Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ 6 страница

В последние десятилетия предпринимаются попытки различить формы пространства и времени, связанные с основными формами материи – физической, химической, биологической и социальной. Часы отсчитывают физическое время, и мы представляем себе, что это такое. Но не существует ли более сложных форм пространства и времени – например, биологическое или социальное пространство и время? Такой подход с философской точки зрения вполне логичен. Однако пока не было обнаружено каких-либо фундаментальных новых черт пространства и времени, появляющихся в химической, биологической и социальной формах материи, которые позволили бы сделать вывод о реальности подобных специфических форм пространства и времени. По-видимому, химические процессы, жизнь и социальные явления протекают все же в физическом пространстве.

В культуре, искусстве, исторических науках под социальным пространством понимают область физического пространства, которая освоена обществом (данной культурой, цивилизацией и т.п.). Понятие социального пространства оказывается близким к понятию ноосферы, которое в начале ХХ века предложили В.И. Вернадский, П. Тейяр де Шарден и Э. Леруа. Аналогичным образом можно ввести понятие биологического пространства как области, населенной и преобразованной живыми организмами. Это понятие оказывается близким к понятию биосферы.

Интереснее обстоит дело с понятием биологического времени. Это время, заданное ритмами жизнедеятельности живых организмов. Ученые считают, что каждый организм обладает так называемыми биологическими часами – механизмом регуляции скорости протекания обмена веществ. От работы биологических часов зависит течение жизненных процессов – например, скорость старения индивида, циклические изменения жизнедеятельности (питание, переход от сна к бодрствованию и т.п.). Изменение ритмов биологических часов считается одним из возможных способов увеличения продолжительности жизни. Науке известны сбои в отсчете биологического времени. Так, в Китайской народной республике врачи зарегистрировали несколько детей, умерших от непонятного заболевания (видимо, генетического происхождения). Не успев повзрослеть, их организм начинал дряхлеть, стремительно разрушаться и в возрасте около 10 лет наступала смерть от старости.

Понятие социального времени выражает ритмы, скорость изменения в общественной жизни. Так, говорят, что в отдельные периоды – прежде всего в эпохи революций – социальное время как бы ускоряет свой бег и за год может произойти столько событий, сколько раньше случалось за целое столетие. Экзистенциалисты рассматривали время не как объективный материальный процесс, а как субъективное переживание человека. Экзистенциальное время для них – это время человеческого бытия, деятельности, наполненное напряжением и ожиданием.

Обзор попыток исследования социального и биологического времени и пространства показывает, что основой всех трактовок времени все же остается его физическое содержание. Точных процедур и эталонов для измерения биологической и социальной составляющей времени найти не удается.

Понятия пространства и времени раскрывают, таким образом, механизмы, формы существования материального мира. Наука выделяет как бы три пласта, связанные с содержанием этих понятий. Во-первых, реальное пространство и время существует, как и материя, независимо от нас и может познаваться человеком. Во-вторых, можно выделить перцептуальное пространство и время (от слова «перцепция» – восприятие). Это пространство и время, как оно воспринимается нашими органами чувств. Наконец, в-третьих, существует концептуальное пространство и время – то есть научная концепция, теоретическое описание реальных пространства и времени. В процессе познания концептуальное представление о пространстве и времени все более полно и точно охватывает содержание реального.

Понятия пространства и времени не полностью раскрывают природу материи. Другое важнейшее ее проявление – движение. С современной точки зрения движениеэто способ существования материи, всякое изменение вообще.

В истории естествознания и философии понятие движения сопоставлялось с понятиями материи и покоя. Движение и материя образуют нераздельное единство. Материя не существует в отрыве от движения – это хорошо прослеживается на всех уровнях ее организации от элементарных частиц до человеческого общества. Движение также не существует без материи – движется всегда нечто материальное (движение мысленных образов, понятий тоже является результатом материальных процессов). Соотношение движения и покоя обычно выражают в простой формуле: движение абсолютно, покой относителен. Некоторые религиозные учения считали, что материя находилась в состоянии абсолютного покоя, пока бог не привел в движение весь мир. С точки зрения науки абсолютный покой невозможен – покой является моментом движения, временным состоянием, при котором материальные процессы замедляются, но полного и абсолютного прекращения движения не происходит (поэтому и говорят, что покой относителен). Это положение обычно подтверждают простыми примерами. Так, если физическое тело «покоится», не совершает механического движения в данной системе отсчета, оно всегда имеет температуру, отличную от абсолютного нуля, то есть движутся составляющие его молекулы.

Как уже отмечалось, материализм ХVII – XVIII веков был механистическим: ученые считали, что любое движение вплоть до мышления человека и исторических событий можно объяснить законами механики. Однако в ХIХ веке стало ясно, что это не так. Существуют различные уровни организации материи, на которых действуют разные законы движения. В рамках своей идеалистической системы эти уровни попытался выделить Гегель. Он считал, что природа проходит три главные ступени развития: механизм, химизм и организм. Огюст Конт построил классификацию наук, изучающих качественно различные сферы действительности. Основными науками он считал астрономию, математику, физику, химию, биологию и социологию. Фридрих Энгельс начал разрабатывать классификацию основных форм материи и движения, опираясь на принципы философского материализма. Его подход лег в основу современного учения об основных уровнях организации материи и основных формах движения.

 

§ 3. Основные формы материи и движения.

 

Современной науке стало очевидно, что уровни организации материи и основные формы движения строго соответствуют друг другу. Иными словами, каждой форме материи принадлежит своя специфическая форма движения.

Философия и частные науки установили, что в известной человеку части Вселенной существуют четыре основных уровня организации материи и четыре основных формы движения. Это физический, химический, биологический и социальный уровни. Формы материи, а также формы движения соотносятся друг с другом как низшее и высшее. Так, физическая форма материи – низшая по отношению ко всем остальным, химическая – высшая по отношению к физической и низшая по отношению к биологической и социальной и т.д. Высшее отличается от низшего тем, что оно включает в себя основное содержание низшего плюс нечто новое – некое приращение содержания, которого не было в низшем. Без понятий низшего и высшего невозможно осмыслить и описать никакой процесс развития, так как развитие и есть движение от низшего к высшему, от простого к сложному. Известно, например, что жизнь возникает из более простых химических явлений. Жизнь (биологическая форма материи) содержит в себе все, что было в низшей, химической (химические вещества и реакции) и сверх того еще добавочное, чисто биологическое содержание. В химической материи нет, например, обмена веществ, образования организмов и биологических видов, передачи наследственной информации и т.п. Поэтому биологическое – высшее по отношению к миру химических веществ.

Полное изложение учения об уровнях организации материи и закономерностях их взаимосвязи требует привлечения обширного материала естествознания и общественных наук, и было бы слишком сложно. Оно содержится в других монографиях и учебных курсах. Дадим здесь краткую характеристику современной концепции основных форм материи и движения.

Физическая форма материи включает в себя так называемое сингулярное состояние (из которого возникла Метагалактика), кварки, элементарные частицы, атомы, микроскопические тела (то есть физические тела, окружающие человека в повседневной жизни), планеты, звезды, галактики, Метагалактику. Согласно теории расширяющейся Вселенной физическая форма материи появилась 10-20 миллиардов лет назад в результате так называемого Большого взрыва. Существовавшее до него сингулярное состояние материи обладало колоссальной плотностью, кривизной пространства и температурой. В небольшом объеме была сосредоточена вся материя видимой части Вселенной. В сингулярном состоянии не действовали законы, известные современной физике, и описать поведение этой «пред-физической» (или субфизической) формы материи современная наука не может. В какой-то момент времени по неизвестной причине произошел Большой взрыв – сингулярное облако материи начало расширяться со скоростью света. В процессе расширения оно остывало и постепенно возникали все физические объекты и явления, существующие в современной Вселенной – элементарные частицы, электромагнитные и гравитационные поля и небесные тела. Возникли две основные формы физической материи – вещество и поле.

Главные характеристики физической формы материи – масса и энергия. Поведение всех физических объектов определяется именно этими параметрами. Элементарные частицы различаются по массе и энергетическим характеристикам – имеют положительный или отрицательный заряд. Поведение микроскопических тел, которые описывает классическая механика, тоже определяется их массой и энергией (тепловой, механической, электрической).

Каждая форма материи обладает своим специфическим способом развития. Способ развития физической формы материи можно определить как прямой субстратный синтез. Он заключается в том, что новые физические объекты возникают путем объединения простых образований в более сложные: так, элементарные частицы соединяются и образуют ядра атомов, атомы, молекулы.

Возникновение атомной организации стало коренным качественным скачком в развитии физической формы материи. К физическим объектам относятся не только элементарные частицы, но и тела макромира, космические тела, вступающие в физическое взаимодействие – гравитационное притяжение и отталкивание, столкновения, происходящие с передачей импульса силы, электромагнитные взаимодействия. Атом становится физической системой, которая очень устойчива и вплоть до конца ХIХ века считалась вообще неделимой (сейчас обычно говорят, что атом химически неделим, хотя это не совсем точно). На основе атомов возникает качественно новая форма материи и движения – химическая.

Химическая форма материи. Химическая форма материи включает в себя уровни от атома до макромолекулярных комплексов, лежащих в преддверии живой материи. Самые маленькие химические объекты – молекулы, состоящие из одного атома. Самые большие – гигантские биологические макромолекулы с молекулярным весом до нескольких десятков миллионов дальтон (один дальтон примерно равен массе протона). Предел размеров молекул во многом объясняется разрушением их физическими силами: слишком крупные органические молекулы могут рваться на более мелкие фрагменты. В этом проявляется один из универсальных законов взаимодействия низших и высших форм материи: законы низшего устанавливают пределы, ограничивающие возможности высшей, более сложной формы. Ни химическая форма материи, ни живые организмы не могут, к примеру, нарушить законы механики или закон Архимеда, с которыми и животные, и люди вынуждены считаться.

Почему химическая форма материи является новой, более сложной, чем физическая? Казалось бы, все законы физики продолжают действовать в химическом веществе, обусловливая, например, сцепление между атомами в молекуле. На этот факт опирается редукционизм – современная разновидность механицизма, сводящая химическое качество к физическому. В действительности химические реакции невозможно вывести, объяснить из законов физики. Все химические процессы зависят от нового явления – химического сродства, которое невозможно объяснить на языке физики. Приведем пример различия физической и химической формы материи. Физическое тело массой 1 кг в зависимости от своего движения обладает определенной кинетической и потенциальной энергией, оно требует определенной силы, чтобы поднять его на высоту 1 метр и т.п. Химический состав этого тела – из какого именно вещества оно сделано – никак не влияет на его масс-энергетические свойства: одна и та же сила нужна для перемещения 1 кг льда, металла, древесины, поваренной соли, едкого натра и т.д. Для физика эти вещества могут различаться по электропроводности, удельной теплоемкости или удельному весу, но не по способности вступать в те или иные химические реакции. Механические процессы, образно говоря, «не видят» и «не понимают» химических различий между веществами, эти различия для физического мира не существуют. В то же время все химическое изменение веществ зависит как раз от таких химических свойств, «непонятных» для физических явлений (тепловых, электромагнитных, механических процессов). Как пойдет, и пойдет ли вообще химическая реакция зависит не от того, какая у вещества масса, а от его собственно химического качества: является ли вещество металлом, кислотой, солью, основанием и т.п. Протекание всех типов химических реакций зависит не от массы, удельного веса и других физических параметров, а от качественно более сложных, собственно химических свойств веществ (химического сродства).

Основным способом развития химической формы материи является химический субстратный синтез, происходящий по законам химического сродства. Субстратному синтезу противоположен другой процесс – распад вещества на более простые составляющие. Коренная особенность развития химической материи состоит в том, что отдельный самостоятельно существующий субстрат (отдельное вещество) не может само по себе перейти в новое качество. Для изменения своей природы любое вещество должно вступить в химическую реакцию с другим веществом. Всем, например, известно, что кислота, изолированная от других веществ, не превратится во что-то новое: чтобы возникло новое вещество, она должна вступить в реакцию с другим веществом – им может быть основание или металл.

Переход от химической формы материи к более сложной стал возможен в результате формирования новых механизмов развития. Химические реакции приводят к возникновению гигантских органических молекул, но на этом возможности химического субстратного синтеза оказались исчерпанными. Накопление большого количества довольно сложных химических веществ в земной коре не означает перехода на более высокий уровень организации: вещество представляет собой почти не структурированную массу отдельных молекул. Каким образом возможно возникновение более сложных надмолекулярных структур? Ответ на этот вопрос дает исследование механизмов функционирования биологической формы материи.

Биологическая форма материи. В чем отличие живого от химической формы материи? Прежде всего – в возникновении механизмов обмена веществ с окружающей средой и матричного копирования. Живая система постоянно обновляется, захватывая энергию и вещество из окружающей среды и выбрасывая в нее продукты распада, которые больше невозможно использовать в организме. Сам организм – явление чисто биологическое. Химическое вещество может существовать в виде порций любого размера, живое – только в виде организма, то есть целостной, неделимой, взаимосвязанной и устойчивой системы. Произвольно разъять ее на части невозможно – они уже не будут живыми. Организм способен развиваться только в целом – его отдельные части не могут самостоятельно, автономно реагировать на внешнюю среду и эволюционировать. Организмы настолько сложны, что уже не могут возникать путем химических реакций (химического субстратного синтеза), соединяться и разъединяться, как мертвое химическое вещество. Все живое от отдельных белков до целого организма размножается путем матричного копирования: информация о строении организма записана в виде генетического кода в молекулах ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота). Живое вещество конструируется на основе «указаний», которые считываются с этих матриц – молекул ДНК, объединенных в хромосомы.

Биологический способ развития – это самосохранение посредством приспособления к окружающей среде. Механизмы приспособления и развития живых организмов были блестяще раскрыты в классическом труде Ч. Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора или сохранение благоприятствуемых форм в борьбе за жизнь» (1859). Живое вещество самоорганизуется в качественно новые структуры: это не только организмы, но и биологические виды, роды, отряды и т.д. Вся масса живого вещества той или иной зоны образует сложное многоуровневое единство – биоценоз. Объяснить все эти структуры только на основе законов физики и химии абсолютно невозможно.

Согласно современным представлениям существует три основных направления эволюционного процесса:

1. Ароморфоз, то есть прогрессивное качественное усложнение биологических видов.

2. Идиоадаптация, то есть изменения как бы в одной плоскости без существенного повышения или понижения уровня организации.

3. Общая дегенерация, то есть упрощение, деградация организмов.

Причины прогрессивного развития жизни от одноклеточных до высших обезьян не во всем понятны современной биологии. Тем не менее очевиден сам факт прогрессивного развития жизни: в биологической форме материи существует магистральное направление развития, которое подвело жизнь к ее верхней границе – социальной форме материи.

Социальная форма материи. Социальная форма материи – это человек, человеческое общество.

Исследуя механизмы эволюционного процесса ведущий советский теоретик-эволюционист академик И.И. Шмальгаузен (1884-1963) отмечал, что человек – это особый вид, ставший итогом развития биологической формы материи и вышедший за ее пределы. «Под ароморфозом, - писал И.И. Шмальгаузен, - мы понимаем повышение организации, связанное с расширением среды для организма. Можно представить себе беспредельное расширение среды, т.е. не только расселение организма по всей поверхности земного шара, где жизнь вообще только возможна, но и использование всех жизненных ресурсов. Такой организм займет совершенно особое положение, так как он возвысится над всеми организмами, овладеет всей средой и подчинит ее своим потребностям. Такой высший этап ароморфного развития вносит, следовательно, нечто принципиально новое – господство над условиями среды… Само собой разумеется, что овладеть всей средой может (в определенную геологическую эпоху) только один вид организмов, так как овладение всей средой означает господство над остальными организмами. Этот последний мыслимый этап эволюции достигнут в настоящее время человеком».

Итак, скачок от биологической формы материи к социальной произошел тогда, когда биологические механизмы развития себя исчерпали. Главными чертами человека – социальной формы материи – становятся способности к труду и мышлению. Трудовая деятельность является способом существования человека (как движение – способ существования материи). Если животное приспосабливалось к окружающей среде, то человек начинает сам приспосабливать, преобразовывать ее для удовлетворения своих потребностей и для дальнейшего развития своих творческих способностей. На ступени общества происходит фундаментальное изменение способа развития материи. Специфический способ существования и развития социальной формы материи – преобразование других, более простых форм материи и через это преобразованиеразвитие самой себя, своей собственной сущности. В процессе труда человек создает мир культуры (или ноосферу, «вторую природу», техносферу) – особую область бытия, перестроенную обществом в результате творческой преобразовательной деятельности. Социальная форма материи не может замкнуться в себе – она способна развиваться, только преобразуя все низшие по отношению к ней формы материи. Человек, таким образом – не рядовое, обычное явление, возникшее случайно в ходе эволюции Вселенной. Он является уникальным, единственным в мире существом, которое постоянно воспроизводит само себя, свое существование и сущность. Человек живет тем, что в природе не существует, что он должен создать из ее вещества сам.

В социальной форме материи возникает целая система специфических законов развития, которые не могли появиться в природе. Это законы материального производства, формирования и взаимодействия социальных общностей (племен, народов, наций, классов, профессиональных групп и т.п.), законы функционирования социальных институтов (науки, религии, политической надстройки), законы человеческой психики, мышления и познания.

Так вкратце выглядят современные представления об основных формах материи и присущих им специфических механизмах движения и развития.

Кроме основных существуют также частные и комплексные формы материи и движения. Частные формы входят в состав основных. Так, физическая форма материи включает сингулярное состояние, «струны», кварки, элементарные частицы, атомы и т.д. Химическая форма материи делится на две довольно резко различающиеся формы – неорганическую и органическую.

В реальной действительности основные формы материи не существуют в чистом, изолированном виде. Они взаимодействуют друг с другом и образуют комплексы, в которых возникают свои структуры и специфические законы. В пределах известной нам части Вселенной можно различить следующий ряд комплексных форм материи: астрономическую (или космологическую), геологическую и географическую.

Астрономическая форма материи – комплекс физической, химической, биологической и социальной форм. Геологическая форма материи – сочетание физической и химической ее формы в пределах Земли. Географическая форма материи образована физической, химической, биологической и социальной формами материи в пределах верхних оболочек Земли – лито-, гидро-, атмо- и биосферы.

Комплексные формы материи отличаются более слабым, чем основные, единством. Определяющую роль в них играет низшая форма материи – физическая. Основные, наиболее «сильные» связи, объединяющие, например, геологическую форму материи – это физические взаимодействия: тяготение, теплота и т.п. Комплексные формы материи возникают на базе «основного стержня» - основных форм материи, появившихся в процессе развития.

По мере развития человеческого общества непрерывно растет его влияние на нижележащие формы материи. Социальная форма материи постепенно становится мощным географическим и геологическим, а затем и космологическим фактором развития. Цивилизация в настоящее время все сильнее преобразует поверхность Земли (к сожалению, часто разрушает природные системы) и начинает выход в космос.

 

Х Х Х

 

Философская концепция материи и ее атрибутов – движения, пространства и времени – постоянно уточняется в процессе развития научного познания. Современные взгляды на материю как объективную реальность, включающую в себя ряд основных форм (уровней организации) коренным образом отличаются, например, от существовавшего в ХVII веке (и до сих пор существующего в религиозной философии) понимания материи как неподвижного, пассивного субстрата. Важнейшая отличительная черта современной формы философского материализма – соединение материалистического учения о мире с теорией развития. Наука ХХ века не оставила никаких сомнений в том, что материальный мир развивается, и процесс развития в любой области действительности подчинен одним и тем же основным законам (которые, конечно, в каждой области несколько модифицируются). Следующая глава нашего курса посвящена современной философской концепции развития, которая, по существу, является продолжением учения о материи.

 

 

Г Л А В А 8

ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ.

 

§ 1. Основные этапы развития диалектики.

 

В истории философии и частных наук можно выделить семь основных этапов формирования учения о развитии.

Первый этап – стихийная диалектика в древней философии. В это время шла речь еще не о развитии как возникновении качественно новых явлений, а об изменении, взаимопревращении предметов и явлений. В древнегреческой философии Гераклит первым вводит представление о всеобщей изменчивости, текучести вещей («все течет, все изменяется»). В его учении появляется также более глубокая мысль о противоречии как универсальном свойстве мира, о борьбе противоположностей как источнике и движущей силе всех изменений. Гераклит по существу открыл (хотя, конечно, в наивной форме) один из основных законов диалектики – закон противоречия. Философ видел противоречия в мире природы и в обществе. Второй вариант античной диалектики акцентирует внимание на противоречиях в сфере мышления, логике ведения беседы, спора и доказательства. Диалектика мышления, то есть субъективного мира, лучше всего разработана в беседах Сократа и в диалогах Платона.

Второй этап – представления о развитии в средневековой философии. Христианская религиозная философия в целом не принимала диалектику, считала, что в мире не существует взаимопереходов и промежуточных состояний. Этот стиль мышления выразился в одном из поучений Иисуса Христа: Да будет слово ваше: да – да, нет – нет, а что сверх того, то от лукавого. В то же время в философии неоплатоников содержались отдельные идеи мистической диалектики (эманация, то есть нисхождение душ от бога к миру и восхождение их обратно, от мира к богу). Своеобразное развитие общества от Адама до Страшного суда признает Августин Блаженный в трактате «О Граде Божьем». Настоящее возрождение диалектики начинается в эпоху Ренессанса (ХIV – XVI века). Это прежде всего учение Николая Кузанского о совпадении абсолютного минимума и абсолютного максимума.

Третий этап – представления об изменении и развитии в философии нового времени. В это время возникает экспериментальное естествознание, которое начинает огромную работу по сбору научных фактов. Описываются биологические виды, химические вещества, геологические породы, исследуются законы механики и гидравлики и т.п. На первом, описательном этапе формирования естественных наук процессы развития были еще незаметны, так как для их изучения необходимо располагать очень большим объемом фактических данных о той или иной области реального мира (физических, химических, биологических, социальных процессах). Стиль мышления ХVII – XVIII веков был в основном метафизическим, то есть антидиалектическим. Коперник, Кеплер и Галилей считали, что солнечная система неизменна, всегда остается одной и той же. Ньютон полагал, что во Вселенной вечно происходит механическое движение физических тел, и никаких качественно новых состояний в мире не возникает. Линней думал, что биологические виды неизменны, вечно остаются одинаковыми. Адам Смит тоже не видел в обществе классического капитализма никаких механизмов развития: экономика вечно будет функционировать так же, как и сейчас. Идея неизменности мира отрицает учение о развитии, диалектику. Это своеобразная «болезнь роста» европейской науки нового времени.

Четвертый этап – проникновение диалектики в науку в XVIII – XIX веках. Проникновение в естествознание идеи развития начинается с небулярной гипотезы Канта – Лапласа, согласно которой солнечная система не всегда была такой, какова она сейчас, а возникла из газовой туманности. В геологии идею развития обосновал Чарльз Лайель (1797-1875). В физике Джемс Прескотт Джоуль (1818-1889) и Юлиус Роберт Майер (1814-1878) открывают закон сохранения и превращения энергии, показывающий, что одни физические формы движения (теплота, магнетизм, электричество) могут преобразовываться в другие в процессах изменения и развития. Тем самым обнаруживается, что различные формы движения не изолированы, а переходят друг в друга. Теодор Шванн (1810-1882) и Маттиас Якоб Шлейден (1804-1881) разрабатывают теорию клеточного строения живых организмов, которая подтверждает, что все живое имеет общее происхождение. В биологии поэтапно формируется теория эволюции живого. Карл Линней (1707-1778) еще считал биологические виды абсолютно статичными, неизменными. Жорж Кювье (1769-1832) в своей теории катастроф уже утверждает, что старые виды все же исчезают, а новые возникают, но происходит это каким-то непонятным образом во время гигантских планетарных катастроф. Жан Батист Ламарк (1744-1829) создает первую целостную теорию биологической эволюции, в которой пытается раскрыть механизмы изменения видов. Наконец, Чарльз Дарвин (1809-1882) разрабатывает классическую теорию эволюции, которая принимается подавляющим большинством ученых до сих пор. Идея прогрессивного развития проникает в общественные науки. Первым ее формулирует французский математик и историк Мари-Жан Кондорсе (1743-1794) в трактате “Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума”. В начале XIX века Огюстен Тьерри (1795-1856) и ряд других историков открывают общественные классы и классовую борьбу. Она признается основной движущей силой общественного развития.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ВВЕДЕНИЕ 5 страница | ВВЕДЕНИЕ 7 страница
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.