КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Характеристика психологии труда как наукиПсихологические признаки труда ПСИХОЛОГИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С точки зрения психологии, труд – это целесообразная деятельность по преобразованию окружающего мира для удовлетворения потребностей человека, характеризующаяся следующими четырьмя признаками. 1. Сознательное предвосхищение социально ценного результата. Компоненты признака: 1)более или менее ясное знание о продукте деятельности; 2)более или менее четкое осознание его социальной ценности; 30более или менее выраженный аффективный тон соответствующих знаний, представлений, образов. 2. Осознание обязательности достижения социально фиксированной цели. Компоненты: 1)когнитивный – осознание субъектом большей или меньшей ответственности перед людьми; 2)аффективно-волевой – эмоциональные реакции, состояния, отношения, связанные с совпадением или рассогласованием хода, направления деятельности с ее идеальным планом. 3. Сознательный выбор, применение, совершенствование или создание орудий, средств деятельности. Компоненты: 1)когнитивный (знание средств труда, их тонкостей); 2)операторный (владение средствами труда); 3)аффективный (соответствующие эмоциональные переживания). 4. Осознание межлюдских производственных зависимостей, отношений («живых» и овеществленных). Данный психологический признак труда имеет когнитивные и аффективные компоненты. Активность человека может быть отнесена к понятию труда только в том случае, если ей может быть хоть в какой-то степени приписан каждый из четырех признаков. Основной отраслью психологии, изучающей труд человека, является психология труда. Объектом психологии труда является человек как участник процесса создания потребительных ценностей (вещественных, духовных, эстетических, информационных и т.п.), т.е. субъект труда. Предмет психологии труда – психологические закономерности, психические процессы и свойства личности в их взаимосвязи с предметом и орудиями труда, с физической и социальной средой. Основными практическими задачами психологии труда являются гуманизация труда и повышение его производительности. Под гуманизацией труда понимается: -создание условий для разностороннего, гармоничного развития субъекта труда, его способностей; -повышение содержательности труда; -предупреждение производственного травматизма и профессиональной деформации личности; -профилактика переутомления, профессиональных заболеваний. Основные эмпирические методы, используемые для психологического изучения труда – это общепсихологические методы (лекция 3). Однако, по мнению Е.А. Климова, метод наблюдения в психологии труда является базовым по отношению к остальным. Кроме изложенных выше (лекция 3), в психологии труда также используются: -метод беседы (предметом исследования являются высказывания опрашиваемого – анализируются содержание, выразительные средства речи, ее динамические характеристики); -метод анамнеза – сбор данных об истории развития конкретного человека как субъекта труда; -метод экспертных оценок; -трудовой метод – модификация метода самонаблюдения, предполагает работу психолога-исследователя по какой-либо профессии (отличной от его) с целью лучшего ее познания. Психологическое профессиоведение, классификация профессий Профессия – род трудовой деятельности, являющийся обычно источником существования и требующий наличия определенных знаний, умений и навыков, которые обеспечиваются обучением в соответствующих по профилю учебных заведениях. Специальность – конкретный, исторически сложившийся вид трудовой деятельности, систематически выполняемый специалистом в русле определенной профессии и дающий ему средства для существования. Имеющиеся у него для этого знания, навыки и умения, совершенствующиеся в процессе работы по специальности, могут быть недостаточными для другой специальности. По сравнению с профессией, специальность более узкое понятие, например: профессия врач, специальность – хирург; профессия – инженер, специальность – программист. Профессионально важные качества (ПВК) – любые качества субъекта труда, включенные в процесс трудовой деятельности и обеспечивающие эффективность ее выполнения по параметрам производительности, качества и надежности. Комплексный метод изучения и описания содержательных и структурных характеристик профессии называется профессиографией. Профессиография – описание и классификация существующих профессий по различным (технологическим, экономическим, педагогическим, медицинским и психологическим) критериям. Особое внимание профессиография уделяет медицинским и психологическим показаниям и противопоказаниям к работе по определенной профессии. Результатом профессиографии является профессиограмма – описание различных объективных характеристик профессии. Часть профессиограммы определенной профессии, в которой сформулированы ее требования и характеристики мотивационных, когнитивных, эмоционально-волевых и других ПВК субъекта труда, а также указаны психологические противопоказания называется психограммой. Наиболее часто используется четырехъярусная классификация профессий Е.А. Климова [59]. На первом ярусе, в зависимости от типа систем, с которыми преимущественно взаимодействует субъект труда, выделяются пять типов профессий: 1,«человек – (живая) природа» (П), например, агроном, ветеринар; 2,«человек – техника (и неживая природа)» (Т), например, слесарь, инженер-механик; 3,«человек – человек» (Ч), например, продавец, врач, психолог; 4,«человек – знаковая система» (З), например, математик, программист; 5,«человек – художественный образ» (Х), например, дизайнер, художник. На втором ярусе в пределах каждого типа профессий выделяются три класса по признаку целей труда: -гностические профессии (Г) (от др.-греч. «гнозис» – знание), например, эксперты в различных областях (судебно-медицинский эксперт), корректор; -преобразующие профессии (П), например, педагог, токарь; -изыскательные профессии (И), например, биолог-исследователь, инженер-конструктор. На третьем ярусе каждый из предыдущих трех классов профессий разделяется на четыре отдела по признаку основных средств труда: -профессии ручного труда (Р); -профессии машинно-ручного труда (М); -профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем (А); -профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф). На четвертом ярусе по условиям труда профессии разделяются на четыре группы: -работа в условиях микроклимата, близких к бытовым (Б); -работа, необходимо связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду (О); -работа в необычных условиях (на высоте, под водой, под землей, при повышенных и пониженных температурах и т.п.) (Н); -работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь, здоровье людей, большие материальные ценности (М). Литерные обозначения каждого признака позволяют: во-первых, дать обзорную схему «карты» мира профессии, во-вторых, составить примерную формулу определенной профессии, которая в простейшем варианте включает четыре позиции, обозначающие соответственно: 1) тип, 2) класс, 3) отдел и 4) группу профессий (например, для профессии инженер-исследователь формула будет следующей – ТИАБ).
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1287; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |