и общедоступное для сообщества людей.

Устная речь и словесная речь – это не синонимы. Устную речь принято рассматривать с двух сторон – с произносительной стороны и со стороны ее восприятия. Произношение характеризуется звуками речи, ударением, интонацией, ритмической структурой.

Восприятие звуковой речи в норме осуществляется органами слуха. Слуховое восприятие является поводом для речедвижений. Поэтому при сохранном слухе ребенок овладевает устной формой словесной речи в естественной речевой среде по подражанию.

Дактильная речь создана для осуществления глухими речевых контактов друг с другом. Это своеобразная форма речи по своей функции сходна с устной, ею можно пользоваться только в непосредственном общении.

Письменная речь формируется у глухих школьников на основе устно-дактильной. При письме слов и фраз они обязательно датилируют и артикулируют слово. По мере развития произносительных навыков дактилирование становится менее выраженным, однако при затруднениях в воспроизведении состава слова школьники вновь возвращаются к дактильному проговариванию.

2. Методика обучения видам речевой деятельности глухих детей.

В подготовительном классе школы глухих обучаются дети, не получившие дошкольной подготовки, а значит, не владеющие речью. Обучение этой группы глухих детей представляет значительные трудности, так как наиболее благоприятные сро­ки формирования речи пропущены, а ее отсутствие неизбежно ведет к задержке психического развития ребенка.

Поступление в школу, знакомство с новой обстановкой, с новыми товарищами, новыми видами деятельности вызы­вают у детей потребность в общении. Задача учителя, воспи­тателя — использовать их желание вступить в контакт с окружающими для начала работы над речью. При этом необхо­димо учесть, что глухие дети овладевают тем языком, которым пользуются окружающие люди. Если в школе хорошо постав­лена работа над словесной речью, если усилия всего педагоги­ческого коллектива школы направлены на формирование у учащихся словесной речи как средства общения, то дети, при­шедшие в школу, будут успешно овладевать этим видом ком­муникации. Потребность в живом общении, не удовлетворенная словом, побуждает неслышащих детей пользоваться другими средствами общения, в частности жестовой речью.

Становление речи у детей с отсутствием слуха происходит с опорой на другие анализаторы. В процессе специального обуче­ния у них формируется умение воспринимать устную речь ок­ружающих, вырабатывается умение пользоваться голосом, речевым дыханием, отрабатывается произношение отдельных звуков, их сочетаний, слов и т.д. Даже элементарное овладение зрительным восприятием устной речи и произношением требу­ет длительных сроков и приложения больших усилий как со стороны учителя, так и со стороны детей. Поэтому устная фор­ма речи как важнейшее средство адаптации в обществе слыша­щих не может сразу стать для учащихся подготовительных классов школ глухих надежным средством общения.

Учащиеся подготовительного класса достаточно быстро овладевают дактильными знаками даже вне специального обу­чения им. Благодаря тому что дактильная речь является видом словесной речи, использование ее в качестве исходной формы в процессе овладения языком способствует формированию у глу­хих детей словесной речи как средства общения и установле­ния речевых контактов с окружающими.

Однако использование дактильной речи в обучении глухих детей языку не самоцель, это вынужденная мера, необходимая для того, чтобы ускорить и облегчить им процесс овладения язы­ком. Использование устной или письменной формы речи в ка­честве исходной в процессе обучения языку применительно к категорий детей, имеющих большой «стаж» глухоты и немо­ты, задерживало бы процесс овладения речью и развитие сло­весного мышления.

Обучение глухих школьников дактильной речи способству­ет достаточно быстрому накоплению словаря, более прочному усвоению структуры слова. Эти факты объясняются тем, что, пользуясь дактилологией, дети расчленяют слово на составные части, обозначая каждую из них нужной дактилемой и объеди­няя их в единое целое, т.е. происходят анализ и синтез слова, необходимые для запоминания речевого материала. Движения

Овладение письмом также невозможно без умения осуществ­лять анализ и синтез слова. Запись слова требует от детей, пользующихся дактильной речью, знания графического об­раза букв. Этому школьники обучаются на уроках грамоты и овладевают письмом к концу подготовительного класса. Применение дактильной речи облегчает и ускоряет процесс обучения грамоте.

Таким образом, использование дактильной речи в качестве исходной в процессе формирования языка у глухих школьни­ков обеспечивает более быстрое и эффективное развитие сло­весной речи в качестве средства общения и способствует формированию устной, а также письменной речи.

Устная речь с самого начала формируется как средство ком­муникации, так как дети обучаются общению с окружающими в устной форме. В процессе овладения общением они овладева­ют лексикой, грамматикой языка. Отсутствие слуха побужда­ет проводить специальную работу в направлении обучения восприятию устной речи и развитию навыка произношения. Каждое из двух направлений имеет свои задачи, содержащие методические приемы достижения результатов. Сложностью со­держания обучения, признанием большого значения устной речи в развитии детей объясняется выделение значительного времени на этот раздел работы. На обучение устной речи выде­ляется 4 часа в неделю из 8 часов, отводимых на русский язык в подготовительном классе. Работа над устной речью продол­жается на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и обучению произношению.

Обучение словесной начинается с наиболее простой для глухих школьников формы речи — с дактильной. Однако все слова, которые учитель сообщает детям, он обязательно одновременно с дактилированием проговаривает устно. Так школьники с первых дней обучения учатся воспринимать речьучителя в двух формах — дактильной и устной. Использование в учебном процессе слуховой аппаратуры позволяет учащимся воспринимать речь учителя слухо-зрительно.

Словарный материал, который дети учатся воспринимать в процессе овладения общением, в большей своей части общий и для дактильной, и для устной речи, поскольку весь материал дактильной речи является обязательным и для слухо-зрительного восприятия устной речи.

Устная форма речи усваивается глухими детьми значитель­но труднее, чем дактильная. В школе глухих начинают обучать детей этому средству общения с первых дней. Формирование устной речи в подготовительном классе входит в общую систе­му обучения языку и осуществляется в условиях опережающе­го развития дактильной речи.

Обучение сознательному чтению продолжается и на уроках обучения грамоте. Поскольку обучение чтению проходит на ре­чевом материале, в основном уже знакомом школьникам (с уро­ков ППО, устной и дактильной речи), то нет необходимости выяснять понимание каждого слова. Они учатся воспринимать мысль, выраженную в предложении, а не разбираться в значе­нии слов, входящих в его состав. Такой же целостный подход сохраняется при обучении чтению текстов.

Схема работы над текстом может быть следующей. Сначала дети читают весь текст, затем вместе с учителем пытаются оп­ределить, что там написано, кто что делал. Эта работа заставля­ет учащихся задуматься над тем, о чем они читали, а учителю сориентироваться, как дети поняли текст.

После этого начинается работа, раскрывающая содержание прочитанного, его частей. Для выяснения понимания прочитан­ного используются разные приемы: подбор картинок, инсцени­рование содержания, использование предметно-практической деятельности, ответы на вопросы.

 

Список литературы.

1. Зикеев А. Г. Развитие речи учащихся специальных коррекционных образовательных учреждений. Гриф УМО МО РФ. М.: Академия, 2007.

2. Носкова Л.П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха: учеб. пособие для студентов вузов. / Л. П. Носкова, Л. А. Головчиц. - М.: Владос, 2004. - Рекомендовано МО РФ.

3. Pay Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Устное слово. Метод. пособие по развитию устной речи и обучению грамоте детей с нарушенным слухом. – М.: Советский спорт, 2004.

4. Речицкая Е. Г. Развитие младших школьников с нарушенным слухом в процессе внеклассной работы. – М.: Владос, 2005.

Оборудование: 1)презентация,

2) демонстрационный материал.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1200; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.