Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разнообразие постэмбрионального развития поведения животных




Особенности постн6атального развития поведения животных

Лекция 7

 

РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАННЕМ ПОСТНАТАЛЬНОМ ПЕРИОДЕ

1. Пре- и постнатальное развитие психической деятельн6ости.

Эмбрион – это формирующийся организм, не способен к полноценному осуществлению функций взаимодействия со средой обитания. Так же и психика существует на пренатальной стадии развития лишь в зачаточной форме.

Рождение дает процессу развития поведения новое направление, т.к. появляются новые факторы и закономерности, обусловленные взаимодействием организма с подлинной внешней средой. В этих новых условиях продоолжается созревание врожденных элементов поведения и их слияние с постнатальным индивидуальным опытом. Следовательно между пре- и постанальным периодами – прямая преемственность, именно в этом проявляется прдадаптивное значение эмбрионального поведения.

Например: к моменту вылупления уже существует система общения между птенцом и высиживающей особью.

Существует акустическое общение между невылупившимися птенцами внутри кладки, что влияет непосредственно на процесс вылупления. Яйца более ранней стадии инкубации подкладывали к вылупливающимся, что приводило к ускорению вылупления «отставших» на несколько часов. Следовательно, акустическая коммуникация приводит к синхронизации вылупления.

Преемственность между эмбриональным и постэмбриональным поведением выражается в том, что птенцы одного выводка, как и птенцы и родители «знают друг друга» как конкретных особей по индивидуальным признакам еще до появления на свет.

Ранний постнатальный период имеет особое значение: на этом этапе формируются важнейшие взаимоотношения организма с окружающей средой, устанавливаются связи с жизненно важными компонентами среды, закладываются основы поведения взрослого животного.

Ранний постнатальный период является особо чувствительной фазой, наиболее жадно воспринимающей влияния для дальнейшего формирования особи.

Он протекает по-разному у разных животных и отличается специфическими закономерностями. Особенно, если новорожденные формы отличаются строением и образом жизни от взрослых форм.

Например: у большинства беспозвоночных личинки совершенно не похожи на взрослые особи, им свойственны иные способы передвижения и питания.

Например: морской моллюск из рода Strombus первоначально ведет планктонный образ жизни, а после опускания на дно и метаморфоза появляются свойственные взрослым животным формы придонной локомоции и питания. Вместе с тем защитная реакция – уход от хищника появляется только спустя три недели после метаморфоза, причем сразу в готовом виде. То есть усложнение поведения идет с усложнением нервных структур и общего строения моллюска. Происходит резкая смена форм поведения: в недрах личиночного поведения созревает качественно отличное взрослое поведение.

 

Постэмбриональное развитие поведения у зрело- и незрелорожденных позвоночных

Детеныши позвоночных рождаются на разных стадиях зрелости. Например: кенгуренок – «полузародышевое состояние». Незрелорожденными являются птенцы многих птиц (воробьиных, хищных), детеныши большинства млекопитающих (грызунов, хищных).

С другой стороны: птенцы кур, уток, гусей; детеныши копытных – пример зрелорождения., то есть детеныши почти сразу же способны к самостоятельному выполнению основных жизненных функций (опорно-локомоторных, пищедобывательных).

Крайнее проявление зрелорождения встречается редко, чаще наблюдаются переходные степени зрелорождения.

Например: турухтан (отряд кулики) вылупившиеся птенцы проявляют много признаков зрелорождения и в рецепторной и в моторной сфере (самостоятельно двигаются, затаиваются; самостоятельно питаются), но до 10 дней нуждаются в обогреве, лишь к 4-м суткам устанавливается координация движений.

Вывод: зрелорожденные птенцы начинают подвергаться воздействиям среды почти сформированном состоянии, а значит они мало подвержены влияниям среды. При этом чрезвычайно ограничены возможности дальнейшего прогрессивного развития поведения: имеют место лишь отдельные дополнительные настройки условнорефлекторной деятельности.

В то же время незрелорожденные находятся в более выгодном положении: развитие нервной системы у них не вполне закончено, а значит они могут подставить свои еще развивающиеся врожденные формы поведения под влияние агентов окружающей среды. В результате эти формы поведения в значительной степени модифицируются на основе переплетения врожденных и приобретаемых компонентов в соответствии с конкретными условиями среды.

Это значит, что незрелорожденных можно считать более прогрессивными, так как с момента рождения им обеспечено более пластичное лабильное поведение, то есть большая приспособляемость к постоянно меняющимся условиям среды (к кенгуру это не относится).

Интересно, что гуси и лошади по уровню психического развития стоят также высоко, как и незрелорожденные; то есть это не единственное обстоятельство, определяющее высокий уровень психического развития.

Решающее значение здесь имеют:

· генетически обусловленные возможности накопления индивидуального опыта и его переноса в новые ситуации, и

· активные воздействия на окружающую среду на основе развития эффекторно-рецепторных систем, двигательной активности.

Это значит, что различия между зрело- и незрелорожденными сводятся к различиям в сроках формирования и развертывания этих систем. При этом надо отметить, что скорость постнатального развития поведения не отражается на его результатах.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 765; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.