КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция № 3. Речевая деятельность и ее виды
План. 1. Виды речевой деятельности глухих детей. 2. Методика обучения видам речевой деятельности глухих детей.
1. Виды речевой деятельности глухих детей. Устная речь – универсальное средство человеческого общения. Проявляясь в качестве звуковой членораздельной речи, это средство коммуникации было выбрано человеком в ходе длительного эволюционного развития как наиболее экономное, удобное, многофункциональное и общедоступное для сообщества людей. Устная речь и словесная речь – это не синонимы. Устную речь принято рассматривать с двух сторон – с произносительной стороны и со стороны ее восприятия. Произношение характеризуется звуками речи, ударением, интонацией, ритмической структурой. Восприятие звуковой речи в норме осуществляется органами слуха. Слуховое восприятие является поводом для речедвижений. Поэтому при сохранном слухе ребенок овладевает устной формой словесной речи в естественной речевой среде по подражанию. Дактильная речь создана для осуществления глухими речевых контактов друг с другом. Это своеобразная форма речи по своей функции сходна с устной, ею можно пользоваться только в непосредственном общении. Письменная речь формируется у глухих школьников на основе устно-дактильной. При письме слов и фраз они обязательно датилируют и артикулируют слово. По мере развития произносительных навыков дактилирование становится менее выраженным, однако при затруднениях в воспроизведении состава слова школьники вновь возвращаются к дактильному проговариванию. 2. Методика обучения видам речевой деятельности глухих детей. В подготовительном классе школы глухих обучаются дети, не получившие дошкольной подготовки, а значит, не владеющие речью. Обучение этой группы глухих детей представляет значительные трудности, так как наиболее благоприятные сроки формирования речи пропущены, а ее отсутствие неизбежно ведет к задержке психического развития ребенка.
Поступление в школу, знакомство с новой обстановкой, с новыми товарищами, новыми видами деятельности вызывают у детей потребность в общении. Задача учителя, воспитателя — использовать их желание вступить в контакт с окружающими для начала работы над речью. При этом необходимо учесть, что глухие дети овладевают тем языком, которым пользуются окружающие люди. Если в школе хорошо поставлена работа над словесной речью, если усилия всего педагогического коллектива школы направлены на формирование у учащихся словесной речи как средства общения, то дети, пришедшие в школу, будут успешно овладевать этим видом коммуникации. Потребность в живом общении, не удовлетворенная словом, побуждает неслышащих детей пользоваться другими средствами общения, в частности жестовой речью. Становление речи у детей с отсутствием слуха происходит с опорой на другие анализаторы. В процессе специального обучения у них формируется умение воспринимать устную речь окружающих, вырабатывается умение пользоваться голосом, речевым дыханием, отрабатывается произношение отдельных звуков, их сочетаний, слов и т.д. Даже элементарное овладение зрительным восприятием устной речи и произношением требует длительных сроков и приложения больших усилий как со стороны учителя, так и со стороны детей. Поэтому устная форма речи как важнейшее средство адаптации в обществе слышащих не может сразу стать для учащихся подготовительных классов школ глухих надежным средством общения. Учащиеся подготовительного класса достаточно быстро овладевают дактильными знаками даже вне специального обучения им. Благодаря тому что дактильная речь является видом словесной речи, использование ее в качестве исходной формы в процессе овладения языком способствует формированию у глухих детей словесной речи как средства общения и установления речевых контактов с окружающими.
Однако использование дактильной речи в обучении глухих детей языку не самоцель, это вынужденная мера, необходимая для того, чтобы ускорить и облегчить им процесс овладения языком. Использование устной или письменной формы речи в качестве исходной в процессе обучения языку применительно к категорий детей, имеющих большой «стаж» глухоты и немоты, задерживало бы процесс овладения речью и развитие словесного мышления. Обучение глухих школьников дактильной речи способствует достаточно быстрому накоплению словаря, более прочному усвоению структуры слова. Эти факты объясняются тем, что, пользуясь дактилологией, дети расчленяют слово на составные части, обозначая каждую из них нужной дактилемой и объединяя их в единое целое, т.е. происходят анализ и синтез слова, необходимые для запоминания речевого материала. Движения Овладение письмом также невозможно без умения осуществлять анализ и синтез слова. Запись слова требует от детей, пользующихся дактильной речью, знания графического образа букв. Этому школьники обучаются на уроках грамоты и овладевают письмом к концу подготовительного класса. Применение дактильной речи облегчает и ускоряет процесс обучения грамоте. Таким образом, использование дактильной речи в качестве исходной в процессе формирования языка у глухих школьников обеспечивает более быстрое и эффективное развитие словесной речи в качестве средства общения и способствует формированию устной, а также письменной речи. Устная речь с самого начала формируется как средство коммуникации, так как дети обучаются общению с окружающими в устной форме. В процессе овладения общением они овладевают лексикой, грамматикой языка. Отсутствие слуха побуждает проводить специальную работу в направлении обучения восприятию устной речи и развитию навыка произношения. Каждое из двух направлений имеет свои задачи, содержащие методические приемы достижения результатов. Сложностью содержания обучения, признанием большого значения устной речи в развитии детей объясняется выделение значительного времени на этот раздел работы. На обучение устной речи выделяется 4 часа в неделю из 8 часов, отводимых на русский язык в подготовительном классе. Работа над устной речью продолжается на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и обучению произношению.
Обучение словесной начинается с наиболее простой для глухих школьников формы речи — с дактильной. Однако все слова, которые учитель сообщает детям, он обязательно одновременно с дактилированием проговаривает устно. Так школьники с первых дней обучения учатся воспринимать речьучителя в двух формах — дактильной и устной. Использование в учебном процессе слуховой аппаратуры позволяет учащимся воспринимать речь учителя слухо-зрительно. Словарный материал, который дети учатся воспринимать в процессе овладения общением, в большей своей части общий и для дактильной, и для устной речи, поскольку весь материал дактильной речи является обязательным и для слухо-зрительного восприятия устной речи. Устная форма речи усваивается глухими детьми значительно труднее, чем дактильная. В школе глухих начинают обучать детей этому средству общения с первых дней. Формирование устной речи в подготовительном классе входит в общую систему обучения языку и осуществляется в условиях опережающего развития дактильной речи. Обучение сознательному чтению продолжается и на уроках обучения грамоте. Поскольку обучение чтению проходит на речевом материале, в основном уже знакомом школьникам (с уроков ППО, устной и дактильной речи), то нет необходимости выяснять понимание каждого слова. Они учатся воспринимать мысль, выраженную в предложении, а не разбираться в значении слов, входящих в его состав. Такой же целостный подход сохраняется при обучении чтению текстов. Схема работы над текстом может быть следующей. Сначала дети читают весь текст, затем вместе с учителем пытаются определить, что там написано, кто что делал. Эта работа заставляет учащихся задуматься над тем, о чем они читали, а учителю сориентироваться, как дети поняли текст.
После этого начинается работа, раскрывающая содержание прочитанного, его частей. Для выяснения понимания прочитанного используются разные приемы: подбор картинок, инсценирование содержания, использование предметно-практической деятельности, ответы на вопросы.
Список литературы. 1. Зикеев А. Г. Развитие речи учащихся специальных коррекционных образовательных учреждений. Гриф УМО МО РФ. М.: Академия, 2007. 2. Носкова Л.П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха: учеб. пособие для студентов вузов. / Л. П. Носкова, Л. А. Головчиц. - М.: Владос, 2004. - Рекомендовано МО РФ. 3. Pay Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Устное слово. Метод. пособие по развитию устной речи и обучению грамоте детей с нарушенным слухом. – М.: Советский спорт, 2004. 4. Речицкая Е. Г. Развитие младших школьников с нарушенным слухом в процессе внеклассной работы. – М.: Владос, 2005. Оборудование: 1)презентация, 2) демонстрационный материал.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1200; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |