Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рынок. Конкурентная борьба. Спрос. Объем спроса. Кривая спроса. Закон спроса. Функция спроса и изменение кривой спроса. Эффект дохода и эффект замещения

Эластичность спроса и предложения

Рынок. Конкурентная борьба. Спрос. Объем спроса. Кривая спроса. Закон спроса. Функция спроса и изменение кривой спроса. Эффект дохода и эффект замещения.

Тема 4. Элементарные основы теории спроса и предложения

II.Функционирование рынка на уровне микроэкономики

 

План лекции:

  1. Предложение. Объем предложения. Закон предложения. Функция предложения и изменение кривой предложения.
  2. Рыночное равновесие и случаи его нарушения.

Рынок – это система организационно-экономических отношений, осуществляющаяся через куплю-продажу во всех звеньях воспроизводственного процесса.

Виды рынков:

· Товарный рынок (товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, аукционы, ярмарки, посреднические фирмы)

· Финансовый рынок (фондовые и валютные биржи, банки, страховые компании и фонды)

· Рынок труда (биржи т руда, служба занятости, регулирование миграции рабочей силы)

Конкуренция – соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

Виды конкурентной борьбы:

· Внутриотраслевая и межотраслевая;

· Ценовая и неценовая;

· Совершенная и несовершенная.

Закон спроса – это принцип, который выражает обратную зависимость между объемом спроса на какой-нибудь товар и назначаемой на этот товар ценой.

Спрос – экономическая категория, которая отражает желания потребителей платить за какой-нибудь товар спрашиваемую за него цену, подкрепленная платежеспособностью.

Объем спроса – количество конкретного товара, которое потребители желают и могут приобрести по конкретной предложенной цене.

Функция спроса:

Q D = f (P;{ NP })

P – цена

NP – множество неценовых факторов

Графически спрос изображается в виде кривой спроса, которая показывает множество комбинаций цены и объема спроса. (рис.4.1)

Рис. 4.1. Кривая спроса.

Цена спроса – та максимальная денежная сумма, которую потребитель готов заплатить за некоторое конкретное количество товара.

Неценовые факторы спроса (детерминанты):

· мода, вкусы и предпочтения потребителей (прямая связь);

· ожидания потребителя относительно изменения уровня цен (прямая связь);

· количество потребителей данного товара на рынке (прямая связь);

· уровень доходов потребителей (для полноценных товаров – прямая связь, для неполноценных – обратная связь);

· цены на сопряженные товары (для взаимозаменяемых – прямая связь, для взаимодополняющих – обратная связь).

Необходимо различать изменение объема спроса и изменение спроса (функции спроса).

Объем спроса меняется тогда, когда изменяется только цена данного товара. При движении по линии спроса вправо и вниз объем спроса увеличивается с одновременным уменьшением цены; при движении влево и вверх объем спроса падает с увеличением цены (рис.4.2).

Рис. 4.2. Изменение объема спроса.

Изменение в спросе, вызванное неценовыми факторами, проявляется в смещении (сдвиге) линии спроса влево (при падении спроса) или вправо (при его росте) (рис.4.3). Так происходит потому, что спрос на товар изменяется в целом – при всех уровнях цены.

Рис. 4.3. Сдвиг кривой спроса.

Эффект дохода и эффект замещения.

Эффект дохода заключается в том, что при снижении цены на товар доход потребителя относительно этого товара возрастает, что дает ему возможность увеличить объемы закупок данного товара, не сокращая при этом потребление прочих благ.

Эффект замещения проявляется в стремлении покупателя к приобретению более дешевых товаров взамен аналогичных, цены на которые не изменились.

Принцип убывающей предельной полезности утверждает, что каждая последующая единица потребляемого товара обладает для потребителя все меньшей полезностью, в связи с чем он соглашается покупать дополнительные единицы этого товара только при снижении его цены.

Три вышеописанных фактора являются основными причинами, объясняющими действия закона спроса (то есть отрицательного наклона кривой спроса).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Крупные, мелкие и мельчайшие предприятия. Роль малого бизнеса в эффективном функционировании экономики | Предложение. Объем предложения. Закон предложения. Функция предложения и изменение кривой предложения.
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.