КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общая характеристика педагогических систем
В каждом образовательном учреждении, в целях реализации той или иной образовательной программы, создается педагогическая система. Педагогическая система является структурным компонентом системы образования и обладает следующими специфическими признаками: 1)она состоит из определенной совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов (цель, содержание, методы и средства обучения и воспитания, субъекты – педагог и ученик); 2)ее системообразующей (объединяющей все элементы в систему) характеристикой является цель – развитие личности; 3)она характеризуется наличием интегративных качеств, не присущих отдельным ее частям; 4)целостным образованием она может быть представлена только тогда, когда она обоснованно, учитывая объективные связи и отношения, выделяется из окружающей среды и выступает во взаимодействии со средой как целостное явление. Для педагогической системы образовательного учреждения средой будет выступать вся система образования, а также социум, в котором она функционирует. Педагогические системы обладают рядом существенных особенностей, которые отличают их от технических систем и обусловливают сложность управления ими. 1. «Исходный материал», который поступает в педагогическую систему из окружающей среды и ею «перерабатывается» – люди. Цель системы может быть достигнута только тогда, когда эти люди (воспитанники, учащиеся) сами будут активно и целенаправленно участвовать в деятельности системы. 2. Основные функции системы (воспитание, обучение, развитие) осуществляются не только в рамках данной системы, но и за ее пределами (в семье, обществе сверстников и других людей и т.д.), то есть имеют место неуправляемые воздействия на систему. 3. Исполнительные органы системы – также люди (педагоги). Отлаженная работа системы зависит не только от их знаний и умений, но и от их мировоззрения, личностных качеств, творческого потенциала, настроения и пр. 4. Одной из функций системы является обновление ее частей: введение инноваций в содержание, методы обучения и воспитания; личностный и профессиональный рост педагогов. 5. Отсутствуют четкие критерии качества системы (если цель образования – развитие личности, то необходим стандарт развитой личности, который не может быть заменен существующим стандартом образования, ориентированным, в основном, на процесс обучения) и способы однозначной диагностики ее результативности. Образование – это сфера гуманитарной практики, которая в принципе не поддается точному количественно-цифровому описанию. 6. Педагогические системы обладают существенным запаздыванием, то есть результаты их преобразования (реформирования) проявляются через несколько лет, а изменения в социуме, связанные с данными преобразованиями, происходят со сменой поколений. Поэтому такие системы должны быть ориентированы на будущее.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1248; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |