Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ прибыли и рентабельности продукции




Финансовые результаты организации проявляются в ряде пока­зателей, каждый из которых имеет свое значение при анализе. Ва­ловая прибыль характеризует эффективность производственных подразделений. Прибыль от продаж продукции характеризует эф­фективность обычной или основной деятельности, критерий ко­торой обычно указывается в учредительных документах пред­приятий.

Доходы от обычных видов деятельности следует рассматривать как основной, определяющий вид доходов предприятия, который при нормальных условиях деятельности имеет наибольший удельный вес в обшей величине доходов. Если прочие доходы получают пре­обладающий характер в структуре доходов предприятия, то в ходе анализа данный факт должен быть объяснен конкретными измене­ниями условий деятельности.

Прибыль от продаж и прочей опера­ционной деятельности характеризует финансовый результат совер­шения целенаправленных хозяйственных операций предприятия. Прибыль до налогообложения характеризует общий финансовый результат от обычных видов деятельности. С учетом налогообло­жения прибыли и других обязательных платежей получают характе­ристику чистой прибыли, отчетного года, которая фиксируется в бухгалтерском балансе отчетного года как нераспределенная при­быль, а результаты распределения этой прибыли акционерами отра­жаются в бухгалтерском балансе следующего за отчетным года. Ос­тавшаяся нераспределенной прибыль отчетного года характеризует фонд накопления, поскольку в основном идет на развитие предприятия, увеличивая собственный капитал его.

Анализ может вестись как по абсолютным показателям прибыли, так и по относительным показателям, так как отношение прибыли к выручке от продажи – рентабельность продаж.

Прибыль и рентабельность продаж являются важными показате­лями эффективности производства. На величину прибыли и уровень рентабельности продаж оказы­вают влияние многие факторы.

В целом прибыль от продаж продукции определяется формулой:

,

где N – выручка от продаж;

S – полная себестоимость.

Но выручка от продаж зависит не только от количества и качества продукции, но и от структуры и цен на отдельные виды продукции. В свою очередь, себестоимость продукции определяется структурой изделий и ценами на отдельные элементы затрат.

Определим степень влияния на прибыль факторов:

1) изменения отпускных цен на продукцию. Рассчитывается раз­ность между выручкой от продажи продукции в действующих ценах и выручкой от продажи в отчетном году в ценах базового года;

2) изменения цен на материалы, тарифов на энергию и перевозки, тарифных ставок (окладов) оплаты труда. Для этого используют све­дения о себестоимости продукции;

3) нарушений хозяйственной дисциплины. Устанавливается с по­мощью анализа экономии, образовавшейся вследствие нарушения стандартов, технических условий, невыполнения плана мероприятий по охране труда, технике безопасности и др.;

4) увеличения объема продукции в оценке по базисной полной себе­стоимости (собственно объема продукции). Исчисляют коэффициент роста объема продаж продукции в оценке по базовой себестоимости;

5) уменьшения объема продукции за счет структурных сдвигов в составе продукции. Подсчет сводится к определению разницы коэф­фициента роста объема продаж продукции в оценке по отпускным ценам и коэффициента роста объема продаж продукции в оценке по базовой себестоимости;

6) уменьшения затрат на 1 руб. продукции за счет режима эко­номии. Выражается разницей между базовой полной себестоимостью фактически проданной продукции и фактической себестоимостью, исчисленной с учетом изменения цен на материальные и прочие ре­сурсы и причин, связанных с нарушениями хозяйственной дисцип­лины.

7) изменения себестоимости за счет структурных сдвигов в со­ставе продукции. Исчисляется сравнением базовой полной себестои­мости, скорректированной на коэффициент роста объема про­дукции, с базовой полной себестоимостью фактически проданной продукции.

На финансовые результаты значительное влияние оказывает ин­фляция, особенно если она галопирующая (до 100% в год) или ги­перинфляция (более 200% в год). Инфляция означает обесценение денег, и единственным способом сохранения ре­альной величины денежных ресурсов, капитала и доходов в условиях инфляции является индексация цен.

Индекс цен в статистике принято изображать в следующем виде:

, где ∑ – сумма произведений объекта исследования на его цену; q – объект исследования по видам; р – цена каждого вида объекта; 0 – символ базового значения; 1 – символ отчетного (последующего) значения.

Методика анализа влияния инфляции на финансовые результаты от продаж продукции может быть представлена пятью этапами.

Этап I. Влияние инфляции на продукцию.

Этап 2. Влияние инфляции на закупаемые предметы труда.

Этап 3. Влияние инфляции на трудовые затраты.

Этап 4. Влияние инфляции на размер амортизации.

Этап 5. Общее влияние инфляции на прибыль определяется вычита­нием из результата первого этапа результатов завышения себестои­мости по второму, третьему и четвертому этапам.

Качество прибыли – это обобщенная характеристика структуры источников формирования прибыли. Высокое качество прибыли характеризует такое положение, когда прибыль формируется экономическими фак­торами, присущими этой категории закона стоимости, что хорошо показано в схеме взаимосвязи экономических показателей.

На «качество» прибыли могут воздействовать: учетная политика предприятия; характер финансовых результатов от прочей деятельности; поведение затрат, а именно доля постоянных и переменных рас­ходов; характер внешних, не контролируемых предприятием фак­торов и нарушений общепринятой хозяйственной дисциплины.

Рассмотрим подробнее первую группу факторов.

Методы регулирования массы прибыли, которые могут быть ис­пользованы предприятием в рамках действующего законодательства, определяются им самостоятельно и закрепляются в его учетной по­литике.

Они могут быть сведены к следующим положениям:

1) выбор порядка начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам;

2) выбор метода оценки потребленных производственных запасов;

3) выбор способа распределения косвенных расходов между отдельными объектами учета и калькулирования;

4) изменение сроков погашения расходов будущих периодов;

5) создание резервов предстоящих расходов и платежей.

Все это позволяет бухгалтеру варьировать размеры доходов и рас­ходов, относящихся к отчетному году, т.е. создавать так называемую накопленную прибыль, не отраженную в отчетности. При этом важно оценивать «ка­чество» прибыли, т.е. достоверность отчетных данных о прибыли, прозрачность ее формирования.

Есть еще одна проблема, связанная с показателями прибыли как показателями эффективности хозяйственной деятельности пред­приятия. Приращение прибыли может быть связано как с интенсив­ностью, так и с экстенсивностью использования производственных ресурсов.

Поэтому показателем истинной эффективности может быть только рентабельность продаж, т.е. отношение прибыли к вы­ручке от продаж:

, где - коэффициент рентабельности продаж; - прибыль от продаж; - выручка от продаж продукции.

Моделирование коэффициента рентабельности продаж показы­вает зависимость этого показателя от показателя затрат на 1 руб. про­дукции , а значит, от показателей трудоемкости (оплатоем­кости) продукции , материалоемкости продукции и амортизациоемкости продукции , т.е. от показателей интенси­фикации: .

Следует подчеркнуть, что снижение затрат по каждому фактору на 1 руб. продукции влияет на рентабельность 1 руб. продукции с обратным знаком. А влияние, выраженное в процентах, равнозначно влиянию на рентабельность 1 руб. продукции в копейках.

Показатель рентабельности продаж часто называют коэффици­ентом эффективности управления. Этот показатель полностью за­висит от затрат на 1 руб. продукции, т.е. от себестоимости про­дукции, а именно в снижении себестоимости продукции прежде всего проявляется эффективность управления.

Как видно из схемы формирования основных экономических по­казателей (см. лекцию по теме 6), рентабельность продаж является одним из факторов рентабельности активов предприятии – самого обобщаю­щего показателя эффективности хозяйственной деятельности.

Вторым фактором рентабельности является капиталоотдача, характеризующая оборачиваемость активов, а коэффициент капита­лоотдачи называют коэффициентом деловой активности. Двухфакторная модель рентабельности активов имеет следующее вы­ражение:

,

где - коэффициент рентабельности продаж (эффективности управления);

- коэффициент капиталоотдачи (деловой актив­ности).


Подтема 10.3. Анализ финансового состояния

Основные вопросы:

Анализ величины и структуры авансированного капитала

Анализ капиталоотдачи (деловой активности)

Анализ финансового состояния и платежеспособности организации

Комплексный анализ и оценка эффективности бизнеса

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1590; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.