Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Существования общественных отношений. Государство как политико-правовая форма

Государство как политико-правовая форма

ТЕМА 1. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ

ТЕМА 10. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

ТЕМА 9. ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

ТЕМА 8. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО

ТЕМА 7. УГОЛОВНОЕ ПРАВО

ТЕМА 6. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

ТЕМА 5. ТРУДОВОЕ ПРАВО

ТЕМА 4. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

1. Семейные отношения как объект правового регулирования...........

2. Источники семейного права......................................

3. Брак в семейном праве: понятие, условия заключения и расторжения...

4. Личные и имущественные права и обязанности супругов,

родителей и детей................................................

 

1. Понятие и источники трудового права.............................

2. Понятие и специфика трудовых отношений........................

3. Трудовой договор: понятие, стороны, содержание...................

4. Основания прекращения трудового договора.......................

5. Рабочее время и время отдыха....................................

6. Понятие трудовой дисциплины и ответственность

за ее нарушение..................................................

7. Материальная ответственность сторон трудового договора:

понятие и виды..................................................

8. Трудовые споры и порядок их разрешения.........................

 

1. Понятие административного права: предмет, источники..............

2. Государственное управление и его признаки.......................

3. Понятие и виды субъектов административного права................

4. Понятие государственной и муниципальной службы.................

5. Административное правонарушение: понятие, состав................

6. Понятие, принципы и основания применения

административной ответственности.................................

 

1. Понятие, предмет, метод и система уголовного права................

2. Принципы уголовного права.....................................

3. Источники уголовного права. Понятие, признаки

и структура уголовного закона.....................................

4. Понятие, признаки, состав, виды преступлений.....................

5. Уголовная ответственность. Понятие, цели, виды наказания..........

6. Назначение наказания..........................................

7. Освобождение от наказания. Понятие и виды освобождения

от наказания.....................................................

8. Понятие принудительных мер медицинского характера,

основания и цели их применения...................................

9. Обстоятельства, исключающие преступность деяния.................

 

1. Экологическое право: понятие, предмет, метод, источники............

2. Экологические правоотношения и экологические

Правонарушения: понятие, виды....................................

3. Экологическая ответственность: понятие, формы, виды..............

 

1. Финансовое право: понятие, система, источники....................

2. Понятие и характеристика финансово-правовых отношений..........

3. Понятие, особенности и классификация налоговых правоотношений...

4. Система источников налогового права.............................

5. Правовые основы валютного регулирования........................

6. Ответственность за нарушение налогового

и банковского законодательства....................................

 

1. Правовые основы защиты информации............................

2. Правовое регулирование государственной тайны....................

 

 

 

 

Теории происхождения государства.

С тех пор как человечество и ходе исторического развития стало на путь регулирования социальных связей (как внутренних, так и внешних), возник вопрос о том, что представляет собой организованное подобным образом сообщество людей. Взгляды на государство и его происхождение менялись в каждую историческую эпоху в зависимости от интересов и потребностей общества.

Теории происхождения государства отличаются множеством раз­личных подходов к пониманию государства.

Одной из самых древних является теологическая теория. Суть ее в том, что государство как упорядоченная социальная структура ниспос­лана человечеству свыше. Религиозные обоснования этого чудесного пре­образования рода человеческого содержатся еще в библейских текстах. Теологическая теория настаивает на божественном происхождении не только государства, но и государственной власти в лице абсолютного монарха. Не случайно эта теория была весьма распространена в средние века. Ее ярким представителем в ХIII в. был итальянский философ и богослов Фома Аквинский. Из более близких к нам представителей этой теории можно отметить сторонника королевского абсолютизма во Фран­ции Жозефа де Местра, который отстаивал ее вплоть до середины XIX в. В современном обществе политиков, социологов и юристов, поддерживающих подобные взгляды на государство, почти не встречается. Убеж­денность в божественном происхождении государства (как и всего того, что существует на Земле) есть только у религиозных, искренне верующих людей. С ними можно не соглашаться, но нельзя не уважать их точку зрения.

Не менее древней считается патриархальная теория происхождения государства. Она получила обоснование еще в трудах Аристотеля. Согласно этой теории, неорганизованное общество преобразуется в государство вследствие разрастающейся из поколения в поколение семьи, глава которой – отец - становится главой государства. Отличие патриархальной теории от теологической в том, что она видела истоки власти монарха не столько в божественном происхождении, сколько в тех формах (семьи, где существовала неограниченная власть главы семьи, патриарха) эта теория нашла свое развитие в XVII в. во взглядах английского мыслителя Роберта Фильмера. В России ее сторонником был Н.К.Михайловский. Как бы ни была привлекательна патриархальная теория, но нет ни одного исторического свидетельства подобного пути возникновения го­сударства. Патриархальная семья возникла вместе с государством, по­этому она никак не может быть причиной его возникновения. Хотя, бе­зусловно, образование больших династических семей сыграло важную роль в переходе к новым организационно-управленческим способам жизнедеятельности общества. Недостаток патриархальной теории в том, что она преувеличивала роль семьи, придавала ей универсальное значе­ние.

Наиболее теоретически обоснованной и популярной является договорная теория происхождения государства, или, что-то же самое, теория общественного договора. Сторонниками этой теории были Дж. Локк и Т. Гоббс в Англии. Ж.-Ж. Руссо во Франции, Б. Спиноза в Голландии, А.Н. Радищев России. Согласно договорной теории, государство каст из соглашения между правителем и народом, заключаемого в целях обеспечения порядка и организации общественной жизни. Получалось, что государство представляло собой сознательное объединение людей на основе договора между ними, в силу которого они передают часть своей свободы и своей власти особым органам управления. Значимость этой теории в том, что в ней процесс возникновения государства впервые ставится в зависимость от проявления воли людей. Но в этом же состоит ее субъективизм, поэтому люди могут захотеть, а могут и не захотеть объединиться. Теория общественного договора не давала ответа на воп­рос о причинах, побуждающих людей добровольно объединяться. Кроме того, считается, что эта теория слишком идиллическая. Сомнительно, чтобы большие сообщества людей по своей воле сознательно лишали себя возможности самостоятельно решать свою судьбу, отдаваясь во власть единоличного правителя.

В XIX в. наибольшее число сторонников получает теория насилия, согласно которой все государства возникли в результате завоевания и порабощения одного народа другим. Основатель этой теории австрий­ский социолог Людвиг Гумплович считал, что государство создавалось для закрепления власти народа-победителя над побежденными. Подоб­ных взглядов придерживался и Карл Каутский. Действительно, история знает много примеров образования новых государств путем завоеваний одних народов другими. Но по этой же причине многие государства рас­падались и исчезали, народ-завоеватель как бы растворялся (ассимили­ровал) в порабощенном. Таким образом, теория насилия не раскрывает сущностных причин происхождения государства, так как, хотя завоевания и отражались на социально-этнической структуре вновь созданного общества, но это были уже вторичные процессы.

Поиски ответа на вопрос о происхождении государства не были умо­зрительными. Большинство юристов, философов, социологов опирались на данные современной им науки. Так, например, появление в XIX в. теории Ч.Дарвина привело к тому, что биологические закономерности эволюции живых организмов стали распространять на социальные про­цессы. Так была сформулирована органическая теория происхождения государства, видными представителями которой являлись английский философ Герберт Спенсер и французский социолог Рене Вормс. Соглас­но этой теории, развитие неорганизованного первобытного общества в процессе естественного отбора и борьба за выживание приводят к объеди­нению людей в государство, которое представляет собой живой орга­низм. Правительство выполняет функцию мозга, а различные слои об­щества — составные части организма. Идея эта не нова. Еще Платон в IV в. до н.э. сравнивал государство с разумным живым существом, а зако­ны государства — с процессами человеческой психики. Однако также как нельзя объяснить эволюцию животного мира, исходя лишь из зако­нов физики или химии, невозможно напрямую применять биологичес­кие законы на развитие человеческого общества. Хотя определенное ра­циональное зерно в этой теории есть. Например, некоторые современ­ные политологи считают, что органическая теория указывает на важные геополитические факторы, способствовавшие организации отдельно су­ществующих групп людей в государство.

В XIX в. появляется психологическая теория происхождения государ­ства, которая рассматривала эту проблему в ином аспекте. Основатели этой теории — французский социолог и криминалист Габриэль Тард и русский правовед и социолог Л.И. Петражицкий. Суть данной теории в том, что в людях заложена психологическая потребность жить в рамках организованного сообщества, в условиях коллективного взаимодействия. Считалось, что свойством человеческой психики является потребность подчиняться кому-либо и быть зависимым. Таким образом, предполага­лось, что возникновение государства есть следствие психологических закономерностей развития человека. Понятно, что все общественные явления решаются на основе психических актов людей, однако абсолю­тизировать их роль нельзя. Кроме того, сама человеческая психика фор­мируется пол влиянием соответствующих экономических, социальных и иных внешних условий.

Немецкий социолог К.А. Витгофель в работе «Восточный деспотизм» обосновал так называемую ирригационную теорию происхождения госу­дарства, обосновавшую образование государства необходимостью стро­ительства и поддержания мощных ирригационных систем в восточных аграрных областях (Месопотамии, Египте. Индии, Китае и т.п.). Вполне очевидна связь этих процессов с формированием слоя управленцев-чи­новников, или менеджериально-бюрократического класса, как его на­зывает К.Витгофель. Грандиозные земельные работы диктовали необ­ходимость жесткого централизованного управления, планирования, учета и подчинения, что возможно лишь в условиях государства. Даже если абстрагироваться от ее слабых мест, данная теория может служить объяс­нением причин возникновения государства лишь для наиболее засушли­вых территорий. Поэтому большинство политологов не берут в расчет эту теорию и вместо этого говорят об экологических факторах происхожде­ния государства.

Современные политологи и социологи отдельно выделяют демогра­фический фактор, согласно которому процесс возникновения государ­ства рассматривается в зависимости от численности и плотности прожи­вания населения на конкретной территории.

Выделяют также психологический фактор, связанный с образом жиз­ни того или иного парода. Так, например, кочевой образ жизни цыган в сочетании со свободолюбием объясняет отсутствие у них государствен­ных структур. Это обстоятельство можно назвать этнографическим фак­тором.

Ни одна из перечисленных теорий происхождения государства не может претендовать па истину в последней инстанции. Это касается и теории, которая до недавнего времени в официальной советской науке считалась единственно верной. Имеется в виду историко-материалистическая теория происхождения государства. В настоящее время ее чаше называют социально-экономической. Справедливости ради следует отметить, что эта теория является наиболее аргументированной и доказательной. Она связана с именами Ф. Энгельса и К. Маркса. Параллелью с ними материалистическое понимание истории обосновал американский этнограф и историк Льюис Генри Морган, выделивший в истории пер­вобытного общества три периода — дикость, варварство и цивилиза­цию. Эту схему использовал и развил Ф. Энгельс в работе «Происхожде­ние семьи, частной собственности и государства». Согласно данной тео­рии, процесс образования государства есть не что иное, как процесс вхождения в цивилизацию. Главная движущая сила этого процесса — развитие производительных сил. В результате совершенствования орудий труда и способов организации труда происходят крупные общественные разделения труда (земледелие отделяется от скотоводства, ремесло — от земледелия, торговля выделяется в самостоятельную сферу экономики), образуются излишки продуктов труда, что приводит к возникновению частной собственности и имущественному расслоению общества. Вслед­ствие этого возникает необходимость наличия специальных групп лю­дей, основным занятием которых является охрана сложившихся отношений. Но главное в том, что появляется возможность содержания по­добных групп людей, которые не участвуют в процессе производства материальных благ, а призваны регулировать и защищать интересы об­щества, олицетворяя собой государство. Ф. Энгельс отмечает три формы возникновения государства: афинскую, римскую и древнегерманскую. Историко-материалистическая теория происхождения государства вклю­чает в себя два подхода. Один из них связывает появление государства с возникновением классов и классовой борьбы. Второй исходит из того, что в результате социально-экономического развития усложняются структура общества, его производительная и распределительная сферы. Необходимость совершенствования управления общественными процес­сами приводит к возникновению государства. И один, и другой подход не является неуязвимым для критики. Первый трактует государство как орудие насилия, подавления одного класса другим, а второй пытается представить государство и качестве некоего судьи, задающего правила игры и контролирующего их выполнение.

Множественность теории происхождения государства является след­ствием того, что до сих пор нет однозначного понимания сущности государства.

Сущность государства, его признаки и функции.

Сущность государства. Раскрыть сущность государства — значит уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без него. Большинство исследователей считают, что государство есть политичес­кая организация власти. В первобытном обществе на стадии дикости и варварства не было необходимости регулировать общественные отноше­ния с помощью особого аппарата политической власти. Не было и самой политики (так как политика — это сфера деятельности, связанная с от­ношениями между классами и другими социальными группами), но была реальная власть. Это власть авторитета вождя племени. Кроме того, мно­гие вопросы общественного устройства решались на основе принятых в данном племени обычаев, традиций, обрядов и т. д. Иначе говоря, сущест­вовала стихийная система саморегуляции общественной жизни.

Но впоследствии стал происходить процесс слияния родов, образо­вания союзов племен, что привело к смешению обрядов и обычаев. Ру­шилась система межличностных отношении. Возникла необходимость разработать новые всеобщие регулятивы взаимоотношений между людь­ми, объединенными в одно общество, но имеющими различные интере­сы и приоритеты. Этот новый регулятор общественных отношений не мог больше опираться на власть авторитета. Место власти авторитета по­степенно, с жестокой неизбежностью занимала власть силы, ибо не было другой альтернативы для выживания человеческого общества.

Исходя из этого, можно дать одно из определений государства: госу­дарство - это единственно возможная, всеобщая, универсальная полити­ческая форма организации исторически сложившегося общества, обеспечи­вающая решение как сугубо специальных задач, так и выполнение общих дел, вытекающих из природы общества.

«Единственно возможная» — означает, что пока никто не нашел дру­гой формы существования цивилизованного общества, кроме государ­ства. «Всеобщая» — это значит, что такая политическая организация вла­сти, как государство, присуща всем народам независимо от территории проживания. «Универсальная» — значит, что, сколько бы ни существо­вало государств в различные исторические эпохи (или в один и тот же исторический период), ни одно из них никогда абсолютно не повторяло черты другого. Характер государств определялся особенностью их исто­рического развития и спецификой общественных отношений.

Признаки государства:

1. Административно-территориальное деление (внутренние и внешние границы).

2. Наличие населения. Этот признак характеризует принадлежность людей к данному государству (гражданство). Именно через население происходит объединение людей в общество, где они выступают в качестве целостного организма, т. е. государства.

3. Наличие публичной легитимной власти, имеющей три ветви: зако­нную, исполнительную и судебную.

4. Обладание суверенитетом (состояние независимости государственной власти при решении как внутренних, так и внешних задач).

5. Наличие особого аппарата управления, обеспечивающего выполнение функций государства.

6. Единая денежная система, единое экономическое и правовое пространство.

7. Существование системы взимания налогов.

8. Наличие внешней атрибутики: гимн, флаг, герб, столица.
Функции государства — это основные направления его деятельности, благодаря которым реализуется назначение государства. Принято де­лить функции государства по сферам распространения на внутренне и
внешние; по продолжительности действия — на постоянные и временные.

Внутренние функции государства:

1) принятие законов и контроль за их соблюдением;

2) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;

3) определение общих программ экономического развития, формирование государственного бюджета и контроль за его расходованием (административно-хозяйственная функция);

4) осуществление единой финансовой, кредитно-денежной и таможенной политики (функция финансового контроля);

5) обеспечение точного и полного осуществления законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений (функция (охраны правопорядка);

6) оказание социальной помощи нуждающимся в ней членам общества (социальная функция);

7) осуществление мероприятий, направленных на сохранение и восстановление природной окружающей среды (экологическая функция).

Внешние функции государства:

1) осуществление внешней политики, установление и координация международных отношений;

2) заключение международных договоров по вопросам войны и мира, космического и культурного сотрудничества;

3) обеспечение национальной безопасности и оборона от внешних посягательств на территориальную целостность и суверенитет;

4) определение статуса государственной границы и ее защита.

Механизм государства, его органы и их характеристика.

Каждое государство представляет собой четкую и хорошо структу­рированную организацию власти, которая обеспечивает выполнение стоящих перед ним целей и задач. Звеньями такой властной структуры явля­ются государственные органы.

Государственный орган — это специально созданная организация, имеющая строго определенные властные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни. Объединенные в единую сис­тему органы государства образуют аппарат государства, который еще называют механизмом государства.

Механизм государства — это система государственных органов, вза­имосвязанных общими принципами, наделенных властными полномо­чиями с целью осуществления управления обществом и зашиты его ос­новных интересов.

Обычно система государственных органов устанавливается консти­туцией государства. По характеру выполняемых задач, государственные органы подразделяются па три группы:

1) представительные законодательные органы;

2) органы исполнительной власти;

3) органы судебной власти.

Представительным законодательным органом в Российской Федера­ции является Федеральное Собрание — двухпалатный парламент (Совет Федерации и Государственная Дума). «Парламент» — это общее название государственного органа, который формируется путем выдвижения и избрании народом своих представителей с наделением их властными полномочиями для выработки решении по наиболее важным вопросам общественной жизни. Он может называться по-разному: в США — это конгресс, в Польше — сейм, в Дании — фолькетинг и т. п. Но суть от этого не меняется: он обладает исключительным правом принятия зако­нов, которые общеобязательны для всего населения государства.

Органы исполнительной власти:

а) правительство — высший государственный орган исполнитель­ной власти. Он непосредственно осуществляет управление страной. В Рос­сийской Федерации Правительство состоит из Председателя Правитель­ства, его заместителей и федеральных министров;

б) министерства и ведомства — исполнительные органы государ­ства, которые формируются Правительством, исходя из конкретных за­дач в отдельных сферах общественной жизни (экономика, социальное строительство, обеспечение безопасности граждан и государства, разви­тие культуры, науки и т. д.).

На все органы исполнительной власти возлагается обязанность орга­низовывать и обеспечивать реализацию принятых законов.

Правоохранительные органы — это органы государства, разрешаю­щие различные имущественные и иные споры, а также контролирую­щие исполнение законов и определяющие меру взыскания (наказания) за неисполнение законов.

Система судебных органов Российской Федерации:

а) Конституционный Суд Российской Федерации (не имеет звеньев);

6) суды обшей юрисдикции (имеют три звена);

в) арбитражные суды (имеют два звена).

Первым звеном судов общей юрисдикции являются городские (рай­онные) народные суды. Вторым звеном судов общей юрисдикции явля­ются областные (краевые) суды, а также верховные суды республик в составе РФ, Третьим звеном является Верховный Суд Российской Феде­рации. Это высший судебный орган по гражданским, административным, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Верхов­ный Суд Российской Федерации имеет право осуществлять проверку законности и обосно­ванности решения нижестоящими судами конкретных дел. Верховный Суд Российской Федерации может давать разъяснения по вопросам применения законода­тельства в судебной практике.

Первым звеном арбитражных судов являются арбитражные суды кра­ев, областей и городов федерального значения, а также высшие арбит­ражные суды республик в составе РФ. Вторым звеном является Высший Арбитражный Суд РФ. Это высший судебный орган по разрешению экономических споров, возникающих между предприятиями, организациями по вопросам хозяйственной и производственной деятельности.

Все органы, составляющие механизм (аппарат) государства, должны действовать как единый слаженный организм. Для этого в большинстве государств вводится институт президентства. Президент Российской Федерации является главой государства. Он обеспечивает согласован­ное функционирование и взаимодействие органов государственной вла­сти (п. 2 ст. 80 Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. (с изм. от 10 февраля 1996 г.)).

Согласно ст.12 Конституции РФ, органы местного самоуправления не входят в систему органон государственной власти.

От механизма государства следует отличать механизм функционирова­ния государства. Под механизмом функционирования государства пони­мается совокупность внутренних факторов и средств, обеспечивающих действие составных частей аппарата государства (т.е. всех его органов) в их взаимозависимости. Рассмотрение механизма функционирования го­сударства позволяет выявить, что приводит в действие механизм госу­дарства, что объединяет органы государства, какие факторы способству­ют или, напротив, тормозят реальное выполнение функций тем или иным органом государства.

Форма государства. Форма государства — это совокупность его внешних характери­стик, определяющих способ организации и устройства государства. Фор­ма государства включает в себя три элемента: форму правления, форму государственного устройства, форму государственного (политического) режима.

Форма правления характеризует состав высших органов государствен­ной власти, порядок их формирования, организацию, а также их взаи­моотношения с населением, В истории существования государств извест­ны две формы правления: монархия и республика.

Монархия — такая форма правления, при которой вся государственная власть принадлежит единоличному правителю (монарху) и которая, как правило, передается по наследству. Монархии подразделяются на абсолютную, сословно-представительную (ограниченную, или дуалис­тическую), конституционную (парламентарную).

Абсолютная монархии является не только данью прошлому, но суще­ствует и по сей день, например в Саудовской Аравии и Омане. Король Саудовской Аравии или султан Омана создают при себе лишь совеща­тельный орган — совет (ашура). Престол наследует не личность, а правя­щая семья, которая сама из своих членов выбирает, кого провозгласить королем.

Сословно-представителъная (дуалистическая) монархия появилась в Европе в XVII в. как выражение определенного компромисса между бур­жуазией и дворянством. В настоящее время дуалистических монархий в Европе нет. Как форма государственного правления она сохранилась в Иордании, Марокко, Княжестве Бутан.

Основные черты дуалистической монархии:

1) власть монарха передастся по наследству;

2) монарх назначает правительство, которому передается законода­тельная власть;

3) вся остальная власть принадлежит монарху, которому подотчетно правительство.

Конституционная (парламентарная) монархия. В современном мире к государствам с такой формой правления относятся Великобритания, Испания, Япония, Дания, Голландия, Швеция, Норвегия, Таиланд и др. Основные черты конституционной (парламентарной) монархии:

1) правительство формируется из парламентского большинства;

2) лидер победившей па выборах партии становится премьер-мини­стром;

3) правительство подотчетно перед парламентом, а не перед монар­хом;

4) законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом, так как он не обладает правом отлагательно­го вето;

5) монарх не может присутствовать на заседании правительства;

6) монарх является символом государственности, играет в основном церемониальную роль (например, в Японии);

7) единственной чертой, которая сохранилась от подлинной монар­хии в рамках парламентарной монархии, является престолонаследие.

Некоторые политологи и теоретики права считают, что современная форма ограниченной монархии — это парламентарная монархия. Все же следует считать ограниченной монархией сословно-представительную (дуалистическую) монархию. Парламентарную монархию скорее всего можно охарактеризовать как символическую. В реальной политической жизни парламентарные и конституционные монархии мало чем отлича­ются от республик.

Республика — форма правления, при которой государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Республики подразделяются на парламентские (Авст­рия, Италия, Германия), президентские (США), смешанного типа (Фран­ция), суперпрезидентские (Аргентина, Гватемала и другие страны Латинской Америки).

Признаки парламентской республики:

1. Правительство формируется из числа депутатов парламента, кото­рые являются членами партии, победившей на выборах.

2. Правительство подотчетно парламенту и несет перед ним коллек­тивную ответственность за свою деятельность.

3. Глава государства (президент) избирается парламентом или парла­ментской коллегией.

4. Правительство остается у власти до тех пор, пока пользуется под­держкой парламентского большинства.

Признаки президентской республики:

1. Правительство назначается президентом и утверждается парламен­том.

2. Правительство подотчетно президенту, а не парламенту.

3. Президент избирается населением страны путем прямых выборов или опосредованно, через коллегию выборщиков.

4. Президент может одновременно являться главой правительства/на­пример, в США).

5. Президент обладает правом отлагательного вето на решения парла­мента, а также имеет право распустить парламент и объявить новые вы­боры.

Признаки республики смешанного типа:

1. Президент избирается населением и назначает правительство (при­знак президентской республики).

2. Правительство несет ответственность перед парламентом, который, выразив недоверие правительству, может отправить его в отставку (при­знак парламентской республики).

Признаки суперпрезидентской республики:

1. Президент избирается населением и становится обладателем всей полноты власти и государстве.

2. Власть президента ничем не ограничена и неконтролируема.

3. Президент без утверждения парламентом назначает членов прави­тельства, которые ему подотчетны и которых он без согласования с пар­ламентом может отправить в отставку.

4. Президент без согласования с парламентом может по своей ини­циативе объявить о проведении референдума.

5. Президент имеет право роспуска парламента, а у парламента нет права преодоления отлагательного вето президента и нет права отстра­нения президента от должности.

Переходные формы от монархии к республике.

Выборная монархия. Например, в Малайзии султаны девяти штатов выбирают из своей среды главу государства сроком па пять лет. Однако избран может быть не каждый, а только наследный султан штата. Анало­гично происходит избрание в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ).

Верховную власть осуществляет совет эмиров, который по сути выпол­няет функции парламента и правительства. Эмиры выбирают из своей среды главу государства сроком на пять лет. Как правило, им становится эмир самого крупного из семи штатов ОАЭ, эмир штата Абу-Даби.

Монократическая республика. С одной стороны, это республика, так как сначала президент избирается народом, с другой стороны, имеются явные черты монархии, так как затем президент провозглашает себя по­жизненным президентом с неписаным правом передачи власти по на­следству. Такими республиками являются, например, Тунис, Централь­но-Африканская Республика, Экваториальная Гвинея, КНДР.

По своим признакам монократическая республика близка к суперпрезидентской республике, а выборная монархия близка по сути к абсо­лютной монархии, так как в таких государствах нет парламента, а кон­ституция октроирована (от франц. octroyer — жаловать), т. е. монарх дает (дарует) народу конституцию, в которой записано, что вся власть исполнительная, законодательная и судебная принадлежит ему самом, т. е. монарху. Не случайно переходные формы государственного правления называют еще гибридными.

Форма государственного устройства определяет административно-территориальную организацию государства, характер взаимодействия ее ставных частей центральных и местных органов власти. Различают три основных формы государственного устройства: унитарное государство, федерация, конфедерация.

Признаки унитарного государства:

1. Единые для всей территории высшие органы государственной власти, органы государственного управления и судебные органы.

2. На всей территории действуют одна конституция, единая систем законодательства, одно гражданство, единая денежная система, общеналоговая и кредитная политика.

3. Унитарное государство может состоять из областей, краев, округов, провинций, которые не имеют атрибутов государственности. По степени зависимости местных органов власти от центральных унитарны) государства подразделяются на централизованные и децентрализован мыс.

4. В рамках унитарного государства допускается существование автономий (например, в составе Великобритании — Шотландия и Северная Ирландия).

5. Межгосударственные отношения осуществляют только центральные органы.

Признаки федеративного государства:

1. Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких административно-территориальных образований в единое государство. Оно состоит из субъектов федерации (штаты, земли, области, республики и т. п.), которые имеют административные границы, свои органы власти, могут иметь даже свою конституцию и законодательство, но в рамках единого правового пространства.

2. Федеративное государство имеет органы государственной власти, государственного управления, полномочия которых распространяются субъекты федерации.

3. Субъекты федерации лишены права прямого представительства в межгосударственных отношениях и международных организациях.

4. Конституционное законодательство не предусматривает одностороннего выхода субъекта федерации из состава государства (например, в 1ях США, Германии и Бразилии содержится даже запрет на большего рода действия).

5. Федеративное государство имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными федеральными органами, главнокомандующим является глава государства (президент).

Признаки конфедерации:

1. Это, как правило, временный союз суверенных государств, создан­ный для обеспечения общих интересов. Субъекты конфедерации объеди­няются на основе соответствующих договоров и обладают правом свободного выхода из состава конфедерации.

2. Как правило, отсутствует единое гражданство, хотя пересечение государственных границ предельно упрошено (без виз и деклараций).

3. Субъекты конфедерации имеют собственные вооруженные силы. Объединение с вооруженными силами других субъектов конфедерации возможно в рамках военного союза.

4. Парламент формируется представительными органами субъектов конфедерации, и его решения не имеют силы без их согласия.

5. На уровне конфедерации нет общих судебных органов и весьма ограничены исполнительные органы власти.

6. Отсутствуют единая денежная система, единая система налогов и единый государственный бюджет.

7. Конфедеративные государства недолговечны. Они распадаются на (унитарные государства или превращаются в федерации.

В современном мире конфедераций нет. История решает, например, Швейцарскую конфедерацию, Австро-Венгерскую. В 1982 г. распался союз Сенегала и Гамбии (Сенегамбия). В 1961 г. такая же судьба постигла ОАР (союз Египта и Сирии).

К перечисленным формам государственного устройства в некото­рых источниках по теории государства и права добавляются еще как ми­нимум три: содружество, сообщество и империя (например, Британское содружество наций). Подобные объединения являются не государствен­ными образованиями, а лишь свободным конгломератом независимых государств. Что касается империи, то колониальные империи никогда не выступали в качестве отдельного государства, а империи классического (Римская или Российская), по сути, являлись федеративными или конфедеративными государе ними.

Форма государственного (политического) режима определяет сово­купность способов и методов взаимодействия государственной власти с населением. Понятие «политический режим» введено в 1940 г. политологом Леви. Но в последнее время пользуются термином «государственный режим». Главным критерием классификации государственных режимов служит степень реального осуществления прав и свобод граждан. Исходя из этого различают две формы государственного режима: демократический и антидемократический.

Основные черты демократического режима:

1. Демократия предполагает наличие в государстве коллективного за­конодательного органа, в который народ выбирает своих представителей.

2. Возможность для всех граждан, независимо от политических или иных убеждении, свободно изъявлять свою волю путем всеобщих выбо­ров и на референдуме.

3. Граждане обладают реальными способами влияния на государствен­ный аппарат для защиты своих интересов, используя при этом свободу слова, печати, собрании, свободу получения информации, партийные и общественные организации.

4. Минимальное вмешательство государства в экономическую сферу и личную жизнь граждан.

5. В идеале демократический характер государства отличается высо­кой степенью развития экономики, достойным уровнем жизни, защи­щенностью населения от произвола и беззакония.

В рамках демократического режима условно выделяют:

а) непосредственную демократию. Прямое участие населения в реше­нии вопросов государственной жизни путем всенародного голосования (референдума),

б) представительную демократию. Участие народа в делах государства через представительные, выборные органы, подотчетные избирателям, т.е. через депутатов федеральных и местных органов власти,

в) иногда выделяют еще и либерально-демократический режим. Как способ осуществления государственной власти па основе наиболее де­мократических гуманистических принципов он вырастает из собственно демократического режима и, по мнению некоторых исследователей, яв­ляется высшим его проявлением.

Виды антидемократических режимов:

1. Тоталитарный режим. Он имеет следующие признаки:

а) тотально жесткий контроль государства всех сфер жизни обществ (экономика, культура, искусство, идеология и т. д.), включая личную жизнь граждан;

б) узурпация власти одной массовой партией, которая навязывает населению свою идеологию в условиях нетерпимости к инакомыслию и подавления других идеологий-

2. Авторитарный режим. Имеет сходные характеристики с то­талитарным, но в нем пет амбиций властных структур тоталитарного режима, т. с. стремления управлять всеми сферами общественной жизни. Авторитарный режим строится на диктатуре отдельной личности. Разли­чают три вида авторитарных режимов:

а) Диктаторский режим. Обычно порождается кризисом социально-экономической жизни государства. В обществе может быть множество партий, не их влияние на политику несущественно. Меры правительства неэффективны. Законы не исполняются. И тогда приходит политический лидер берет всю полноту власти на себя, самым жестоким образом подавляя оппозицию. Диктатор не пытается оправдать свою диктатуру идеологически, он оправдывает свою жестокость необходимостью навести порядок в стране. При этом он уверяет, что эта диктатура лишь на время, а затем снова будет демократия.

б) Военный режим. Высшая государственная власть сосредоточена в руках военных, которые управляют экономикой, культурой, социаль­ной сферой. Политическая жизнь либо совсем запрещена, либо крайне ограничена.

в) Теократический режим. В одном лице сосредоточена высшая госу­дарственная и религиозная власть. Этот режим был весьма распростра­нен в средние века. Сейчас имеет место в Ватикане, Иране, Парагвае. Следует отметить, что в чистом виде тоталитарные и авторитарные ре­жимы почти не встречаются.

3. Деспотический режим. Существует в условиях абсолютной монархии. Для него характерна бессмысленная, бесполезная жестокость правителя в угоду личным эгоистическим интересам.

4. Тиранический режим. Основан на единоличном правления, но в отличие от деспотии власть к тирану переходит не по наследству, а насильственным, захватническим путем, например с помощью государственного переворота или военной агрессии. Главная цель тирана — 1-1-хранить свою власть. Поэтому для тирании свойственны произвол, беззаконие, физическое и моральное насилие над людьми, а порой и геноцид.

5. Фашистский режим. Представляет собой крайнюю форму то­талитаризма и авторитаризма. Отличается воинствующей идеологией о превосходстве одной нации над другими, жестоким психологическим дав­лением па массы, разрушающим психику, навязыванием народу культа вождя (сверхчеловека). Это самый агрессивный из всех государственных режимов, так как создает угрозу существования всем остальным госу­дарствам. Не случайно во всем мире подобный режим запрещен.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 3. Гражданское право | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 277; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.138 сек.