КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные характеристики бихевиоризма
Направления психологии: предмет и методы исследования
Бихевиоризм возник в начале ХХ в. как объективная психология, противопоставляемая структурализму и функционализму (интроспективной психологии). Основателем этого направления стал Джон Уотсон. В основе своей теории он использовал учение И.П. Павлова об условных рефлексах. Основные положения бихевиоризма следующие. 1. Предметом изучения не может стать переживание (т.к. объективно его нельзя изучить), а должно стать поведение. 2. Внешняя и внутренняя активность характеризуется понятием «реакция» – это те изменения организма, которые могут быть зафиксированы объективными методами (движения, какая-либо деятельность). 3. Все поведение человека может быть описано в схематизированном виде с использованием терминов «стимул» (S) и «реакция» (R). Схема S®R означает, что характер реакций определяется стимулом. 4. Обучение происходит следующим образом: мышечная реакция в результате повторений связывается с определенным стимулом, который в дальнейшем начинает ее вызывать. Законы научения универсальны, поэтому эта схема распространима и на человека, и на животных.
5. Психическое развитие сводится к учению, т.е. к любому приобретению знаний, умений, навыков – не только специально формируемых, но и возникающих стихийно. Исходя из такого взгляда на психику, бихевиористы делали вывод, что ее развитие зависит в основном от социального окружения ребенка, от условий жизни, т. е. от стимулов, поставляемых средой. Основные достоинства бихевиоризма заключаются в том, что: стал использоваться объективный метод, основывающийся на регистрации и анализе внешне наблюдаемых фактов, явлений, событий; расширен класс исследуемых объектов, интенсивно изучалось поведение младенцев, детей, животных и т.д.; значительно продвинулись исследования в области изучения человеческой деятельности, по проблемам научения, образования, формирования навыков. Однако недостатком бихевиоризма можно считать недоучет сложности психической деятельности, игнорирование процессов сознания, а также излишнее сближение психики животных и человека [4].
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2581; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |