Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 20. Местное самоуправление в системе самоуправления государством и обществом РФ




Местное (муниципальное) самоуправление – одна из демократических основ системы управления обществом и государством, важнейший структурный элемент устройства власти в Российской Федерации. Понятие местного самоуправления является многоаспектным. Местное самоуправление – это форма власти, предполагающая самостоятельное решение населением (под свою ответственность) вопросов локального значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

Под местным самоуправлением понимается: основа конституционного строя Российской Федерации; право граждан на осуществление местного самоуправления; деятельность населения по решению вопросов местного значения; форма народовластия.

Рассмотрим эти аспекты местного самоуправления.

Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя, так как закрепляется в ст. 3,8,9,12,15 и главе 1 Конституции РФ, которая регулирует вопросы, относящиеся к основам конституционного строя. Вот эти конституционные положения:

- народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 2, ст. 3);

- в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом государственная, муниципальная, частная и иные формы собственности (ч. 2, ст. 8);

- земля и другие природные ресурсы могут находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности (ч. 2, ст. 9);

- в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Оно в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12);

- органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2, ст. 15).

В ч. 2 ст. 130 Конституции РФ указано право граждан на осуществление местного самоуправления, которое конкретизируется в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В ст. 3 этого Закона определены пределы его осуществления (сельские, городские и другие муниципальные образования), формы реализации этого права (через выборные и другие органы местного самоуправления, прямое волеизъявление).

Названный Закон закрепил равные права граждан РФ на осуществление местного самоуправления независимо от национальности, пола, расы, происхождения, языка, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, имущественного и должностного положения, отношения к религии. Граждане Российской Федерации могут избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, иметь равный доступ к муниципальной службе, а также обращаться в органы и к должностным лицам местного самоуправления.

В региональном законодательстве право граждан на осуществление местного самоуправления конкретизируется.

В ч. 1 ст. 130 Конституции РФ зафиксировано понимание принципов деятельности населения по решению вопросов местного значения, гласящей, что местное самоуправление в России обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

Самостоятельный характер местной власти выражается в наличии собственных предметов ведения местного самоуправления и полномочий, которыми обладают органы местной власти. Назовите их.

Самостоятельность муниципальной власти выражается в обособленности местного самоуправления от государства и его структур. Это закреплено в ст. 12 Конституции РФ: «Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти». В ст. 131 Конституции России сказано, что структура этих органов определяется населением самостоятельно. Эта структура свое правовое закрепление получает в уставе муниципального образования.

Самостоятельность местной власти проявляется также в обязанности исполнения расположенными на территории муниципального образования учреждениями, организациями, предприятиями, гражданами и органами местного самоуправления всех решений, которые были приняты путем прямого волеизъявления населения и решений органов и должностных лиц местного самоуправления, принятых в пределах и их полномочий.

Местное самоуправление – это одна из форм народовластия. В ст. 3 Конституции РФ говорится, что единственным источником власти является народ. Он осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

В первой половине XIX века появляются теории о местном самоуправлении. Весомый вклад в развитие их внесли Л. Штейн, Р. Гнейст, И.Д. Беляев, А.В. Васильчиков, А.Д. Градовский, Н.И. Лазаревский, Токвиль, В.П. Безобразов, Б.Н. Чичерин, К.М. Коркунов и др.

В начале XIX века немецким ученым была разработана теория «свободной общины». Цель данной теории состояла в обосновании необходимости ограничения вмешательства государства в дела общин. Община исторически была предшественницей государства. Сторонники теории «свободной общины» стояли на позиции независимости общины от государства. Эта теория опиралась на идеи естественного права.

Сущность «хозяйственной и общественной теории самоуправления» состоит в том, что самоуправление есть заведование делами местного хозяйства. Ее сторонники утверждали, что собственные дела общины – это дело общинного хозяйства, и что таким образом самоуправление есть управление делами местного хозяйства. Здесь на первый план выдвигались дела хозяйственного характера. В целом названная нами теория основывалась на противопоставлении государства обществу.

Л. Штейн и Р. Гнейст разработали «государственную» теорию самоуправления. По их мнению, органы местного самоуправления являются, по существу, органами государственного самоуправления, что их компетенция целиком и полностью создается и реализуется государством. Они доказывали, что предметы ведения, составляющие компетенцию местного самоуправления, входят в задачи государственного управления.

Каждое общество и каждое государство разрабатывает и применяет, как правило, концепцию местного самоуправления, которая соответствовала бы исторически сложившимся традициям. Много лет местное самоуправление функционирует на основе англосаксонской, и европейской континентальной концепций.

Англосаксонская концепция построена на общественной теории местного самоуправления, объединившей теорию свободной общины, хозяйственную теорию, а также юридическую теорию. По этой концепции (модели) местное самоуправление – это местная публичная власть, реализуемая в рамках закона на территории соответствующего муниципального образования путем управления, которое осуществляется жителями муниципального образования непосредственно, а также формируемыми ими органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления без вмешательства центральных органов власти на основе реальной материально-финансовой базы в целях решения задач местного значения.

Европейская континентальная модель построена на основе государственной теории самоуправления. Суть этой теории состоит в том, что органы местного самоуправления являются органами государственного управления, что их компетенция является не какой-либо особенной, естественной, самобытной, а целиком и полностью создается и реализуется государством.

По своей правовой природе местное самоуправление является одним из видов власти, которая отличается от государственной власти такими признаками:

«– территориальной ограниченностью;

- более широким спектром форм непосредственного участия населения в управлении своими территориями (прямое волеизъявление в виде сходов, собраний, конференций, местных референдумов, института отзыва выборных должностных лиц и т.д.;

- многообразием организационных форм осуществления местного самоуправления;

- децентрализованной формой управления, предполагающей известную самостоятельность, автономность местных органов по отношению друг к другу»[37].

К принципам местного самоуправления относятся:

- самостоятельность населения муниципального образования в решении вопросов местного значения;

- наделение территорией;

- демократизм;

- гласность;

- предоставление гарантий;

- финансовая независимость;

- равенство прав граждан;

- муниципальное сотрудничество.

Исходя из задач строятся функции местного самоуправления, под которыми понимаются основные направления муниципальной деятельности:

- обеспечение участия населения в решении местных дел;

- защита интересов и прав местного самоуправления;

- обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и иных услугах;

- управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов;

- охрана общественного порядка, обеспечение режима законности на данной территории;

- обеспечение развития соответствующей территории (программы развития и др.).

Для осуществления своих функций местное самоуправление должно иметь необходимые материально-финансовые средства.

«Соответствие российской модели местного самоуправле­ния принципам Хартии выражается, в частности:

• выборностью органов местного самоуправления, вклю­чая сочетание форм прямой и представительной демократии (законодательные собрания, советы, сходы, референдумы);

• самостоятельностью принятия решений органами мест­ного самоуправления, свободным выбором средств и способов осуществления собственной инициативы в пределах установ­ленной законом компетенции;

• наделением полными и исключительными полномочия­ми представительных органов местного самоуправления, га­рантией невмешательства в их деятельность вне рамок закона;

• расширением компетенции местного самоуправления (де­легированием дополнительных государственных полномочий), включая передачу ресурсов для их выполнения;

• согласованием государством с органами местного само­управления решений, связанных с регулированием некоторых отношений в сфере местного самоуправления.

Специфика реализации местного самоуправления в Рос­сии заключается в том, что Конституция Российской Федера­ции рассматривает местное самоуправление как одну из основ государственного строя, неотъемлемое условие осуществле­ния народом принадлежащей ему власти, а также как субъек­тивное право граждан на участие в управлении местными делами»[38].

Государственная политика России в области развития местного самоуправления основывается на Европейской Хартии местного самоуправления, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах РФ, Конституции Российской Федерации и находит свое выражение в федеральных законах, законах субъектов Федерации и иных нормативно-правовых актах в области местного самоуправления. Целью этой политики в данной сфере является дальнейшее совершенствование и повышение эффективности деятельности местного самоуправления как необходимого условия для становления экономически и социально развитого демократического государства.

Назовем и раскроем основные направления государственной политики Российской Федерации в сфере местного самоуправления:

- обеспечение реализации конституционных прав граждан на осуществление местного самоуправления;

- создание условий для реализации конституционных полномочий органов местного самоуправления;

- государственные гарантии местного самоуправления.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1115; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.