Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Порядковый (ординалистский) анализ полезности и спроса




 

Порядковый (ординалистский) анализ исходит из положения о том, что потребителю не требуется знать абсолютные значения полезности. Достаточно выявить его относительные предпочтения одного блага по отношению к другому благу. Не следует количественно измерять полезности товаров, но стоит их сопоставлять с точки зрения субъективных оценок. При этом есть некие очевидные истины аксиомы, которых следует придерживаться в анализе.

Аксиома №1: аксиома полной совершенной упорядоченности. Потребитель способен упорядочить все возможные наборы благ с помощью отношений предпочтения (ﺣ) или отношений безразличия (~). Например, набор благ АﺣВ, но набор благ В безразличен по отношению к набору благ С (В ~ С).

Аксиома №2: аксиома транзитивности. Если набор благ А предпочтительнее В, а набор благ В предпочтительнее набора С, то в таком случае для данного потребителя набор благ А предпочтительнее набора С. Аксиома гарантирует согласованность предпочтений.

Аксиома №3: аксиома не насыщения. Если набор благ А содержит не меньшее количество каждого товара, а одного из них больше, чем товар В, то набор А для потребителя всегда будет предпочтительнее В.

Аксиома №4: аксиома независимости потребителя. Удовлетворение потребителя зависит только от количества потребляемых им благ и не зависит от количества благ, потребляемых другими потребителями.

Для дальнейшего анализа выбора вариантов наборов благ необходим некий сравнительный инструмент. Таким инструментом выступают кривые безразличия.

Кривая безразличия – это комбинация двух наборов благ, имеющих одинаковую полезность. Кривая безразличия – это линия, каждая точка которой представляет такой набор двух благ, по которому потребителю безразлично, какой из них выбрать.

Множество кривых безразличия называется картой безразличия. Если два набора благ обозначить как Х и Y, то график кривых безразличия будет выглядеть следующим образом:

 

Рис. ХХХ. Кривые безразличия

На представленном графике наборы благ Х1Y1 и Х2 Y2 хотя и представляют собой разные количества товаров Х и Y, но для потребителя обладают одной полезностью U1. Другая кривая безразличия, которая расположена выше и правее исходной, будет содержать количественно хоть одного из товаров больше, а значит согласно аксиоме не насыщения, полезность здесь будет выше и этот набор благ окажется предпочтительнее для потребителя (U2 > U1). Кривые безразличия обладают рядом свойств:

1) через любую точку товарного пространства может быть проведена соответствующая кривая безразличия;

2) кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой представляет собой более предпочтительный набор благ для потребителя;

3) кривые безразличия с разным уровнем полезности никогда не пересекаются;

4) кривая безразличия не может иметь участки возрастания, так как функция полезности постоянна вдоль кривой безразличия;

5) кривые безразличия в большинстве случаев имеют отрицательный наклон, так как уменьшение количества одного товара должно быть заменено увеличением количества другого товара для сохранения желаемой общей полезности.

На самом деле форма кривых безразличия зависит от предпочтений потребителя и может иметь разнообразный вид. Рассмотрим некоторые виды часто встречаемых ситуаций и их кривых безразличия.

1. Набор товаров, являющихся совершенными заменителями (например, яблоки двух сортов, если потребитель их любит одинаково), то есть рассматриваются как один товар.

2. Набор товаров, являющихся жестко взаимодополняемыми, когда увеличение количества одного товара без увеличения другого не изменяет полезности этой комбинации для потребителя.

3. Наличие в наборе нежелательного товара, который потребитель не любит, но без которого обойтись не может (скажем, горькое лекарство, запиваемое сладким сиропом).

На данном рисунке Q1 – количество сладкого сиропа, а Q2 – количество лекарства.

4. Наличие в наборе нейтрального товара, продаваемого в нагрузку к желаемому.

Здесь Q1 – количество желательного товара, а Q2 – количество товара, проданного в нагрузку.

5. Явление насыщения потребителя, когда уже имеется идеальная потребительская корзина, максимально удовлетворяющая его потребности.

Чем ближе потребитель к центральной точке, тем больше его удовлетворение, тем выше полезность потребительской корзины.

Рассмотренные случае представляют собой интерес для анализа определенных видов поведения потребителя, но в дальнейшем ограничимся исследованием кривых безразличия нормального вида, когда два блага для него являются одновременно взаимозаменяемыми и взаимодополняемыми. В этом случае чаще встает вопрос: от какого количества одного товара потребитель готов отказаться, чтобы приобрести дополнительную единицу другого товара? Эту величину принято называть предельной нормой субституции (замены)- МRS. Понятие предельной полезности теперь заменяется понятием предельной нормы замещения. Предельная норма замещения равна производной данной функции по количеству товара 1 или МRS= - f (q1).

МRS = - ∆Q2 /∆ Q1 (U= const)

По мере движения по кривой безразличия из точки А в точку В предельная норма замещения убывает, то есть осуществляется принцип снижающейся предельной нормы субституции. Это означает, что чем меньше остается товара Q2, тем неохотнее потребитель заменяет его на товар Q1.

Геометрически предельная норма замещения представляет собой тангенс угла наклона касательной к кривой с осью абсцисс. При движении вдоль кривой норма замещения убывает, следовательно, убывает угол А, а это означает, что кривая безразличия выпукла в сторону начала координат.

Эластичность замещения показывает: на сколько процентов должно увеличиться количество блага Y, чтобы субъект не почувствовал потерю одного процента блага Х. Коэффициент эластичности замещения:

е ух = (dy/dx) · х/у

Однако не всегда желания потребителя в его выборе выполнимы, так как существуют ограничения в поведении потребителя. Важнейшим ограничителем в его выборе является доход, то есть та сумма денег, которую он в состоянии потратить.

Бюджетные ограничения.

Каждый потребитель вынужден ограничивать свои потребности и делать выбор, учитывая не только свои вкусы и желания, но и доходы и цены на интересующие его товары. Если мы обозначим доход буквой I (от англ. income – доход), а цены на разные товары как Рх и Ру, то, приравняв совокупные затраты потребителя на покупку товаров к его доходу, получим формулу, описывающую бюджетную прямую: I = Рх Qх + РуQу.

Каждая точка бюджетной прямой показывает, какое количество единиц блага Y и Х может приобрести субъект, располагая фиксированным доходом и тратя его полностью на покупку этих двух благ при условии, что цены не меняются. Если возрастает доход потребителя при неизменных ценах, то происходит параллельный сдвиг бюджетной линии. Снижение дохода потребителя при прочих равных условиях приведет к параллельному смещению бюджетной линии вниз. Если доход и цены одновременно пропорционально возрастут (снизятся), то положение бюджетной линии не изменится. Изменение относительных цен товаров приводит к изменению наклона бюджетной линии.

Бюджетная линия может иметь и ломаный характер. Анализируя бюджетную совокупность потребительских корзин, субъект стремиться выбрать ту из них, которая в максимальной степени удовлетворяет его потребности. Потребительский набор, лежащий в области бюджетной совокупности доступен индивиду, он может его приобрести. Тот набор благ, который не только может, но и хочет приобрести потребитель, максимизируя полезность, называется оптимальным набором благ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 491; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.