Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущностные характеристики сознания. Сознание и самосознание. Понятие бессознательного




Сознание и физический субстрат (мозг)

Несмотря на то, что человек считает себя сознательным существом, природа самого сознания является для него одной из самых больших тайн. Некоторые философы вообще не согласны с тем, что сознание существует. Они прямо утверждают: такой вещи как сознание просто нет. Да, мы осознаем свои ощущения, чувства, переживания, но они суть ни что иное, как различные состояния нашего мозга и не существуют в отрыве от последнего. Полагать существование некой особой духовной реальности – то же самое, что полагать, будто существует щекотание без соответствующего раздражения кожных рецепторов, или глотание, без соответствующего сокращения мышц. Нельзя отрывать свойство (качество) от того, чему оно принадлежит; рассматривая его отдельно от своего субстрата (от лат. substratum – основа, фундамент), мы, тем самым, рассуждаем о том, чего нет, ведь все наши так называемые субъективные состояния – все лишь импульсы физического порядка, бегущие от одной нервной клетки к другой.

С этим можно согласиться, но только в одном: сознание – не вещь, оно не существует так же, как существует любая вещь в предметно-чувственном смысле. Предположим, мы держим в руках яблоко, оно гладкое и твердое на ощупь. Мы можем попробовать его на вкус, видим его цвет, чувствуем аромат, т. е. воспринимаем его так, как воспринимаем любой предмет, и осознаем это восприятие. А теперь просто представим яблоко, нарисуем его в своем воображении. Оно может быть точно таким, как и реальное яблоко, но вместе с тем, оно будет серьезно отличаться от него по целому ряду признаков. В первом случае наше сознание имеет дело с предметной реальностью, во втором случае – с самим собой. Мы создали идеальный образ яблока, он является исключительно данностью нашего сознания. Можно представить его кислым или сладким, зеленым или красным, даже квадратным при желании, реальное яблоко от этого нисколько не изменится, потому что речь идет не о нем, а о его образе, который является субъективным, опосредованным именно нашим сознанием. Подтвердить существование этого образа мы можем исключительно сами, а вот реальность (действительность) того или иного предмета могут подтвердить другие люди. Субъективность идеального выражается и в том, что люди по-разному (каждый в силу своих способностей) представляют одни и те же вещи. Не менее значимой чертой идеального образа является то, что наши органы чувств бессильны в его отношении: мы не может понюхать или попробовать его на вкус, иначе мы были бы уже сыты тем, что способны представить (помыслить). Другими словами, идеальный образ обладает столь же идеальными (не физическими) характеристиками. Он создается в нашем сознании (нашим сознанием), но не является частью нашего организма. Мы можем потрогать свою руку, но не можем потрогать яблоко в своем сознании, мы можем – в принципе – дотронуться до любой образующей наш организм ткани, но не можем дотронуться до своего сознания.

Сознание действительно не существует без мозга. Современная наука достаточно далеко продвинулась в изучении последнего, выяснив, что человеческий мозг представляет собой сложноорганизованную систему нервных клеток – нейронов, и определив механизм их взаимодействия. Но достаточно далеко только для того, чтобы указать на связь определенных психических состояний человека с функционированием тех или иных участков головного мозга. Сам феномен сознания, как и почему у нас возникают различные мысли-образы, – все это еще очень далеко от своего объяснения. Хотя сознание и зависит от физико-химических, биохимических, электрических и прочих процессов в мозговом веществе, оно к ним, конечно, не сводится. На это указывает хотя бы тот факт, что одно и то же воздействие на нервные окончания, раздражение одних и тех же участков мозговой ткани способно вызвать у разных людей различные образы и состояния. Между тем, мозг является одной из самых важных детерминант нашего сознания, к числу которых принадлежит и так называемая внешняя детерминанта – окружающий человека социоприродный мир.

Нужно сказать, что отрицание сознания связано с отрицанием его существования в реальном (предметно-чувственном) смысле. Те, кто отказываются говорить о данности сознания, просто ограничивают свое понимание реальности реальностью в объективном (вещественно-материальном) смысле, отказываются принимать во внимание ее идеальный способ существования (см. предыдущую тему). От данной позиции вольно или невольно отталкиваются все так называемые материалистические трактовки сознания, в частности элиминативный материализм, физикализм и прочие формы редукционизма. Представители элиминативного материализма считают, что в реальности существует только физическая материя, а все ее характеристики, связанные с областью духовного (идеального) должны быть удалены из наших рассуждений, потому что в мире им ничего не соответствует. Физикализм прямо говорит о том, что любое явление мы должны описывать языком физики, только так можно избавиться от ложных измышлений и фантазий.

Но существуют и обратные позиции: например, сторонники эмерджентной теории (от англ. emergent – внезапно возникающий) утверждают, что сознание, хотя и является свойством «высокоорганизованной материи» – мозга, не может быть сведено (редуцировано) к нему, так же как, скажем, свойства «молекулы воды несводимы к свойствам атома водорода и кислорода». Сознание – еще необъяснимый наукой скачок в эволюции органического вещества, и оно суть такой же реальный объект, как и любой предмет в мире, однако, объект с уникальными (специфическими) свойствами, которые могут и должны изучаться наукой.

 

К сущностным характеристикам сознания относятся:

1. Идеальность. О его специфике мы уже сказали выше. Идеальность сознания человека означает то, что оно не сводимо к материальным процессам, которыми сопровождается его деятельность (речь идет о физико- био-химических и прочих процессах в мозге) и не зависит от них (в сознании возможно то, что невозможно во внешнем мире), что оно не воспринимается органами чувств, наконец, что оно оперирует образами мира, лишенными их реальных социоприродных свойств.

Идеальное может рассматриваться в онтологическом, когнитивном (гносеологическом) и аксиологическом смыслах. В онтологическом смысле идеальное трактуется как особый вид реальности, имеющей сверхчувственный характер. В когнитивном смысле идеальное выступает как совокупность наших знаний (информации) о мире. Аксиологический смысл идеального указывает на его ценностную природу, когда мы, например, характеризуем явления с точки зрения справедливости, добра и зла, прекрасного и безобразного. Идеальность чего-либо, в этом плане, оказывается идеалом, с которым человек соизмеряет самого себя и все то, что он открывает (находит) в мире.

Однако было бы неправильным думать об идеальном как привилегированном вообще. Идеальное – один из видов реальности, существующий наряду с реальностью в предметно-чувственном (материально-вещественном) смысле. В онтологическом отношении они равны, только человек придает безусловную значимость первому или второму. В данной связи приведем рассуждения русского философа Л. Шестова (1866-1938): «Сейчас чувственные блага доступны всем. Самый грубый человек, даже дикарь видит небо и солн­це, слышит пенье соловья, наслаждается ароматом сирени и ландыша и т. д. Духовные же блага – удел избранных. Но если бы было обратное, если бы всем были доступны духовные блага, если бы всякий мог бы воспринимать и геометрию, и логику, и высокие идеалы нравственно­сти, но зрение, слух, обоняние дарованы были толь­ко очень немногим? Как было бы тогда с ранга­ми – по-прежнему ли духовные блага продолжались бы считаться высокими и прекрасными, а чувственные низки­ми и безобразными, или arbiter elegantium[9] (вы, конечно, знаете, кто он и где его искать) принужден был бы произ­вести переоценку?»[10].

2. Интенциональность (от лат. intentio — стремление). Когда мы говорим, что сознание интенционально, мы имеем в виду, что оно всегда направлено на какой-то предмет, является «сознанием о...». Речь идет, иначе говоря, о предметности (содержательности) сознания. С этим его свойством связано как раз то, что человек не может помыслить ничто (небытие). Помимо собственно предмета (того, на что сознание направлено в данный момент), содержательность сознания подразумевает его различные модусы (как мы воспринимаем предмет: фантазируем, вспоминаем, оцениваем, просто созерцаем и т.д.). Интенциональность тесно связана с конституированием (полаганием) смысла предмета. Сознавать, другими словами, – это понимать то, к чему в данный момент устремлено наше сознание, придавать предмету определенное значение. В качестве предмета сознания могут выступать и его собственные состояния. В данном случае говорят о рефлексивности сознания.

3. Рефлексивность предполагает, что сознание не только отражает и осмысляет то, что окружает человека, но и способно направляться на самое себя. Рефлексируя (размышляя) над миром, мы в то же время рефлексируем и над тем, как мы его видим, а также над тем, что беспокоит и тревожит наш ум, что заставляет нас радоваться или печалится. Размышляя над собой, над своими ментальными и психическими состояниями, мы, тем самым, разбираемся в себе, постигаем (сознаем) сами себя. Самосознание включает в себя не только самопознание, но и самооценку, правильность (адекватность) которой, в свою очередь, помогает человеку в его деятельности, в общении с другими людьми, придает ему уверенность во всех его начинаниях. Самосознание – своего рода центр личности человека, обозначаемый словом «Я» (или «Мы», когда говорят о самосознании того или иного общества). Вместе с тем «Я» не выступает какой-то внешней инстанцией по отношению к сознанию и не является неким онтологически самостоятельным деятелем внутри нас. «Я» суть форма самого сознания, или можно сказать иначе – сознание сознает самое себя в форме «Я», характер которого определяется разнообразными и текучими содержаниями сознания. Другими словами, имеет смысл говорить о тройственной структуре сознания: каждый интенциональный акт предполагает предметную данность (то, к чему устремлено сознание в данный момент), способ рассмотрения этой предметности (модусы мышления – «как» сознания) и собственно источник устремленности, точку ее отсчета («откуда» акта). Надо понимать, что данное деление очень условно, поскольку сознание представляет собой целостное образование, но оно помогает лучше разобраться в том, как функционирует мышление. Поскольку предметная данность является принадлежностью сознания (его неотъемлемой частью), постольку изменение свойств этой предметности (когда мы, например, рассматриваем предмет с другой стороны, придаем ему новый смысл и т. д.) является изменением самого сознания. Когда сознание делает предметом рассмотрения самое себя, анализирует собственные состояния, изменяется, соответственно, «Я» человека.

Важнейшей функцией самосознания выступает функция самоконтроля. Познавая себя, мы учимся контролировать свою внутреннюю жизнь, свои желания, поступки и устремления. Способность к самосознанию – специфическая черта человека. Именно она позволила ему подняться над природным миром, возвыситься до творца собственной – социокультурной реальности.

Рефлексивность сознания, помимо сказанного, обнаруживается в способности человека к абстрактно-логическому мышлению, т. е. в умении оперировать не только образами, но и понятиями. Оборотной стороной рефлексивности выступает критичность сознания. Последняя выражается не только в умении человека непредвзято оценивать собственные мысли, возможности и планы, но и в сознании необходимости развития своих знаний и самосовершенствования, в способности не останавливаться на достигнутых результатах, а всегда стремиться к новому, большему, лучшему.

4. Творческая активность сознания проявляется в том, что оно не просто пассивно воспринимает информацию о мире и самом себе, а избирательно и целенаправленно «работает» с этой информацией, выстраивает на ее основе всевозможные модели, производит идеи, которые выступают основой деятельности человека. Активность сознания выражается также в его непрерывном функционировании. Будучи в бодрствующем состоянии, человек просто не может остановить его работу. Хотим мы того или нет, но мы всегда о чем-то думаем. В некоторых восточных учениях (буддистских практиках) умение остановить поток сознания (достигнуть пустоты в сознании) квалифицируется как одна из высших ступеней духовного развития, что связано с определенной (специфичной для буддизма) трактовкой природы сознания и человека.

К числу важнейших характеристик сознания можно также отнести его темпоральность, дискретность, дискурсивность и диалогичность. Темпоральность сознания выражается, во-первых, во вр е менном характере его отдельных состояний, которые оно, однако, не забывает, а связывает воедино так, что наше восприятие мира и собственных внутренних состояний оказывается цельным. Другими словами, темпоральность (временность) сознания – и это во-вторых – предполагает конституирование времени. Благодаря своей способности схватывать и синтезировать различные временные фазы, сознание проявляется как осознание времени и сознание во времени, что обусловливает, в свою очередь, временной характер восприятия всех событий, процессов и явлений в мире. Дискретность сознания выражается во множественности его состояний. Дискурсивность означает, что наши мыслительные процессы опосредованы знаками, т. е. мысль может двигаться, развиваться только через что-то, через каких-то посредников, в роли которых выступают, прежде всего, понятия (слова). Когда говорят о диалогичности сознания, говорят прежде всего о том, что оно есть именно «со-знание», т. е. совместное знание, определяемое со­вместным (общественным) бытием людей и определяющее, в свою очередь, это бытие. Сознание как совместное знание обусловлено способностью человека к членораздельному языку. Языковая (и шире, знаковая) природа сознания позволяет человеку доносить свои мысли и чувства до других, выражать вовне собственные внутренние состояния, передавать свои достижения последующим поколениям, формируя то, что называют культурным достоянием человечества. Диалогичность сознания подразумевает не просто обмен информацией-знанием, а совместную деятельность по его достижению и развитию. Диалог – это постоянный разговор, который человек ведет с другими людьми и с самим собой, он нацелен на понимание, требует критичности и невозможен без терпения (толерантности).

Знаниевая компонента не исчерпывает всего содержания сознания, помимо нее можно указать на чувственно-эмоциональную, волевую и оценочную компоненты. Однако и это не полный список. Сознательная жизнь каждого из нас слишком богата и многопланова, чтобы можно было свести ее к какому-то ограниченному набору составляющих частей.

Сознанием, в свою очередь, не исчерпывается психика человека, не менее значимой ее частью является бессознательное.

Бессознательное – это совокупность психических явлений и состояний, которые оказывают влияние на человека (его мысли, чувства, поведение), но не осознаются им. К сфере бессознательного относятся инстинкты и автоматизмы, т. е. те действия, которые из-за своего многократного повторения уже не требуют внимания сознания и, соответственно, выходят из-под его контроля, подавляемые (вытесняемые) желания человека, и то, что, будучи однажды пережитым или промысленным, забывается им. Бессознательными являются ощущения (впечатления), которые слишком мимолетны, неопределенны, чтобы сознание могло уловить их, а также то, что в данный момент находится на его периферии, что образует так называемый фон сознания (есть предмет, на который направлено сознание, и есть его окружение, от которого сознание абстрагируется, чтобы выделить этот предмет). Последнее иногда называют предсознанием. На его примере хорошо видна зыбкость, размытость границы между сознанием и бессознательным. То, что выступает как бессознательное, в любое момент может стать предметом сознания, и наоборот. Однако существуют и явления, которые никогда не попадают в сферу действия сознания, но могут проявляться косвенным образом – в оговорках, сновидениях, гипнотических состояниях и т. д.

Первые исследования в области бессознательного принадлежат австрийскому психиатру З. Фрейду (1856-1939). Он указал и на главную его функцию – охранительную. Бессознательное защищает нашу психику от перегрузок, а также является одним из источников творческих «озарений» человека.

 

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что можно сказать о природе сознания и его функциях?

2. Как связаны между собой сознание и мозг? В чем заключается проблема соотношения сознания и мозга? Какие позиции существуют по этому вопросу?

3. Каковы специфические признаки сознания?

4. В чем выражается идеальность сознания?

5. Что такое интенциональность?

6. Каково значение (функции) самосознания? Что оно включает в себя?

7. Что собой представляет и как проявляется бессознательное человека? Каковы функции бессознательного? Существует ли связь между бессознательным и творческим самовыражением человека?

8. В чем, по Вашему мнению, проявляется творческая активность сознания?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.