Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы антикризисного управления организацией




Устранение с рынка обанкротившихся предпринимательских струк­тур — непременное условие эффективного функционирования рыноч­ного механизма. Однако предотвратить банкротство, обеспечить продолжительное процветание этих структур — задача значительно более сложная и важная. Решению именно этой задачи подчинена си­стема мер, именуемая антикризисным управлением. Часто под таким управлением понимают либо управление в условиях кризиса, либо управление, направленное на вывод организации из кризисного состо­яния, в котором она находится.

По определению А. П. Градова, антикризисное управление — это:

♦ анализ состояния макро- и микросреды и выбор предпочтитель­ной миссии фирмы;

♦ познание экономического механизма возникновения кризисных ситуаций и создание системы сканирования внешней и внутрен­ней среды фирмы с целью раннего обнаружения «слабых сигна­лов» об угрозе приближения кризиса;

♦ стратегический контроллинг деятельности фирмы и выработка стратегии предотвращения ее несостоятельности;

♦ оперативная оценка и анализ финансового состояния фирмы и выявление возможности наступления несостоятельности (бан­кротства);

♦ разработка предпочтительной политики поведения в условиях наступившего кризиса и вывода из него фирмы;

♦ постоянный учет риска предпринимательской деятельности и вы­работка мер по его снижению.

Банкротство предприятия является результатом одновременного со­вместного негативного действия внешних и внутренних факторов, доля «вклада» которых может быть различной. Так, по имеющимся оценкам, в развитых странах с устойчивой политической и экономической систе­мой к банкротству на 1/3 причастны внешние факторы и на 2Д — внутрен­ние. Внешние факторы могут быть международными и национальными, 90 % различных неудач малых американских фирм связывают с неопыт­ностью менеджеров, некомпетентностью руководства и его несоответ­ствием изменившимся объективным условиям, злоупотреблениями, что ведет в целом к неэффективному управлению, принятию ошибоч­ных решений, невозможности приспособления к рыночным условиям.

Последствия негативного воздействия тех или иных факторов мож­но предвидеть, а значит, своевременно принять соответствующие меры к их устранению или ослаблению, если постоянно отслеживать признаки возможного ухудшения финансового состояния предприя­тия. Эти признаки, разумеется, не имеют абсолютной силы и должны рассматриваться в совокупности с другими показателями хозяйствен­ной деятельности. Они являются поводом к тщательному исследова­нию финансового состояния со стороны как руководителей и акцио­неров, так и заказчиков и кредиторов.

Источником информации для подобной диагностики может служить официальная бухгалтерская отчетность, особенно если ее сопоставить с данными за несколько отчетных периодов. В состав бухгалтерской отчетности, представляемой предприятиями налоговым органам, вхо­дят: «Баланс предприятия» (форма № 1 по ОКУД), «Отчет о финан­совых результатах и их использовании» (форма № 2), «Справка к от­чету о финансовых результатах и их использовании» (справка к форме № 2), «Приложение к балансу предприятия» (форма № 5).

Для предотвращения кризиса большое значение имеет своевременное обнаружение признаков пред­стоящей кризисной ситуации.

Ранними признаками, симптомами грядущего неблагополучия инновационной организации могут быть:

♦ отрицательная реакция партнеров по бизнесу, поставщиков, кре­диторов, банков, потребителей продукции на те или иные ме­роприятия, проводимые ИО (например, структурные реоргани­зации, открытие или закрытие подразделений ИО, филиалов, дочерних фирм, их слияние, частая и необоснованная смена де­ловых партнеров, выход на новые рынки и другие изменения в стратегии ИО);

♦ задержки с предоставлением бухгалтерской отчетности и ее ка­чество, что может свидетельствовать либо о сознательных дей­ствиях, либо о низком уровне квалификации персонала;

♦ изменения в статьях бухгалтерского баланса со стороны пассивов и активов и нарушения определенной их пропорциональности;

♦ увеличение задолженности ИО поставщикам и кредиторам;

♦ уменьшение доходов ИО и падение прибыльности, обесценива­ние акций ИО, установление нереальных (высоких или низких) цен на свою продукцию;

♦ внеочередные проверки ИО, ограничение коммерческой деятель­ности ИО органами власти, отмена и изъятие лицензий и т. д.

Одним из показателей состояния ИО является ее устойчивость. Ус­тойчивость организации (Z) американские экономисты рекомендуют определять по обобщенному показателю:1

Перечисленные в качестве примера показатели одновременно мо­гут служить показателями эффективности функционирования фир­мы, они должны быть адаптированы к конкретным условиям.

Показатель устойчивости фирмы позволял американским экономи­стам выявлять до 90 % корпораций — потенциальных банкротов за год до банкротства, до 70 % — за 2 года и 50 % — за 5 лет до банкротства. Если Z> 3, то фирма устойчивая, меньше 1,8 — неустойчивая.

Поскольку в условиях жесткой конкуренции требуется качествен­но прогнозировать свое будущее, то представляется, что установление аналогичной системы показателей сможет помочь менеджерам и ин­весторам твердо держать в руках руль финансового корабля.

Основные фазы кризисного процесса представлены в сле­дующей последовательности:

♦ стратегический кризис, обусловленный низким качеством стра­тегического менеджмента 2-3 лет тому назад и более;

♦ тактический кризис, обусловленный низким качеством тактиче­ского маркетинга и производственного менеджмента;

♦ кризис недостаточной обеспеченности ИО ресурсами, кредита­ми и т. д.;

♦ неплатежеспособность ИО, ее убыточность;

♦ реструктуризация ИО;

♦ банкротство и ликвидация ИО.

Главной целью создания и приведения в действие системы антикри­зисного управления ИО является проведение структурной перестрой­ки всего народного хозяйства в соответствии с потребностями рынка. Эта цель реализуется после решения следующих задач:

♦ предотвращения банкротств ИО и их социальных последствий;

♦ оказания государственной финансовой поддержки ИО для про­ведения санационных мероприятий;

♦ выявления неперспективных и не обладающих реальными воз­можностями для восстановления платежеспособности ИО и их ликвидации [25].

Как показывает мировая практика, указанные цели и задачи дости­гаются при соблюдении следующих основных принципов антикризис­ного управления ИО:

♦ установления единых стабильных и надежных для всех хозяйству­ющих субъектов коммерческих взаимоотношений, прав и обязан­ностей в ситуации несостоятельности или банкротства ИО;

♦ предоставления возможности должникам, выполняющим обяза­тельства, возобновления их деятельности;

♦ введения системы мер безопасности при банкротстве и экономи­ческом спаде;

♦ создания системы мер для возрождения бизнеса;

♦ формирования механизма регулирования финансовых дел выпол­няющих свои обязательства должников в целях их оздоровления;

♦ организации коммерческой и правовой систем для поощрения работы надежных партнеров и формирования приемлемой про­цедуры разрешения финансовых споров;

♦ ограждения правовой и административной структур от возможно­стей ускорения процесса развала ИО и насаждения споров и тяжб;

♦ сохранения в тех случаях, где это возможно и экономически целе­сообразно, перспективных ИО, имеющих финансовые трудности;

♦ создания таких механизмов, которые будут представлять и надеж­но защищать интересы всех участников системы антикризисного управления (кредиторы, персонал и т. д.) в случае ликвидации обанкротившейся ИО и позволять справедливо распределять ак­тивы должника [25].

В Российской Федерации процедура банкротства предприятий осуществляется в соответствии с Законом РФ от 19 ноября 1992 г. №3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», всту­пившим в силу с 1 марта 1993 г. В 1994 г. и позже был введен еще ряд нормативных актов по банкротству предприятий.

В соответствии с Законом РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» санация (оздоровление предприятия-должника) — ре­организационная процедура, когда собственником предприятия-долж­ника, кредитором (кредиторами) или иными лицами оказывается финансовая помощь предприятию-должнику. Санация должна быть нацелена на сохранение предприятия (организации) путем разработ­ки и реализации комплексной программы его оздоровления и разви­тия, куда должны быть включены мероприятия по выводу предприя­тия из кризиса, необходимые для их реализации ресурсы, сроки начала и окончания работ, перечень исполнителей, ожидаемый результат и другие сведения.

Мероприятия по выводу инновационной организации (ИО) из кри­зиса подразделяются на стратегические (на два года и более), такти­ческие (годовые) и оперативные (рис. 14.3).

Ø Стратегические мероприятия но:

корректировке миссии и стратегии ИО;

реорганизации ИО;

уточнению портфеля выпускаемой продукции, новшеств и инноваций;

совершенствованию связей ИО с внешней средой;

развитию системы инновационного менеджмента ИО и др.

Ø Тактические мероприятия по: реализации стратегических мероприятий; улучшению финансового состояния ИО; корректировке параметров рыночной инфраструктуры ИО; уточнению параметров подсистем системы инновационного менеджмента и др.

Ø Оперативные мероприятия по: реализации тактических мероприятий; отсрочке платежей ИО; укреплению кадров и организации труда; использованию производственных резервов; улучшению использования ресурсов ИО; психологической подготовке коллектива к трудностям и др.

 

Для достижения целей финансо­вого оздоровления ИО-должника необходимо разработать и осуще­ствить комплекс организационно-финансовых мер (рис. 14.4).

Санация
Организационные меры Финансовые меры
Адаптация к изменениям в отечественной и мировой экономике Ориентация деятельности на потребности потребителей (клиентов) Создание (реорганизация) системы контроля расходов Совершенствование инновационного процесса и его организации Аттестация кадров, особенно руководящих Упразднение излишних и неэффективных звеньев Предоставление финансовой поддержки собственником ИО Выпуск акций для мобилизации денежного капитала Использование банковских кредитов Уменьшение процентов по облигациям, выпущенным ИО; отсрочка их погашения Преобразование краткосрочных задолженностей в долгосрочные ссуды или долгосрочные ипотеки

 

Для определения платежеспособности ИО в соответствии с Поста­новлением Правительства РФ установлены показатели для оценки удовлетво­рительности структуры предприятия:

Ø коэффициент текущей ликвидности - характеризует общую обеспе­ченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств предприятия.

♦ коэффициент обеспеченности собственными средствами - показыва­ет наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходи­мых для его финансовой устойчивости

♦ коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности - де­монстрирует наличие реальной возможности у предприятия восста­новить либо утратить свою платежеспособность в течение определен­ного периода

Порядок определения перечисленных показателей, анализа балан­са предприятия и признания его неплатежеспособным устанавливает­ся упомянутым Постановлением Правительства РФ.

Законом РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» предусмотрено применение к предприятию-должнику нескольких процедур:

♦ ♦ реорганизация (внешнее управление и санация), при которой ар­битражный суд назначает арбитражного управляющего, получа­ющего все функции управления предприятием. Основанием для возбуждения дела о несостоятельности предприятия является за­явление либо самого должника, либо кредиторов, либо прокурора;

♦ ликвидация предприятия, которая может быть принудительной по решению арбитражного суда либо добровольной, но под конт­ролем кредиторов, осуществляющих продажу оставшегося иму­щества должника;

♦ мировое соглашение. Оно может быть заключено между должни­ком и конкурсными кредиторами на любом этапе производства по делу о банкротстве. Мировое соглашение подлежит утвержде­нию арбитражным судом и считается принятым, если за его заклю­чение высказалось не менее двух третей (по сумме требований) конкурсных кредиторов четвертой и последующих очередей.

Банкротство ИО
Санация (оздоровление) Ликвидация
На средства собственника На средства кредитора (сделка) Принуди­тельно Добро­вольно
Мировое соглашение Внесу­дебная сделка Судебная сделка Принуди­тельная сделка КОНКУРС  
Сделка о мора­тории Сделка об освобождении Сделка о ликви­дации   Конкурс на присоединение   Конкурс на присое­динение  

Рис. 14.5. Механизм реализации процедур банкротства ИО

 

В случае реорганизации ИО составляется план финансового оздо­ровления (бизнес-план) из следующих основных разделов [25J.

1. Краткие сведения по плану финансового оздоровления.

2. Анализ финансового состояния ИО.

3. Мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддерж­ке эффективной деятельности.

4. Рынок и конкуренция.

5. Деятельность в сфере маркетинга.

6. Планирование инновационных процессов и обеспечения ресур­сами.

7. Финансовый план.

8. Приложения.

 

Содержание:

 

Тема 1. Концепция инновационного менеджмента Тема 2. Концепция инновационного менеджмента Тема 3 Комплексное обеспечение инновационной деятельности Тема 4 Научные основы инновационного менеджмента Тема 5 Основы управления рисками Тема 6 Инновационные цели и инновационный потенциал организации Тема 7 Проблемы повышения инновационной активности организаций 10. Возникновение и становление инновационных стратегий Тема 11 Формирование портфелей • новшеств и инноваций Лекция 12. ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.    

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.