Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современное состояние дизайна газет и журналов

Читайте также:
  1. N исследовать то психическое состояние, которое является оптимальным при выполнении человеком самых разных деятельностей.
  2. Вопрос 4. Психологическое состояние сотрудников, принимавших участие в действиях по освобождению заложников
  3. Восстанавливаемым называется объект, работоспособное способное состояние которого может быть восстановлено путем его ремонта.
  4. Два источника и 43 составные части дизайна
  5. Деформированное состояние
  6. Деформированное состояние точки. Тензор малых деформаций
  7. Допустимым считается такое состояние среды и человека, при котором воздействующие факторы
  8. Если не доказано иное состояние вклада, данные о вкладе, указанные в сберегательной книжке, являются основанием для расчетов по вкладу между банком и вкладчиком.
  9. ЗНАЧЕНИЕ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И РАЗМЕЩЕНИЕ СВИНОВОДСТВА
  10. Из истории дизайна
  11. Из истории дизайна
  12. Имущественное состояние организации на дату прекращения существования как юридического лица.

Мы уже говорили выше о композиционной деятельности дизайнера. Если представлять композицию как процесс, то это «акт волевой, творческий, построенный на единстве деятельности рационального и эмоционального начал, на расчете и интуиции художника, на понимании целого и единичного – детали, стремлений» (1). Со стороны журналистов композиция представляет собой процесс перехода содержания в форму, а со стороны читателей – процесс перехода формы в содержание. Каждый читатель обладает хотя бы основами композиционной деятельности, потому без труда улавливает фальшь неудачных композиционных построений.

Итак, композиция есть творческий процесс, при помощи которого происходит своеобразное «оживление» конструкции, представляющей собой цельное образование из графических элементов, их рядов, комплексов, подсистем и систем. Конструкцию, о которой идет речь, мы называем графической композицией, если имеется в виду размещение и объединение в одно целое графических элементов; композицией номера – если предполагается порядок размещения материалов на полосе в зависимости от их значения; композицией газеты – когда подразумевается порядок размещения разделов газеты по номерам и в зависимости от плана, а также их значимости и актуальности (2). Принимая такое понимание многоуровневой композиции, следует уточнить, что идеальное понятие композиции несет в себе некоторый абстрактный момент. Газетную графику мы воспринимаем так же, как и любое произведение графического искусства, то есть двояко: «как конкретную цельность конструкции и как абстрактную цельность композиции» (3). Видимо, эта некоторая отвлеченность понятия и служит поводом для споров, к какой области формы – внутренней или внешней – относится композиция.

Композиция газеты может быть симметричной, асимметричной или сочетать в себе то и другое. Главное – соблюсти при этом соразмерность и сообразность, определяющие истинный вкус. Асимметричная композиция может включать в себя элементы симметрии. Американский исследователь печатного дизайна Альберт Саттон, называя симметричное и асимметричное равновесие формальным и неформальным, пишет: «расстановка частей по принципу неформального равновесия заставляет наш взор пробегать по сложной, динамичной кривой – отсюда эффект живости, что обусловливает большую выразительность». И далее: «…Применение принципов неформального баланса обеспечивает гораздо большую свободу композиционных вариантов, чем решение оформительской задачи, основанной на принципах формального равновесия» (4). Асимметрия позволяет эффективно выявлять смысловую связь между разделами газеты, отдельными сообщениями в подборках. Но построение асимметричной композиции требует от дизайнера, стремящегося обеспечить оптимальность восприятия, особого мастерства. «…Безоговорочное предпочтение асимметричной композиции, порождаемое иногда модой, может привести к утверждению нового шаблона…» (5). Использование локальной симметрии, по нашему мнению, позволяет избежать этой опасности. Асимметричная композиция в сочетании с локальной симметрией наиболее современна, такое «содружество» создает архитектурную стройность газетных полос, дает возможность находить новые пути совершенствования геометрической структуры той или иной полосы. Оно не противоречит и требованию простоты, оптимизирующей восприятие. Именно локальная симметрия позволяет избегать излишней вычурности в подаче газетных сообщений (кстати, по аналогии можно ввести и понятие локальной асимметрии, которая разнообразит симметрично построенные композиции полос, подборок). Для создания динамичных композиций лучше всего использовать элементы ломаной, горизонтальной, вертикальной, симметричной верстки с тем условием, что они не меняют кардинально устоявшегося вида верстки, а обогащают его, не слишком затрудняя выпуск издания.



Конструируя газетные полосы, ответственные секретари выбирают определенную композиционную систему. Подавляющее большинство газет придерживается прямой, смешанной (сочетание вертикальных и горизонтальных построений), асимметричной верстки. Традиции и современные тенденции оформления газеты, требования оперативного выпуска номера объективно диктуют простой, разумный и в то же время неформальный способ расположения материалов.

Большинство местных газет формата А3 выбирает сегодня шестиколонную верстку. Ее преимущества очевидны: во-первых, при шестиколонной верстке и наборе текста на 2 1/4 квадрата экономится газетная площадь (по сравнению с набором 2 1/2 квадрата), во-вторых, появляется гораздо больше вариантов композиционного размещения материалов – макеты не повторяются, что, естественно, оживляет газетные полосы, делает их привлекательными. Но шестиколонная верстка сама по себе не дает преимуществ, их надо находить. А некоторые оформители по-прежнему «разрезают» страницы пополам, «лепят пироги», не оставляют места для разделительных линеек, рамок – в этом случае необходимо уменьшать ширину одной из колонок. Получается, что иные газеты, хотя и верстаются по-старому, на 5 колонок, имеют более привлекательный внешний вид. У них свои выигрыши: увеличенные межколонные пробелы позволяют свободно маневрировать линейками, другими наборно-графическими элементами и т.д. Но – и это надо подчеркнуть – применение колонки шириной 2 1/2 квадрата приводит к тому, что читатели недополучают в каждом номере почти 200 строк газетной информации…

Оптимальное количество колонок на полосе газеты формата А2 – восемь. То, что квалифицированные секретари достаточно осторожно варьируют форматы набора текста, способствует созданию ритма на газетной полосе, соответствует принципам композиционно-графического моделирования, ускоряет процессы макетирования. И все же совершенно необходимо использовать дополнительные форматы в каких-то определенных, заранее оговоренных случаях: при наборе особо важных редакционных материалов, идущих под постоянными рубриками и располагающихся в определенном месте, подписей к снимкам, «врезок», «выносов в тексте», заключений и т.д. Без всего этого газетное пространство выглядит сплошной серой массой, глаза читателей утомляются, к тому же они затрудняются в выделении главного и второстепенного при чтении опубликованных материалов – оформление газеты не до конца выполняет свою комментирующую роль.

Эффективным средством динамичного архитектурного решения полосы, способов группировки материалов с целью подчеркнуть их связи и оптимизировать смысловое восприятие визуальной информации является и пропорция. Приятные глазу пропорции в газете приближаются к «золотому сечению» и составляют 21:34 (0,61803). В самой природе наблюдается такое строгое соответствие: к примеру, в корзинках подсолнечника отклонение от золотого сечения составляет всего лишь четыре тысячных доли процента, число спиралей у круглого кактуса, идущих по часовой и против часовой стрелки, соответственно – 34 и 21 (!). При создании газетной графики также не следует слишком явно нарушать это соотношение. Но, опираясь на традиционные пропорции, оформители не должны избегать их смены – смена пропорций, как и приемы асимметрии, определяет динамику полос.

Пропорции, преобладающие в газете, служат единству композиции, а в конечном счете – созданию целостного организма газеты. В каждой конкретной газете – свои излюбленные пропорции (некоторые оформители предпочитают трехколонники – сверху вниз справа, другие – двухколонники, третьи заверстывают материалы на 5, 6, 8 колонок высотой в 60 петитных строк «подвалом» на 2-ой, 3-ей, 4-ой полосах…). Заданность тех или иных пропорций определяет стабильность размеров публикаций, разделов газеты. Нередко редакции устанавливают верхний предел размера публикаций (в большеформатных газетах он равен приблизительно 300 наборных строк), который позволяет выдерживать стабильные пропорции и даже служит повышению мастерства журналистов, стремящихся выразить свои мысли в сжатой форме, точном слове. Если многостраничные материалы уравновешиваются заметками, небольшими по объему репортажами, интервью, корреспонденциями, это означает, что оформитель использовал эффективный с точки зрения смыслового визуального восприятия прием – смену пропорций.

И симметрия (асимметрия), и пропорция создают в композиции газеты определенный ритм, который служит организации движения и остановок глаз читателя. Ритм и метр, наряду с объемно-пространственной структурой, масштабом, пропорцией, контрастом и нюансом, симметрией и асимметрией, колоритом, – важнейшие формообразующие категории (средства композиции). Метрическое строение формы предполагает равномерное движение, чередование одинаковых элементов; ритмическое – является результатом равномерного ускоренного или замедленного движения, чередования элементов. «Метрический ряд характерен тем, что отдельные равные части размещаются через одинаковые интервалы (простой ряд). С помощью его достигается строгость и уравновешенность. По сравнению с простым рядом ритмический ряд подвижнее, напряженнее, интереснее. Он более живой, дает возможность дальнейшему развитию и поэтому применяется дизайнерами для выражения движения» (6). Ритм (с греческого – соразмерный, стройный) «является существеннейшим моментом формирования целостности любого произведения, вне зависимости от того, с помощью каких каналов (зрительных, слуховых, осязательных и т.д.) оно воспринимается» (7). Метрической основой в газете выступают колонки текста, а горизонтальное движение глаз пересекается вертикальным. Распределение внимания на мозаичной газетной полосе, в общем-то, хаотично – организации внимания и служит дизайн (дизайн – всегда порядок). Да и газету каждый читатель воспринимает по-своему, а не строго с первой до последней полосы, с верхних до нижних материалов – выборочность, избирательность чтения специфичны для читателей периодических изданий. Ритм основывается на повторе, он характерен для всех элементов оформления газеты. Особое место здесь занимает линейный ритм, который отличает не просто повторение, но и определенная периодичность. Вообще, ритмический повтор имеет достаточно сложное выражение – это повторяемость с элементами новизны. Различаются динамический и статический ритмы – первый чаще характерен для дизайна детских, молодежных, бульварных, второй – для качественных общественно-политических газет.

Газетная полоса строится на контрастах: текстовые материалы соседствуют с иллюстрационными, которые, в свою очередь, распадаются на штриховые и тоновые; информационная заметка также обязательна в газете, как корреспонденция и статья (контраст большого и малого); публицистические материалы перемежаются статистическими, литературно-художественными, справочными и другими; положительные – критическими; редакционные – официальными, рекламными и т.д. Оформители, помимо уже названного контраста большого и малого, сознательно или интуитивно пользуются контрастами горизонтального и вертикального, широкого и узкого, «черного и белого» (а иногда и дополнительного) цвета, черного, серого, белого и цветного. В газете «темные» части это крупные заголовки, набранные жирным (рубленым) шрифтом, темные снимки, плотные текстовые блоки; «серые» части – отдельные тексты, подложки; «светлые» – части полосы, содержание малое количество текста (белое пространство называют «воздухом»). Одни газеты предпочитают контрастное оформление, другие – слабый контрастный вариант оформления.

Пользоваться контрастами следует осторожно – так, чтобы они не нарушали пропорций, равновесия и ритма на полосе. Стоит, видимо, заранее продумать применение контраста, зафиксировав его основные проявления в модели: определить несколько схем композиционного размещения материалов на тех или иных полосах, исходя из их тематики и размерных характеристик; выбрать один-два основных текстовых шрифта (да и заголовочных тоже) и один-два дополнительных; закрепить определенную группу линеек, среди которых также выделить основные и вспомогательные; установить размер межколонных пробелов между иллюстрациями.

С развитием наборной, верстальной и печатной техники возможности дизайнеров заметно расширились. Как же прогресс в полиграфии отразился на газетном дизайне? Оказались ли готовы оформители достойно встретить электронную верстку? Отметим, что большинство местных газет переживают сегодня переходный период, когда возможности компьютерной технологии, офсета еще не выявлены в полной мере, а приемы, апробированные при «металлической» верстке, высоком способе печати, «спорят» с офсетными. Разностильность, эклектизм – временная, объяснимая болезнь роста. Но и в тех газетах, что пережили названный выше недуг, есть просчеты: чрезмерное увлечение подложками, использование слишком интенсивного растрового фона, перенасыщение полос дополнительным цветом, пренебрежение удобочитаемостью текста (иногда текст плохо читается на снимке; подложки в виде символов, рисунков при наложении на текст затрудняют его восприятие и т. д.).

Стиль – явление комплексное, охватывающее аспекты содержания и формы. Возможно, не стоило бы вновь возвращаться к этому методологическому постулату, если бы стиль зачастую не соотносили только с его формальными проявлениями. Последнее очевидно связано со способностью стиля к саморазвитию, некоторой его автономностью – содержание может изменяться, а внешние признаки стиля какое-то время сохраняются.

Применительно к дизайну газеты понятие «стиль» надо рассматривать на нескольких уровнях – как совокупность особенностей «лица» конкретного издания; как «характеристику физиогномического единства» оформления газеты на определенном этапе ее развития; как совокупность особенностей композиции и графики газет одного типа и, наконец, как стиль определенной национальной школы оформления.

Сегодня мы являемся свидетелями множественности стилистических решений, хотя правильнее будет сказать – стилистических вариаций на одну «тему». Ведь стремление к стилевому единству – также в ряду закономерностей развития нашей оформительской культуры. Композиционно-графическое моделирование стало тем частным методом, пользуясь которым дизайнеры стремятся к типологической завершенности изданий. Еще математик Курт Гедель утверждал, что нельзя до конца формализовать ни одну реальную систему, даже если она поддается самому мощному инструменту формализации – математике (да и сама математика – система разомкнутая). Это положение, несомненно, приложимо к газетной форме.

Метод в оформлении газеты – система законов, принципов, правил и система приемов дизайна. Внешнее выражение он находит в стиле, который нельзя механически сводить к набору оформительских приемов. Утверждение стиля всегда связано со стандартизацией внешних форм, распространением их в виде унифицированных шаблонов, но это не примитивная унификация. Поиск новых приемов – вот гарант его развития (значит, стиль – процесс?). Вспомним и слова Флобера, что стиль – единственное средство преодоления серой обыденности.

Заимствования в оформлении – плохо это или хорошо? Думается, развитие каких-то приемов даже необходимо, ведь способы практических действий имеют счастливую возможность перерастать в метод познания. Метод реконструируется в стиле с помощью приемов. Может быть, даже разумно коллекционировать их, рождая по аналогии фирменные дизайнерские приемы. В настоящее время беда некоторых ответственных секретарей местных газет состоит в том, что, освоив принципы композиционно-графического моделирования, грамотно верстая полосы, они используют бедную графическую палитру. В памятках по оформлению наименее разработанным остается раздел «особенности оформления отдельных публикаций». При централизованном же выпуске газет он становится важнейшим, поскольку в распечатках даются только цифровые обозначения компоновки материалов (текстовых, заголовочных, иллюстрационных). Причем приемы поддаются классификации – среди них можно выделить структурные, структурно-графические, постоянные, временные и т.п. При этом важно, чтобы прием органично вписался в стиль дизайна данной газеты, в ее композиционно-графическую модель.

Стиль – система, которая не может меняться часто; его нельзя намеренно придумать, он возникает нечаянно. Другое дело – приемы, манера дизайна, постоянно обновляющиеся и до определенной степени влияющие на стиль, который несет в себе свойства целостности и стабильности.

Остановимся же на приметах стиля современного газетного дизайна, связанного прежде всего с освоением компьютерных технологий.

Современный дизайн характеризуется таким явлением, как типографизация оформления, когда усилия газетных дизайнеров направлены на выявление возможностей прежде всего наборных, технических элементов. Типографизация сопровождается просветлением, полос (отказ от вертикальных линеек при «светлом» наборе текста) и одновременно усилением контрастности.

Особо следует остановиться на безлинеечной верстке, которая сегодня в большой моде. Ею надо умело и осторожно пользоваться: особенно тщательно просчитывать межколонные пробелы, продумывать подбор шрифтов и компоновку заголовков, заголовочных комплексов. В противном случае нарушается ритм полосы, она «разваливается», заголовки, стыкуясь, порой представляют несуразицу... Прежде чем отказаться от линеек, – этого сильного средства графического оформления, направляющего зрение читателя, имеющего не только разделительную, но и указательную, выделительную функции, – следует подумать, чем компенсировать их отсутствие. Безлинеечная верстка требует дополнительных акцентов, иначе как удержать внимание читателя, сначала окидывающего газетную полосу взглядом, а затем выделяющего то, что так или иначе «раздражило» глаз. Но вряд ли и в этом случае стоит обращаться к плотным подложкам, увлекаться светлым текстовым шрифтом на темном фоне, снижая удобочитаемость...

Для многих местных газет характерна плакатность первой страницы, превращающейся по сути в обложку с многочисленными анонсами материалов внутренних страниц (особенно в газетах форматов А4, А3), и мозаичность структуры последней страницы, что связано с размещением там справочной информации, рекламных объявлений. Заметно повысилась роль иллюстрирования – визуальная информация все настойчивее теснит словесную, текстовую.

Внутренние полосы местных газет характеризуются более спокойными композициями. Иные издания предпочитают здесь отказываться от шестиколонной верстки в пользу четырех- и даже трехколонной. Попробуем предположить, что это диктуется изменениями в тематике, проблематике и жанровой палитре. Журналисты все чаще обращаются к статье, комментарию, печатают аналитические, проблемные, зачастую дискуссионные материалы. За последние годы широкое распространение получили эссеистские жанры: люди стали мыслить более масштабно, раскованно, смело. Пришло время анализа, обобщений, комментария. Этому способствует и все увеличивающийся поток ранее неизвестных документов, первоисточников: журналист, в том числе и местный, оперирует цифрами и фактами, касающимися не только его района, города, но и края, региона, страны, мира. Все это не могло не сказаться и на верстке изданий. Объемные корреспонденции, статьи, очерки на всю полосу потребовали особого оформления за счет динамичной композиции заголовочного комплекса, интенсивного внутреннего оформления текста, привлечения дополнительного иллюстрационного материала (фотографий, заставок), других графических акцентов (крупных инициалов, дополнительной краски, подложек и др.).

Сегодня все более и более персонифицируется информация, что, очевидно, связано с повышением внимания к отдельной личности, индивидууму. Теперь нередко встретишь передовую статью, комментарий с фотопортретом автора и краткими биографическими сведениями о нем. В малоформатных общественно-политических газетах среднее количество фотоиллюстраций на полосе не превышает двух, в большеформатных оно приближается к трем. В тех изданиях, где качество печати неважное, используют меньше снимков, но зато увеличивают их размер, а вот бильдредакторы газет, качество печати которых высокое (офсетных прежде всего), используют немало фотографий больших и малых размеров. Компьютерная верстка способствует усилению тенденции визуализации периодических изданий – газетные тексты становятся короче; словесная информация либо дополняется, либо заменяется графической (инфографика); повышается роль абстрактных визуальных элементов, которым умелые дизайнеры стремятся придать качество конкретности.

«Круглые столы», интервью-диалоги как жанры суммирующей публицистики привлекают не только телевизионных, но и журналистов местных изданий. Оформитель же вынужден искать композиционные и графические средства подачи «гвоздевых» материалов, занимающих целую страницу или ее основную часть.

Комментарий выносится в анонс, «врезку», подзаголовок; заголовок, подзаголовок, рубрика, «врезка», фотозаставка или фотоиллюстрация образуют своеобразную композицию, выделяющую текст из ряда ему подобных на полосе, в номере, организующую газетное пространство. Это еще одна из оформительских тенденций, называемая развитием заголовочного комплекса. К ней примыкает тесно с нею связанная другая – повышение шрифтовой культуры, означающее выбор текстовых и заголовочных шрифтов, гармонирующих друг с другом, выразительных, удобочитаемых в условиях одно- и малогарнитурности.

Бывают моменты, когда поиски стиля становятся как бы бурлящими, и в истории оформления мы можем найти тому множество примеров. Например, конец 70-х – начало 80-х годов, когда активно осваивались офсет, фотонабор. Не обошел оформительский «бум» и малоформатные газеты: новая технология «потребовала» новых композиционно-графических концепций. Во внешнем облике местных изданий отразился современный стиль оформления, приметы которого мы и обозначили выше.

Особо следует подчеркнуть стремление к стабильности композиции и графики, композиционно-графическому моделированию. В общем виде моделирование, в редакционной деятельности – это описание и изучение всех ее элементов с целью поиска наиболее оптимальных вариантов их сочетания. Модель, конечно, не гарантия успеха, но она застраховывает от грубых ошибок. Модель – образец, эталон, вобравший все лучшее из прошлого опыта, и не только собственного. Наконец, это форма учебы редакционного коллектива, забота о будущем своей газеты, ибо, только следуя научно обоснованной модели, редакция сохраняет «формулу газеты».

Да, важно прежде всего определить идеологическую концепции издания, но не менее существенно выработать методику моделирования, довести ее до практиков – ответственных секретарей редакций местных газет. Нужно знакомить их с приемами моделирования и макетирования, приемами, обогащающими графическую палитру издания.

Новые приемы рождаются в процессе освоения новой техники. Так, маргиналии (рубрики, вынесенные за формат полосы) – прием, полюбившийся оформителям молодежных журналов, охотно принят журналистами малоформатных местных газет. Вводятся пометки, сделанные от руки («галочки» , «NB!» и т.п.), – оригинальный и сильный графический акцент, “взрывающий” монотонность газетного типографского орнамента, или нарочито небрежно нарисованные заголовки, рубрики в стиле торопливых блокнотных записей, контрастирующие с наборными заголовками и рубриками. Оформители, подчеркивая еще одно значение маргиналий – пометки на полях страниц, сделанные читателями, – как бы просматривают текст вместе с нами и отмечают: «Это интересно: прочтем, запомним...»

Компьютерный набор и электронная верстка обеспечивают соблюдение ритма на газетной полосе: равномерные межбуквенные и межколонные пробелы, интерлиньяж и др. Но и здесь важным условием остается мастерство оператора, а также газетного дизайнера, освоивших компьютерные программы, отдающих правильные команды. Электроника вовсе не освобождает от знания законов ритма, пропорции, контраста. Роль квалифицированных ответственных секретарей, дизайнеров, обладающих знаниями в области компьютерной техники, оформления, полиграфического исполнения газет, наделенных подлинным эстетическим вкусом, не только не понижается, а постоянно растет.

Ключевые понятия:

Асимметрия – отсутствие или нарушение симметрии при компоновке материалов (асимметричная верстка), элементов заголовочного комплекса, иллюстраций и т.д..

Деталь – значащая подробность; в газетно-журнальном дизайне – последовательное применение одного типа украшений – маркеров, прихотливое оформление «второстепенных» элементов типа территориальной ссылки и др.

Контраст – резко выраженная противоположность; в графике – противопоставление и взаимное усиление двух соотносящихся качеств; принцип дизайна, заключающийся в противопоставлении черного белому, большого малого, широкого узкому и т.д.

Нюанс – тонкое различие (например между основным заголовком и подзаголовком, набранных шрифтами разных гарнитур, но одной группы).

Пропорция – соотношение величин частей полосы, материала между собой, а также каждой части с целым.

Ритм – всякое равномерное чередование, или чередование соизмеримых элементов целого, совершающееся с закономерной последовательностью и частотой (букв в строке, строк в наборе, колонок на полосе и т.д.).

Симметрия – гармония, соразмерность (симметричная верстка, симметричное оформление отдельных элементов в заголовочном комплексе, фотоблоке и т.д. – т.н. «локальная симметрия»)

Стиль – устойчивое единство системы выразительных (художественно-образных) средств; совокупность основных художественно-технических особенностей дизайна.

Традиция – исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение навыки и правила.

Сноски и примечания:

1. Ляхов В.Н. Искусство книги. М., 1978, с. 139.

2. См.: Галкин С.И. Моделирование и проблемы теории газетного оформления / К постановке проблемы // Вестн. МГУ. Сер. Х. Журналистика, 1977, № 4, с. 32.

3. Фаворский В.А. О рисунке. О композиции. Фрунзе, 1966, с. 68.

4. Саттон А. Принципы оформления и макетирования // Оформление газет и журналов за рубежом. М., 1978, с. 107, 108.

5. Валуенко Б.В. Наборный титул и рубрика книги. Киев, 1967, с. 42.

6. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. М., 1994, с. 77.

7. Ляхов В.Н. Указ. соч., с. 153.

 

Литература:

Волкова В.В. и др. Дизайн газеты и журнала. М.. 2003.

Галкин С.И. Оформление газеты и журнала: от элемента к системе. М., 1984.

Дизайн периодических изданий. М., 2001.

Попов В.В., Гуревич С.М. Производство и оформление газеты. М., 1977.

Рабочая книга редактора районной газеты / Опыт, методики, рекомендации. М., 1988.

Табашников И.Н. Газета делается по модели / Теория и опыт композиционно-графического моделирования. М., 1980.

Тулупов В.В. Газета: маркетинг, дизайн, реклама. Воронеж, 2001.

Приложение

Библиография

Акопов А.И некоторые вопросы журналистики: история. Теория. Практика. Ростов-на-Дону, 2002. – 368 с.

Акопов А.И. Периодические издания. Ростов-на-Дону, 1995. – 79 с.

Бакшин В.В. Оформление газет разного типа. М., 1981. — 71 с.

Балаш А.В. Техника оформления газетной полосы. Минск, 1977. — 223 с.

Бальтерманц И.Д. Специфика содержания и формы фотожурналистики. М., 1981. — 64 с.

Бельчиков И.Ф. Художественно-техническое и полиграфическое оформление печатной продукции. М., 1965. — 159 с.

Бессонов А.П. Газетный заголовок. Л., 1958. — 62 с.

Бильдредактирование. М., 1994. — 182 с.

Богданов Н.Г., Вяземский Б.А. Справочник журналиста. Изд. 3-е. Л., 1971. — 687 с.

Борев В.Ю. Фотография в структуре средств массовой информации. Вильнюс, 1986. — 192 с.

Валуенко Б.В. Выразительные средства набора в книге. М., 1976. — 128 с.

Валуенко Б.В. Наборный титул и рубрика книги. Киев, 1967. — 127 с.

Васильев С.Л. Удобочитаемость газеты. Краснодар, 1996. — 42 с.

Волкова В.В. Дизайн рекламы. М., 1999 – 144 с.

Волкова В.В., Газанджиев С.Г., Галкин С.И., Ситников В.П. Дизайн газеты и журнала. М., 2003. – 224 с.

Волчек Г. Иллюстрация в газете. М., 1950. — 24 с.

Волчек Г.Ф. Иллюстрация в газете и журнале. М., 1956. — 71 с.

Волчек Г.Ф. Фотоиллюстрация в советской периодике. М., 1962. — 191 с.

Вольфсон И.В. Практика газетного издательства. Петроград, 1919. — 46 с.

Ворон Н.И. Жанры советской фотожурналистики. М., 1991. — 80 с.

Воронецкий Б., Кузнецов Э. Шрифт. Л., 1975. – 108 с.

Вяземский Б., Урлауб М. Техническое оформление газеты. М.-Л., 1933. — 216 с.; Л.-М., 1934. — 272 с.

Вяземский Б.А. Техника оформления газеты. М.-Л., 1948. — 82 с.

Вяземский Б.А. Оформление и производство газеты. Изд. 3-е, испр. и доп. М., 1952 — 324 с.

Газетное оформление. Теория и практика моделирования. М., 1981. — 86 с.

Газетный и книжный мир. Вып. 1. М., 1925. — 734 с.; вып. 2. М., 1926. — 744 с.

Галкин С.И. Оформление газеты и журнала: от элемента к системе. Общее и особенное в художественно-техническом конструировании периодических изданий. М., 1984. — 152 с.

Галкин С.И. Уроки макетирования. М., 1981. – 39 с.

Галкин С. И. Уроки моделирования газеты. М., 1987. — 75 с.

Гальперин Л.З. Живее, красивее, но как? Л., 1969. — 62 с.

Георгиев Д. Режиссура газеты. М., 1979. — 259 с.

Глазычев В.Л. О дизайне. М., 1970. — 192 с.

Гребнев А.В. Как делается газета. М., 1967. — 151 с.

Гребнев А.В. Газета. Организация работы редакции. М., 1974. — 215 с.

Гуревич С.М. Основы научной организации журналистского труда. М., 1987. — 303 с.

Гуревич С.М. Оформление и выпуск районной газеты. М., 1969. — 142 с.

Гуревич С.М. Принципы организации работы редакции советской газеты. М., 1975. — 31 с.

Гуревич С.М. Номер газеты. М., 1977. — 48 с.

Дауговиш С.Н. Фотоэстетика и журналистика. Рига, 1989. — 35 с.

Дизайн периодических изданий. М., 2001. – 120 с.

Дмитриев М.И. Техника газеты. Харьков, 1928. — 214 с.

Закс Б. Оформление газеты. М.-Л., 1945. — 24 с.

Картер М. Современный дизайн газет. М., 1995.

Каталог ручных и машинных шрифтов. М., 1966. — 615 с.

Керженцев П.М. Газета. Ее организация и техника. М., 1919. — 158 с.

Керженцев П.М. Газета. Организация и техника газетного дела. М.-Л., 1925. — 178 с.

Киселев А.П. История оформления русской газеты (1702 — 1917 гг.). М., 1990. — 192 с.

Киселев А.П. От содержания — к форме. М., 1975. — 48 с.

Книговедение: энциклопедический словарь. М., 1982. – 664 с.

Кулаков А.Н. Моделирование районной газеты. Л., 1982. — 100 с.

Ляхов В.Н. Искусство книги. М., 1978. — 244 с.

Максимов А. Лицо газеты. Л., 1970. — 72 с.

Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. М., 1994. – 315 с.

Ныркова Л.М. Как делается газета. М., 1998. — 66 с.

Оформление газет и журналов за рубежом. М., 1978. — 145 с.

Оформление периодических изданий. М., 1988. — 158 с.

Павлов Вл., Гарри А. Как нужно делать газету. М., 1928. — 196 с.

Паркер Р. Как сделать красиво на бумаге. СПб, 1998.

Полянский Н.Н. Технология полиграфического производства. М., 1980. – 200 с.

Попов В.В., Гуревич С.М. Производство и оформление газеты. М., 1967. — 319 с.; Изд. 2-е, перераб. М., 1977. — 246 с.

Проблемы научной организации журналистского труда. М., 1974. — 257 с.

Рабочая книга редактора районной газеты / Опыт. Методики. Рекомендации. М., 1988. — 575 с.

Ситников В.П. Техника и технология СМИ: печать, телевидение, радиовещание. М., 2004. – 415 с.

Словарь издательских терминов. М., 1983. — 207 с.

Словарь-справочник автора. М., 1979. – 302 с.

Срединский С.Н. Основы газетного дела. Петроград, 1918. — 75 с.

Старобогатов И.И. Как верстать газету. М., 1930. — 73 с.

Старобогатов И.И. Оформление районной газеты. М., 1954. — 100 с.

Старобогатов И.И. Техника оформления газеты. М., 1958. — 188 с.

Струженцов Д.И. Иллюстрация в газете. Л., 1964. — 46 с.

Табашников И.Н. Газета делается по модели / Теория и опыт композиционно-графического моделирования. М., 1980. — 94 с.

Табашников И.Н. Газета и дизайн. Тюмень, 1994. — 160 с.

Толкачев Е.В. Верстка газеты / Заметки выпускающего. М., 1958. — 76 с.

Толкачев Е.В. Иллюстрация в газете / Заметки выпускающего. М., 1959. — 76 с.

Толкачев Е.В. Заголовок в газете. М., 1959. — 62 с.

Толкачев Е.В. О техническом оформлении газеты / Заметки выпускающего. М., 1956. — 31 с.

Тулупов В.В. В мастерской газетного оформителя / О композиционно-графических особенностях районных и городских газет Башкирии. Уфа, 1986. — 77 с.

Тулупов В.В. Российская пресса: дизайн, реклама, типология. Воронеж, 1996. — 112 с.

Тулупов В. В. Дизайн и реклама в системе маркетинга российской газеты. Воронеж, 2000. – 336 с.

Тулупов В.В. Газета: маркетинг, дизайн, реклама. Воронеж, 2001. – 313 с.

Тулупов В.В. Реклама в коммуникационном процессе. Воронеж, 2003. – 144 с.

Фотография в прессе: вопросы истории, теории и практики. Свердловск-Тюмень, 1989. — 176 с.

Харроуэр Т. Настольная книга газетного дизайнера. Воронеж, 1999 — 215 с.

Художественно-техническое оформление периодических изданий. М., 1980. — 106 с.

Цыганов О.В. Лицо районной газеты. М., 1969. — 87 с.

Цыганов О.В. Режиссура газетного номера. М., 1968. — 190 с.

Цыпленков К.М. Лицо газеты. М., 1963. — 100 с.

Шицгал А.Г. Шрифтовое оформление современных газет и журналов. М., 1967. — 27 с.

Шульмейстер М.В. Книжно-журнальная верстка. – М., 1978. – 198 с.

 

Статьи в сборниках, научных и научно-популярных периодических изданиях.

Абрамова А. Наследие ВХУТЕМАСа // Декоративное искусство, 1964, №4, с.8-12.

Абрамова А. А.М. Родченко // Искусство, 1966, №11, с.51-59.

Акчурин Д.Г. Жанры фотожурналистики / Особенности фотоинформации // Жанры журналистики. Казань, 1972, с.131-149.

Акчурин Д.Г. Жанровые особенности фоторепортажа // Логика и образ в публицистике. Казань, 1973, с.117-129.

Американская газета. О верстке. Комм. С. Срединского // Журналист, 1927, №1, с.20-26.

Аронов В. Корбюзье об искусстве книги // Искусство книги. Вып.6. М., 1970, с.130-136.

Асланян С. целевая полоса и графическая модель // Информационный вестник Союза журналистов СССР, 1975, №1-2, с.26-28.

Б.О. В производство! // ЛЕФ, 1923, №1, с.105.

Бакшин В.В. Типологические особенности оформления / К постановке проблемы // Вестн. Моск. ун-та. Сер.Х1. Журналистика, 1977, №1, с.26-34.

Байтальский М. Оформление как аргумент // Журналист, 1931, №31-32, с.9-10.

Басин Е.Я. О природе изображения // Вопросы философии. М., 1968, N 4, с. 47-58.

Бельтюков Г. Об искусстве оформления // Советская печать, 1960, №8, с.39-41; №9, с.26-29.

Блинов А.Вкус и наитие // Советская печать, 1961, №6, с.33.

Боброва Е. Влияние рекламы в СМИ на психику человека // Век информации. СПб., 1995, с. 18-19.

Васильев С.Л. К вопросу об ориентировании читателей в содержании и значимости газетной публикации // Российская журналистика: смена приоритетов. Воронеж, 1995, с. 35-36.

Винокур Г. Язык типографии // Журналист, 1924, №1, с.32-35.

Волкова В.В. Дизайн: определение понятия // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика, 2004, № 4, с. 6-12.

Волкова В.В. Дизайн-система "Реклама" // Журналистика в 1994 году. Ч. IV. М., 1995. с. 45-48.

Ворон Н.И. Технический прогресс и иллюстрирование газет // Журналистика в 1995 году. Ч. I. М., 1996, с. 35.

Галкин С. Нужна ли газете модель? // Демократический журналист, 1973, №1, с.13-14.

Галкин С. Моделирование и проблемы теории газетного оформления / К постановке проблемы // Вестн. Моск. ун-та. Сер. Х1. Журналистика, 1977, № 4, с.29-37.

Галкин С.И. Моделирование рекламы: фантазии и реальность // Средства массовой информации в постсоветском обществе: журналистика в 1996 году. Ч. I. М., 1997, с. 40-41.

Гаус П. Современный шрифт // Interpressgrafic. Budapest, 1975, № 4, с.7-8.

Губанов Н.И. О специфике знака // Философские науки. М., 1981, N 4, с. 56-65.

Георгиев Д. Будущее газеты и газета будущего // Журналист, 1972, №9, с.48-51.

Георгиев Д. Графическая архитектура болгарской газеты // Interpressgrafic. Budapest, 1975, № 4, с.5-7.

Георгиев Д. Графический облик рекламы в печати социалистических стран // Interpressgrafic. Budapest, 1976, № 4, с.2-15.

Георгиев Д. Газета требует поиска // Журналист, 1979, № 3, с.64-66.

Герчук Ю. С.Б. Телингатер // Искусство книги. Вып.5. М., 1968, с.134-145.

Герчук Ю. Художественная структура книги // Искусство книги. Вып.8. М., 1975, с.22-35.

Гинзбург М.Я. Международный фронт современной архитектуры// Современная архитектура, 1926, №2, с.41-46.

Головко С. Дизайн XXI века: в начале пути // Журналист, 2001, № 9, с.91-93.

Головко С. О дизайне первой полосы // Журналист, 2003, № 1, с.69.

Головко С. Свойства и приемы композиции // Журналист, 2001, № 11, с.89-91.

Горбовицкий Б. Вежливость издателя // Журналист, 1971, №5, с.50-51.

Горохов В.М. Мода или закономерность? // Вестн. Моск. ун-та. Сер.Х1. Журналистика, 1969, №5, с.43-52.

Гуревич С. Оформление подборки в районной газете // Полиграфия, 1966, № 1, с.41-43.

Гуревич С. Оформление тематической страницы в районной газете // Полиграфия, 1966, № 3, с.35-37.

Гуревич С. Оформление газетного разворота // Полиграфия, 1966, № 9, с.42-44.

Деев А. «Вечерняя Москва» делается так // Журналист, 1931, №34, с.10-11.

Деев А. Война шаблону // Журналист, 1932, №34, с.17-18.

Дмитриева Н.А. Слово и изображение // Взаимодействие и синтез искусств. Л., 1978, с. 44-54.

Дудников В.М. Развитие фотоинформации на страницах журналов США. Основные этапы и тенденции // Вестник МГУ. Сер. Х1. Журналистика. М., 1986, N 6, с. 57-68.

Засурский Я.Н. Дизайн, конвергенция и демассификация журналистики // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика, 2004, № 4, с. 3-5.

Зозуля Е. Теория и практика иллюстрированных журналов // Журналист, 1924, № 12, с.49-50; № 13, с.57-58; №14, с.58-59; № 16, с.65-67; 1925, № 4, с.57-58.

Кафель М. Проблемы технического оформления польской печати // Вестник МГУ. Сер. Х1. Журналистика. М., 1966, N 5, с. 68-70.

Керженцев П. Недостатки столичной прессы // Журналист, 1923, № 3, с.13-16.

Керженцев П. НОТ и газета // Журналист, 1923, № 7, с.8-10.

Кирсанов С. Искусство смотреть вперед // Советское фото, 1962, №2, с.25.

Киселев А.П. Из опыта оформления газет за рубежом // Вестник МГУ. Сер. Х1. Журналистика. М., 1969, N 6, с. 76-86.

Киселев А.П. О некоторых тенденциях в современном оформлении газет // Вестник МГУ. Сер. Х1. Журналистика. М., 1968, N 1, с. 31-37.

Киселев А.П. Новая техника – новые требования // Журналист. Учебная газета факультета журналистики МГУ, 28 ноября 1972 г.

Киселев А.П. О советской школе газетного оформления // Вестник МГУ. Сер. Х1. Журналистика. М., 1978, N 1, с. 28-34.

Киселев А.П. Формообразование и оформление газеты // Вестник МГУ. Сер. Х1. Журналистика. М., 1992, N 2, с. 6-12.

Кудрявцева Л.Н. Еще раз о культуре издания газет (на примере подмосковных районных и городских газет) // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика, 2004, № 4, с. 43-47.

Кузнецова Г. И текст, и фото, и дизайн // Реклама. М., 1989, N 3, с. 10-11; N 4, с. 10-11.

Леонтьев А.А. Знак и деятельность // Вопросы философии. М., 1975, N 10, с. 118-126.

Лисицкий Л. Книга с точки зрения зрительного восприятия – визуальная книга // Искусство книги. Вып.3. М., 1962, с.162-168.

Лындин В.С. Программы визуальной коммуникации // Искусство и научно-технический прогресс. М., 1973, с.281-306.

Ляхов В.Н. Учебник и искусство книги // Искусство книги. Вып.5. М., 1968. с.12-29.

Ляхов В.Н. Актуальные проблемы современной советской рекламной графики // Interpressgrafic. Budapest, 1975, № 1, с.1-5.

Максимов А.А. Лицо газеты // Газета: опыт, проблемы, Л., 1975, с.244-278.

Маца И. Александр Родченко // Искусство, 1972, №7, с.31-36.

Меньшой А. Керженцев, нот и газета // Журналист, 1923, №8, с.30-32.

Можнягун С. О «замкнутых» и «разомкнутых» моделях структурализма // Наш современник, 1973, №11, с.166-176.

Налбандян З. Где найти резервы? Из опыта организации труда в газете // Журналист, 1977, №5, с.24-25.

Недялков И. По сетевому графику // Информационный вестник Союза журналистов СССР, 1975, №1-2, с.28-29.

Непомнящий Б.С. Проблемы оформления // Горизонты творчества. Л., 1979, с.206-230.

Нестеренко Ф.П. Реклама: психологическое оружие или ... надувательство? // Журналистика в 1994 году. Ч. II. М., 1995, с. 69-71.

Никитин В.А. Эволюция фотофиксации зрительных впечатлений // Журналистика - ХХ век: эволюция и проблемы. СПб., 1996, с. 168-170.

Оганов Г. Новаторство, а не оригинальничанье // Советская печать, 1961, № 6, с.32-33.

Панченко Н.В. Эффективность рекламы: почему она низка и как ее повысить // ЭКО: экономика и организация промышленного производства. М., 1994, № 9, с. 78-81.

Пенькова Е. Все расставить по местам. Композиция объявления и ее секреты // Журналист. М., 1993, № 8, с. 21-25.

Пенькова Е. "Картинка" в объявлении // Журналист. М., 1992, № 9, с. 53-55.

Пенькова Е. Многоликий человек // Журналист. М., 1992, № 11-12, с. 40-45.

Пенькова Е. Ох уж этот шрифт! // Журналист. М., 1993, № 5, с. 44-47.

Пенькова Е. Подспорье или подножка. Цвет в журнальном объявлении // Журналист. М., 1993, № 11, с. 35-41.

Пенькова Е. Приманка или пугало. Цвет в газетном объявлении // Журналист. М., 1993, № 12, с. 37-41.

Пенькова Е. Чем и как привлечь внимание // Журналист. М., 1992, № 5-6, с. 44-46.

Пенькова Е. Читают ли ваши объявления? Особенности читательского восприятия // Журналист. М., 1992, № 4, с. 35-37.

Перфильев В. Куда катится снежный ком? // Журналист, 1981, № 2, с. 55-56.

Прокофьев А. В чем преимущества сетевого графика? // Журналист, 1978, № 6, с. 43-45.

Пронин Е.И. Монтаж сообщений в газете // Вестник МГУ. Сер. Х1. Журналистика. М., 1968, № 1, с. 15-23.

Пронина Е.Е., Пронин Е.И. Визуальная коммуникация и социокультурная функция фоторепортажа // Вестник МГУ. Сер. Х1. Журналистика. М., 1990, № 4, с. 20-28.

Ревич В. Друг мой, враг мой // Журналист, 1978, № 4, с. 28-29.

Рени П. От сути до сути вещей // Interpressgrafic. Budapest, 1976, № 4, с.62-69.

Риттер А. Революционная газетная полиграфия Кубы // Interpressgrafic. Budapest, 1974, № 4, с. 7-9.

Рудь И.Д., Цуккерман И.И. Искусство и теория информации // Художественное и научное творчество. Л., 1972, с. 301-316.

С. Вл. Стандарт заголовка // Журналист, 1927, № 9-10, с.54.

Сазонов В.В., Шошников К.В. О соотношении вербальной и визуальной информации в прессе // Предмет семиотики. М., 1975, с. 374-390.

Сапаров М.А. Словесный образ и зримое изображение (живопись - фотография - слово) // Литература и живопись. Л., 1982, с. 66-92.

Скоробогатько В. Больше ЛЯПов! И успех обеспечен // Журналист, 2003, № 2, с.80-82.

Скоробогатько В. Газета для всей России из города N // Журналист, 2003, № 7, с.77-79.

Скоробогатько В. Идеи для газетного оформителя // Журналист, 2004, № 12, с. 78-80.

Скоробогатько В. «Известия»: как форма бодалась с содержанием // Журналист, 2004, № 11, с. 82-84.

Скоробогатько В. Какого цвета политические новости? // Журналист, 2004, № 6, с. 77-79.

Скоробогатько В. Кипение творческой мысли // Журналист, 2004, № 2, с. 86-88.

Скоробогатько В. Комикс вместо заголовка // Журналист, 2003, № 3, с.73-75.

Скоробогатько В. По одежке встречают… // Журналист, 2003, № 12, с.81-83.

Скоробогатько В. Обновляйся, не изменяя себе // Журналист, 2003, № 9, с. 80-82.

Скоробогатько В. Проблемы «большого» формата // Журналист, 2004, № 110 с.80-82.

Скоробогатько В. Фото в оформительском оркестре // Журналист, 2004, № 9, с. 83-85.

Соколов А.Хроника одной полосы // Журналист, 1976, № 11, с.26-30.

Срединский С. Газета в Америке // Журналист, 1926, № 11, с.27-33.

Срединский С. Симметрия и асимметрия в газетной верстке // Журналист, 1929, № 21, с. 671-672.

Срединский С.Н. Художественное оформление газеты и книги // Известия восточного факультета. Т 1У. Баку, 1929, с. 45-84.

Срединский С.Н. Значение цвета в печати // Известия восточного факультета. Т 1У. Баку, 1929, с. 85-104.

Табашников И.Н. Графический мир газеты // Журналист, 1975, № 6, с. 48-50.

Табашников И.Н. Новые веяния и старые истины // Журналист, 1976, № 4, с. 24-25.

Тарбеев А.А.Шрифтовой дизайн и оформление современного российского журнала // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика, 2004, № 4, с. 30-42.

Третий круг // Журналист, 197), № 7, с. 34-37.

Тулупов В.В. Бильдредактор и его функции в газете // Журналистика в 1991 году. Ч. 2. М., 1992, с. 12-14.

Тулупов В.В.Визитная карточка газеты: тематическая концепция и практическое моделирование местного издания // Факс. Екатеринбург, 1997, № 2, с. 6-14.

Тулупов В.В. Дизайн рекламы // Полиграфия. М., 1990, № 7, с. 15-17.

Тулупов В.В. Жанровая система фотожурналистики и молодежная газета // Пути совершенствования и проблемы повышения эффективности средств массовой информации на современном этапе. Воронеж, 1992, с. 46-49.

Тулупов В.В. Когда посмотрели на свое «лицо»… // Журналист, М., 1979, № 10, с. 46-48.

Тулупов В.В. Композиционно-графическое моделирование и компьютерная технология выпуска газеты // Акценты. Новое в журналистике и литературе. Воронеж, 1997, № 1, с. 55-72.

Тулупов В.В. Компьютерная технология выпуска газеты и моделирование // Средства массовой информации в современном мире. СПб, 1997, с. 127-128.

Тулупов В.В. Не торопитесь выбрасывать строкомер, или Почему все газеты на одно лицо // Журналист. М., 2003, № 8, с. 82-84.

Тулупов В.В. Новые тенденции в эстетике и оформлении районных газет // Вестн. Моск. ун-та. Сер. Х. Журналистика. М., 1991, № 3, с. 40-47.

Тулупов В.В. Новые подходы к выпуску периодического издания // Вестн. ВГУ. Сер. Гуманитарные науки. Воронеж, 2003, № 1, с. 9-31.

Тулупов В.В. Опыт практического моделирования газеты // Акценты. Новое в журналистике и литературе. Воронеж, 1996, № 2-3, с. 28-36.

Тулупов В.В. Основы бильдредактирования // Вестн. Моск. ун-та. Сер. Х. Журналистика. М., 1993, № 5, с. 20-26.

Тулупов В.В. Оформление как часть процесса формообразования газеты // Акценты. Новое в массовой коммуникации. Воронеж, 1999, № 5-6, с. 10-18.

Тулупов В.В. Поэтика газетного дизайна. К постановке проблемы // Российская журналистика конца ХХ-го столетия: власть прессы или пресс власти? Воронеж, 1997, с. 81-82.

Тулупов В.В. Реклама в прессе // Вестник МГУ. Сер. Х1. Журналистика. М., 1993, № 3, с. 9-17.

Тулупов В.В. Роль фотографии в смысловом восприятии визуальной информации молодежной газеты // Фотография в прессе: вопросы истории, теории и практики. Свердловск-Тюмень, 1989, с. 47-64.

Тулупов В.В. Смена формата областной молодежной газеты и ее оформление // Молодежная печать: история, современность, взгляд в будущее. Киев, 1989, с. 156-159.

Тулупов В.В. Смысловое восприятие визуальной информации в газете // Акценты. Новое в массовой коммуникации. Воронеж, 2000, № 1-2, с. 18-23.

Тулупов В.В. Стабильность и динамика // Факс. Екатеринбург, 1997, № 3, с. 7-13.

Тулупов В.В. Стиль и приемы газетного оформления // Многонациональная советская журналистика: исторический опыт и проблемы перестройки. Алма-Ата, 1990, с. 178-180.

Тулупов В.В. Стоит ли оглядываться назад? // Журналист, М., 1987, № 8, с. 54-55.

Тулупов В.В. Форма и содержание: вечный бой?/ Немного теории к практике дизайна // Журналист, 2002, № 7, с. 90-92.

Тулупов В.В. Форма и содержание: вечный бой?/ Немного теории к практике дизайна // Журналист, 2002, № 8, с. 92-93.

Тулупов В.В. Фотография в системе средств оформления молодежной газеты // Фотография в прессе: проблемы истории, теории и фотожурналистского мастерства. Киев, 1989. Ч. 1, с. 75-77.

Фаворский В. О графике как об основе книжного искусства // Искусство книги. Вып. 2. М., 1961, с.51-78.

Фаворский В. О композиции // Творчество, 1967, № 1, с. 18-20.

Фастовец Е.В. Функции газетной графики // Вестник МГУ. Сер. Х1. Журналистика. М., 1973, № 3, с. 31-42.

Фастовец Е. По типовым макетам // Журналист, 1981, № 1, с.50-51.

Харджиев Н. А.М. Родченко // Искусство книги. Вып.2. М., 1961, с .189-192.

Харджиев Н. Эль Лисицкий – конструктор книги // Искусство книги. Вып.3. М., 1962, с. 145-161.

Хатт А. Искусство оформления газеты // Советская печать, 1957, № 5, с. 74-76.

Хатт А. Об искусство оформления газеты // Советская печать, 1965, № 4, с. 51-54.

Хомчук-Черная Т.Н. Виды взаимосвязи фотографии и текста в прессе // Российская журналистика: смена приоритетов. Воронеж, 1995, с. 36-37.

Храпченко М.Б. Природа эстетического знака // Вопросы философии, 1976, № 2, с. 148-158; № 3, с.96-105.

Цыпленков К. Эстетика полосы // Журналист, 1971, № 5, с.32-33.

Черняков Б.И. Язык изобразительной публицистики: вербально-визуальные тропы и стилистические фигуры // Изучение истории и практики печати России в условиях демократизации общества. Воронеж, 1992, с. 146-148.

Чихольд Я. Значение традиции в типографском искусстве // Искусство книги. Вып. 6. М., 1970, с. 120-128.

Чичикина Н.Д. Методы исследования газетной графики // Методы исследования журналистики. Ростов-на-Дону, 1974, с. 40-42.

Чудаков Г.М. Фотография в прессе: содержание, форма, жанровая структура // Советское фото. М., 1982, № 8, с. 14-15; № 10, с. 26-27, 44; № 12, с. 40-41; 1983, № 1, с. 22-23.

Шерковин Ю.А. К вопросу о природе и функциях массовой коммуникации в современных условиях // Материалы встречи социологов «Методические проблемы исследования массовой коммуникации». Тарту, 1967, с.8-40.

Шерковин Ю.А. Некоторые социально-психологические вопросы пропагандистского воздействия // Вопросы психологии, 1969, № 4, с. 131-139.

Шерковин Ю.А. Убеждение, внушение, пропаганда // Вестник МГУ. Сер. Х1. Журналистика, 1969, № 5, с.28-42.

Шерковин Ю.А. Проблема внушения и массовая коммуникация // Материалы 1У Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. М., 1972, с. 50-58.

Шерстенников Л. Реклама - двигатель... фотографии // Фотография. М., 1992, № 11-12, с. 24.

Шипунова С. Голосую за модель // Журналист, 1976, № 8, с. 33-34.

Юров Г. Все четыре полосы // Журналист, 1975, № 3, с. 24-27.

Юшкова О.А. Аналитическая линия в русском авангарде и дизайне // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика, 2004, № 4, с. 13-23.

 

Диссертации, авторефераты диссертаций.

 

Бакшин В.В. Тип газеты и ее оформление. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. М., 1976 – 15 с.

Акчурин Д.Г. Документализм и изобразительно-выразительные средства фотожурналистики. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. М., 1985. – 21 с.

Большиянова Л.М. Вербальное сопровождение фотоизображения в современной британской прессе: содержание и структура. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. филолог. наук. Л., 1986. – 15 с.

Вартанов А.С. Образные ресурсы фотопублицистики. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. доктора филолог. наук. М., 1989. – 42 с.

Васильев С.Л. Средства и способы ориентирования читателя в содержании периодических изданий. Дисс. на соиск. учен. степ. канд. филолог. наук. М., 1985. – 206 л.

Галитарова Н.М. Барьеры в системе массовой информации и пропаганды / Некоторые социальные и психологические проблемы восприятия сообщений печати, радио, телевидения. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. филолог. наук. М., 1971. – 15 с.

Галкин С.И. Проблемы планирования и НОТ в редакции газеты. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. филолог. наук. М., 1973. – 19 с.

Гальперин Л.З. Эволюция оформления советской газеты / На материале газеты «Известия» 1917-1967 г.г. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. филолог. наук. М., 1973. – 17 с.

Гордеев Ю.А. Фотореклама в прессе: профессиональные и творческие аспекты. автореф. дисс. на осик. учен. степ. канд. филол. наук. Воронеж, 1998. – 27 с.

Дудников В.М. Журналистская фотография как средство пропагандистского воздействия на массовую аудиторию: проблемы методики и методологии в буржуазной периодике. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. филолог. наук. М., 1987. – 21 с.

Клычникова З.И. Психологические особенности восприятия и понимания письменной речи (психология чтения). Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. д-ра психол. наук. М., 1975. – 49 с.

Лукшин И.П. Рекламная графика: социальный и эстетический анализ. Дисс. на соиск. учен. степ. канд. философ. наук. М., 1970. – 243 л.

Машуков Т.И. Молодежная газета как тип периодического издания. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук. М., 1974. – 16 с.

Никитин В.А. Фотоочерк в советской прессе: становление жанра, вопросы теории и журналистского мастерства. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. ист. Л, 1985. – 22 с.

Пирожков А.Н. Фотомонтаж в советской прессе: некоторые вопросы теории жанра и публицистического мастерства. Дисс. на соиск. учен. степ. канд. филолог. наук. Л., 1980. – 196 л.

Табашников И.Н. Композиция и графика областной газеты / Проблемы и опыт моделирования. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. М., 1975. – 18 с.

Тулупов В.В. Дизайн и реклама в системе типологических признаков российских газет / Филологический, философско-психологический и творческий аспекты. Автореф. дисс. на оиск. учен. степ. доктора филол. наук. Краснодар, 2000. – 47 с.

Тулупов В.В. Оформление молодежной газеты: теория и практика (на материале областных газет РСФСР). Дисс. на соиск. учен. степ. канд. филолог. наук. Воронеж, 1982. – 230 л.

Ульяновский А.В. Мифодизайн как метод социальной конвенции в маркетинговых коммуникациях. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. культурол. наук. М., 2000 – 18 с.

Фастовец Е.В. Газетная графика: структура, функции, и принципы моделирования. – Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. М., 1973. – 21 с.

Цыганов О.В. графика советской газеты. Основные тенденции верстки и оформления. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. М., 1972. – 18 с.

Чувашев Ю.И. Проблемы художественного конструирования и оформления советских журналов: методологический аспект. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. искусствоведения. М., 1975. – 18 с.

 

Книги на иностранных языках

Георгиев Д. Архитектура на вестника. 2-ро прераб. и доп. изд. София, 1971. – 494 с.

Георгиев Д. Режиссура на вестника. София, 1972. – 414 с.

Георгиев Д. Реклама във вестник и списание. София, 1976. – 247 с.

Click J.W., Baird R.N. Magazine Editing and Production: Wn. C. Brown Publishers. 1990 – 312p.

Copperud R., Nelson R. Editing the News. Dubuque, Iowa. 1983. – p. 282.

Garsia M. Contemporary newspaper design a structural approach. New Jersey. – 302 p.

Linhart L. Alexandr Rodcenko. Praha, 1964. – 38 c.

Ogilvi on Advertising David Ogilvi. 1985. New York. - 224 p.

Прокопенко I.B., Гутяньска О.В. Технiка газетноi справи. Киiв, 1989 – 160 с.

Radics V., Ritter A. Make-Up and Typography. Prague, 1984. – 175 p.

The best of newspaper design. Hong Kong, 1988. – 256 p.

The best of newspaper design. Hong Kong, 1991. – 223 p.

The best of newspaper design. Hong Kong, 1994. – 272 p.

Vall J., Berger T., Mayghan G. Getting the message. The Technology of Communication. Massachusetts. 1981. – 226 p

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Современное состояние дизайна газет и журналов

Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 451; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:

  1. N исследовать то психическое состояние, которое является оптимальным при выполнении человеком самых разных деятельностей.
  2. Вопрос 4. Психологическое состояние сотрудников, принимавших участие в действиях по освобождению заложников
  3. Восстанавливаемым называется объект, работоспособное способное состояние которого может быть восстановлено путем его ремонта.
  4. Два источника и 43 составные части дизайна
  5. Деформированное состояние
  6. Деформированное состояние точки. Тензор малых деформаций
  7. Допустимым считается такое состояние среды и человека, при котором воздействующие факторы
  8. Если не доказано иное состояние вклада, данные о вкладе, указанные в сберегательной книжке, являются основанием для расчетов по вкладу между банком и вкладчиком.
  9. ЗНАЧЕНИЕ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И РАЗМЕЩЕНИЕ СВИНОВОДСТВА
  10. Из истории дизайна
  11. Из истории дизайна
  12. Имущественное состояние организации на дату прекращения существования как юридического лица.




studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.80.137.187
Генерация страницы за: 0.077 сек.