Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методики исследования нарушений мышления




Для исследования нарушения мышления используются, как правило, следующие методики:

1. Классификация. Методика представляет собой набор карточек с изображением различных предметов, растений, жи­вых существ. Изображения могут быть заменены надписями. Сначала испытуемый раскладывает предметы на группы так, чтобы предметы, находящиеся в одной группе, имели общие свойства (одежда, мебель, животные, измерительные приборы, люди). Затем испытуемый укрупняет группы. Способность вы­делить две или три группы на последнем этапе свидетельствует о высоком уровне обобщения.

2. Исключение. Существует два варианта этой методики: словесный и предметный. Последний представляет собой набор карточек с изображением четырех предметов, три из которых имеют между собой нечто общее и их можно объединить в одну группу, а один из них существенно отличается от первых, и он должен быть исключен. Решение испытуемого на основе кон­кретно-ситуационного объединения предметов в группу свидетельствует о снижении уровня обобщения, актуализация «сла­бых», чрезмерно обобщенных признаков свидетельствует об искажении процесса обобщения.

3. Образование аналогий. В методике «Простые аналогии»
представлены пары слов (образцы), между которыми существу­
ют определенные смысловые отношения. Испытуемому следует
составить другую пару слов по данной аналогии. Помимо сло­
весного варианта можно использовать невербальный - таблицы
Равена. Лицам со средним и высшим образованием можно пред­
ложить методику «Сложные аналогии».

4. Сравнение и определение понятий. Для определения по­
нятий нужно проанализировать множество признаков предмета
или явления и выделить наиболее общие, те, в которых отраже­
но родовое и видовое отличие. В качестве стимульного мате­
риала используют однородные понятия (танк-трактор, человек-
животное) и разнородные (телeгa-ложка, ботинок-карандаш).
Последние используются для диагностики искажения процессов
обобщения.

5. Понимание переносного смысла пословиц и метафор.
Можно просто предлагать испытуемому распространенные по­
словицы и метафоры для объяснения их переносного смысла.
Есть вариант этой методики, когда для данной пословицы нуж­
но найти соответствующую ей по значению фразу или другую
пословицу. Этот вариант помогает тем испытуемым, которые
понимают значение переносного смысла, но затрудняются вер­
бализовать понимаемое. Есть еще одна модификация: серию
табличек, на которых написаны пословицы или метафоры, надо
соотнести по смыслу с фразами, которых по количеству гораздо
больше пословиц. Последняя модификация чаще используется
для выявления нарушений мышления по шизофреническому
типу, а также при трудностях вербализации и понимания пере­
носного смысла, когда фраза облегчает объяснение.

6. Пиктограммы. Испытуемому предлагают нарисовать не­
сложный рисунок для запоминания названных ему 15 слов или
словосочетаний. Среди них обязательно должны быть эмоцио­
нально окрашенные, абстрактные и конкретные. После выполнения задания анализируется характер смысловых связей между стимульным словом и рисунком. Смысловые связи могут быть содержательные или слабые. Способность выполнять задание свидетельствует о доступности для испытуемого обобщенной символизации слова и др.

Существует множество других методик для исследования нарушений мышления, они описаны в литературе, однако, пере­численные выше методики, являются основными.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.