КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Взаимодействие спроса и предложения: рыночное равновесие
Взаимодействие спроса и предложения, их координация осуществляется на основе ценового механизма конкуренции. Это приводит к образованию рыночного равновесия и равновесной цены. Концепция рыночного равновесия берет свои истоки из двух экономических течений: в трудовой теории стоимости (Маркс), исследовались прежде всего издержки производства (факторы предложения), и в теории предельной полезности (Госсен) рассматривались предпочтения потребителей (факторы спроса). Рассматривать взаимодействие спроса и предложения в его единстве предложил А. Маршалл, а его концепция рыночного равновесия получила название «компромисс А. Маршалла». Рыночное равновесие — это положение на рынке, при котором спрос на товар равен его предложению (рис. 3.3.1). Равновесная цена (Рε) — цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил. Рыночное равновесие изображается с помощью кривых спроса и предложения. Pε = PD = PS — равновесная цена; Qε = QD = Qs — равновесный объем производства. Цена равновесия обычно ниже максимально предлагаемой потребителями цены, на величину излишка (выигрыша) потребителя, который составляет выигрыш прежде всего состоятельных потребителей, которые могли бы приобрести товар выше равновесной цены РЕ вплоть до самой Рmах, но приобретают товар именно по рыночной цене (рис. 3.3.4). Графически излишек (выигрыш) потребителя, можно изобразить через площадь фигуры ограниченной кривой спроса, осью ординат и равновесной ценой Рε, т.е площадь РmахЕРε. Излишек (выигрыш) потребителя — это часть общественного излишка от существования рыночного механизма. В свою очередь, равновесная цена обычно выше минимальной цены, которую могли бы предложить наиболее эффективные фирмы. Следовательно, совокупные издержки (затраты) производителей равны площади фигуры OPmin EQε, а излишек (выигрыш) производителя составляет площадь PEεPmin. Это излишек наиболее эффективных фирм, которые могут предложить на рынок товар ниже равновесной цены Ре, но предлагают товар по более «высокой» — рыночной цене. Общественный выигрыш от существования рынка — Излишек потребителя + Излишек производителя.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 584; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |