Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Степень токсичности составляющих ОГ

Наименование вредного вещества Показатель относительной агрессивности
Окись углерода CO  
Оксиды азота в пересчете на NO2 41,1
Пары предельных СnНm  
Бенз[ а ]пирен 5×105 (500.000)
Соединения свинца 3×103 (3.000)
Сажа  

Итак, те меры, которые снижают содержание в ОГ сравнительно малоопасных СО и СН, повышают выброс NOх. Чтобы снизить их образование, применяют рециркуляцию – возвращают часть ОГ из выпускного коллектора во впускной. ОГ подогревают топливовоздушную смесь и улучшают парообразование, но оказываются значительно холоднее рабочих газов после вспышки, отбирают часть тепла и срезают пик температуры и давления. Это резко снижает содержание NOх – на 35-40%, но несколько уменьшает мощность двигателя. Исследователи ХНАДУ отметили, однако, любопытное явление. Когда рециркулируемые ОГ начали подавать через гомогенизатор (чтобы он работал не только на холостом ходу, но и на всех режимах), мощность не только не снизилась, но даже повысилась на 0,5%!

В таблице упомянуты высокотоксичные соединения свинца. Они не являются результатом неполного сгорания. Тетраэтилсвинец добавляют в бензин для повышения противодетонационной стойкости. Раньше этилирование широко применяли во всем мире. Это крайне опасно. Когда в США использовали этилированный бензин, там провели обследование почвы, растительности и животных в полосе 50 м от шоссе. Оказалось, в дождевых червях столько свинца, что птица, склевавшая такого червяка, быстро умирает. Сейчас этилированный бензин запрещен в Украине, но залить его на АЗС могут без вашего ведома. Отличить без прибора нельзя.

Для уменьшения токсичности ОГ используют каталитические нейтрализаторы. Сейчас распространены нейтрализаторы трехкомпонентные окислительно-восстановительные. В восстановительном контуре в присутствии родия идет разложение оксидов азота на N2 и O2, в окислительном – дожигание несгоревших СН и СО (до СO2) с использованием выделенного ранее кислорода. В близком будущем ожидать широкого их использования в Украине не приходится: они очень дороги (»1000 $), так как используют в качестве катализаторов платину, палладий, родий (цены в августе 2011/2010), $ за тройскую унцию, т.е. 31,1 г: золото – 1852/238, платина – 1870/1537, палладий – 747/507, родий – 1775/2200; серебро – 43 (19)$. Содержание в руде – 10...20 г/т. Проблеме платины для нейтрализаторов посвящен отличный роман-боевик Фредерика Форсайта «Псы войны»). Кроме того, нейтрализатор – устройство пассивное, он не уменьшает образование вредных веществ, а только их ликвидирует – и при том несколько снижает мощность двигателя. Привлекательнее устройства, активно управляющие расходом топлива и образованием токсичных веществ. Некоторые уже широко используются на серийных автомобилях (системы рециркуляции ОГ; экономайзеры принудительного холостого хода с электромагнитным клапаном для перекрытия подачи топлива; системы впрыска топлива с электронным управлением; закрытые системы вентиляции картера с отводом газов из картера во впускной тракт). На машинах старых моделей выгодно применять ультразвуковой гомогенизатор в сочетании с рециркуляцией ОГ: образование СО и СН сводится к нулю, содержание оксидов азота снижается на 25-40% (при стоимости комплекта 10-15 $). Одновременно экономится 5-8% топлива.

Выбор режимов движения. При движении автомобиля часто меняются скоростные и нагрузочные режимы работы двигателя. Удельная токсичность ОГ с увеличением нагрузки на двигатель снижается, достигая минимума при 80%-ной нагрузке для бензиновых двигателей, 60-70%-ной – для дизелей (это области оптимальных значений a). Наиболее благоприятно движение с постоянной скоростью. Но в большом городе у легкового автомобиля двигатель работает на холостом ходу 20-22% времени, с ускорением – 20-25%, с замедлением – 22-25%, а на постоянной скорости – лишь 27-37%. При торможении двигателем (без отключения подачи топлива), а это бывает 16-18% времени, смесь резко обогащается, растет содержание СО и СН. Вреднее всего работа на максимальной скорости с полной нагрузкой – при этом в атмосферу попадает в 8-10 раз больше продуктов сгорания, т. е. резко возрастает абсолютное количество вредных выбросов.

Значит, стабильные режимы движения способствуют экономии топлива и уменьшению выбросов. Здесь огромную роль могут сыграть мероприятия по организации дорожного движения ("зеленая волна", развязки в разных уровнях, подземные пешеходные переходы, улицы с односторонним движением и окружные дороги). Нужно лучше обучать водителей, прививать им навыки плавной езды, без резких разгонов и торможений, делая упор при объяснениях на экономии горючего, которое они покупают за свои деньги.

Итак, главный вывод: для уменьшения общей загазованности и выброса ВВ необходимо снижать расход топлива. Поддерживать исправное техническое состояние подвижного состава и, в первую очередь, двигателей.

Расчет выброса ВВ (в г/км) по методике Говорущенко Н.Я.:

где MBB – молекулярная масса вредного вещества; для СО M BB = 12+16=28, NO – 30, NO2 – 46, сажа C – 14, углеводороды для бензиновых двигателей (расчет по гексану C6H14) – 86, для дизельных двигателей (расчет по нонану C9H20) – 128; X BB – содержание вредного вещества, объемных %; r Т – плотность топлива, кг/л; Q – расход топлива, л/100 км; a – коэффициент избытка воздуха.

Содержание вредного вещества X BB можно оценить в зависимости от процента использования мощности N 1 по общей формуле

A 2, B 2 и C 2 для основных ВВ – см. таблицу 10.

Значения коэффициента избытка воздуха a также можно оценить в зависимости от N 1 по следующим формулам:

– для карбюраторного двигателя

– для дизельного двигателя


Таблица 10

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 238; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.