Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы исследования




Методы маркетинговых исследований

Тема 5. Инструментарий и процедура марккетинговых исследований

Используют две основные группы методов: методы кабинетных исследований и методы внекабинетных (или полевых) исследований, а также их комбинацию.

Методы кабинетных исследований

Методы кабинетных исследований предполагаютсбор вторичной информации. Вторичные данные — информация, которая уже где-то существует, которая собрана ра­нее для других целей. Вторичная информация представлена внутрен­ней информацией (отчета­ми по сбыту, прибылям и т.д. самой фирмы) и внешней информацией (публикуемыми данными справочников, пе­риодических изданий, газет, журналов, конъюнктурных обзоров рынков и др.). Вторичная информация отличается относительной дешевизной, объективностью, качеством содержания и простотой сбора, но она не дает конкурентного преимущества, т.к. доступна всем.

 

Методы полевых исследований

Методы полевых исследований предназначены для сбора первичной информации. Первичные данные — информация, собранная впервые для какой-либо конкретной цели. Сбор первичных данных проводят в соответствии с планом, пре­дусматривающим: выбор метода исследования, выбор орудий исследования, методику составления выборки обследуемых, способы связи с аудиторией.

Условно выделяют четыре способа сбора данных: опрос, экспе­римент, наблюдение, панель.

Под опросом понимают выяснение позиций людей или получе­ние от них справки по какому-либо вопросу. Опрос — самая распространенная и важнейшая форма сбора данных в маркетинге: приблизительно в 90% исследований используется этот метод.

Эксперимент предусматривает исследование влияния од­ного фактора на другой при одновременном контроле посторонних факторов. Цель подобного исследования — вскрыть причинно-следст­венные отношения путем отсева тех объяснений результатов наблю­дения, которые противоречат фактам.

Наблюдение пассивный эксперимент — один из возможных способов сбора первичных данных, когда исследователь наблюдает за людьми и обстановкой, не вмешиваясь в события. Этот способ полу­чения информации используется в исследовании рынка гораздо реже, чем опрос. Исследователи торговой фирмы могут обосноваться в тор­говых залах, делать замеры, слушать, что говорят люди о разных то­варах, и подмечать, как продавцы справляются с оформлением и вы­дачей покупок. Они могут совершать покупки в своих магазинах и ма­газинах конкурентов, для того, чтобы узнать о качестве обслуживания.

Панель - повторяющийся сбор данных у одной группы через равные промежутки времени.

На практике образовался целый ряд видов панелей: торговая панель (розничной торговли, оптовой торговли); потребительская панель (индивидуумы, семьи, производствен­ное потребление); специальные формы (панель врачей, юристов и др.; аптеки, кино и т.д.)

2. Орудия исследований. Для сбора первичных данных исследо­ватели маркетинга используют два основных орудия исследования: анкету и технические средства.

Анкета — самое распространенное орудие исследования при сборе первичных данных. В широком смысле анкета это ряд вопро­сов, на которые опрашиваемый должен дать ответы. Анкета — инст­румент очень гибкий, вопросы можно задавать множеством разных способов. Анкета требует тщательной разработки, опробования и уст­ранения выявленных недостатков до начала ее широкого использова­ния.

Хотя анкета является самым распространенным орудием, в маркетинговых изысканиях находят применение и технические сред­ства. Для замеров интенсивности интереса или чувств опрашиваемого при изучении конкретного рекламного объявления или изображения используют энцефалографы и более примитивные средства — галь­ванометры. Гальванометр фиксирует малейшее выделение пота, ко­торым сопровождается эмоциональное возбуждение. Прибор под на­званием тахистоскоп экспонирует для опрашиваемого рекламное объ­явление в интервале выдержек от менее чем в одну сотую секунды до нескольких секунд. После каждого показа опрашиваемый человек рас­сказывает обо всем, что успел увидеть и запомнить. Применяется спе­циальный аппарат для фиксации движений глаз, с помощью которого определяют, куда падает взгляд в первую очередь, как долго он там задерживается.

3. Составление плана выборки. Выборка — часть субъектов, ко­торая должна олицетворять собой всю совокупность субъектов. Ис­следователи должны разработать такой план составления выборки, благодаря которому отобранная совокупность отвечала бы задачам исследования. Используется два метода:

· вероятностный (более точный, но и более дорогой и слож­ный), когда каждый возможный объект исследования имеет примерно рав­ную значимость в проводимом исследовании, и тогда интервьюер предпочитает воспользоваться, например, каждой 21-й фамилией в справочнике или устройством, набирающим случайные цифры теле­фонных номеров;

· детерминированный, когда интервьюер определяет объекты иссле­дования, исходя из определенных причин и удобств, например, оп­рашивает первых 75 посетителей выставки и т.д.

В отношении товаров производственного назначения могут про­водиться сплошные исследования, поскольку круг их покупателей бы­вает относительно ограничен.

4. Способы связи с аудиторией. Как контактировать с членами выборки: по телефону, по почте или посредством личного интервью?

Интервью по телефону лучший метод быстрого сбора ин­формации. В ходе его интервьюер имеет возможность разъяснить не­понятные для опрашиваемого вопросы. Два основных недостатка те­лефонных интервью: опросить можно только тех, у кого есть телефон, и беседа должна быть краткой и не носить личного характера.

Анкета, рассылаемая по почте, может быть средством вступ­ления в контакт с лицами, которые либо не согласятся на личное ин­тервью, либо на ответах которых может сказаться влияние интер­вьюера. Почтовая анкета требует простых, четких вопросов. Процент возврата таких анкет обычно мал.

Личное интервью универсальный метод проведения опроса. Можно задать много вопросов, дополнить результаты беседы своими наблюдениями. Это самый дорогой из трех методов. Он требует более тщательного планирования и контроля. Личные интервью бывают двух видов: индивидуальные и групповые.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 365; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.