Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модели взаимодействия персонала и организации. Профессиональная ориентация. Профессиональный отбор.




Управление поведением клиентуры.

Сотрудничество в управлении организации.

Фундаментальным признаком всех процессов управления по­ведением работников в организации является сотрудничество. Оно возникает как необходимость преодолеть биофизические и функциональные ограничения, которые присущи каждому ра­ботнику. Поэтому специализация труда предполагает и его транс­формацию в определенную систему взаимодополняющих функций. Люди вынуждены сотрудничать в групповом и межгруп­повом взаимодействии, но этот процесс должен стать управляе­мым.

Сотрудничество — это интегральная характеристика организа­ционного поведения. Показателями сотрудничества являются ре­зультативность (степень достижения общей цели), эффективность (степень оптимальности достижения), осмысленность (совместные усилия, которые были приложены к достижению общей цели) и этичность (средства, которые были задействованы для достижения цели).

Сотрудничество характерно для руководителей, специалистов, вспомогательных работников как внутри организации, так и вне ее на основе полуформальных отношений, при которых служебные и личные интересы определенным образом совпадают. Такие от­ношения возникают и «сверху» — на уровне высшей админи­страции, и «снизу» — как спонтанная необходимость согласовы­вать различные интересы в пересекающихся по направлениям работах. Эти точки пересечения и составляют «сетку сотрудниче­ства», без которой организация может перестать существовать. Если точки пересечения отсутствуют, возникает разрыв двух по­веденческих моделей сотрудничества, что и происходит, когда высшая администрация налаживает сотрудничество вовне, но не может этого сделать изнутри, т.е. создает такую рыночную среду, которая непосильна для работников организации: они не готовы освоить то, что от них требуется, ибо возрастающие объемы дело­вых контактов превышают их возможности. Управленческая разбалансированность двух моделей сотрудничества представляет собой постоянно воспроизводящееся противоречие, которое яв­ляется реальной угрозой деятельности организации.

Устойчивость фирмы к внешним воздействиям в значительной степени зависит от организации ее внутрифирменного сотрудни­чества, особенно на уровне ключевых топ-менеджеров.

В каждой организации, особенно коммерческой, существует определенная среда сотрудничества, которая помогает или пре­пятствует ее развитию. Но главным феноменом, определяющим сотрудничество, является компетентность работников в решении профессиональных и социально-психологических проблем на своем уровне. Например, у некоторых руководителей имеются полномочия и стремление их применять, но им не достает компе­тентности, что является сдерживающим фактором в налаживании сотрудничества. Некомпетентность руководителей проявляется в четырех ти­пичных поведенческих ситуациях:

стремление избегать ситуаций, где недостаточная компетент­ность может скомпрометировать их самих;

• решение какой-либо проблемы может быть передано работни­ком в очень упрощенной форме, вследствие чего они могут выполнить задание так же упрощенно;

• руководитель может сам принимать решение относительно уст­ранения проблемы, но если он некомпетентен, то решение может оказаться ошибочным;

• руководитель, нуждающийся в компетентных решениях, может сам оказаться заложником некомпетентности своих коллег. Сотрудничество в некомпетентной или малокомпетентной

среде само становится внутренней угрозой фирме.

В объяснении феномена сотрудничества как главной характе­ристики организационного поведения можно выделить шесть психологических установок индивидуального сознания.

1. Требование поступать в соответствии со своими обязаннос­тями, записанными в должностной инструкции или зафиксиро­ванными в другом документе. Это могут быть просто требования, которые формируются на основе предыдущих контактов работника в определенных «деловых связках», т.е. он обязан делать это по должности. При организации совместного дела взаимные ожида­ния работников перерастают в определенные требования, если эти ожидания не оправдываются.

2. Конвенциалистская установка — результат взаимных догово­ренностей участников, оформленных определенным документом (контракт о найме, договор аренды, торговый договор и др.). От участников переговоров ожидается, что они будут поступать в со­ответствии с теми положениями, которые зафиксированы в под­писанном ими документе. Нарушение договорных положений грозит различными санкциями: административные требования, судебные иски и личные претензии. Идеальное организационное поведение на конвенциалистской основе — это партнерское по­ведение, предусматривающее, что стороны уважают достигнутые соглашения и стремятся быть надежными.

3. Функциональная установка формируется как необходимость сотрудничества работников друг с другом в выполнении служебных обязанностей. Специализация труда объективно требует объединения работников для решения общих дел. Чем более фирма рас­членена по функциям управления, тем сильнее потребность в согласованном организационном поведении.

4. Прагматическая установка — это прежде всего выгода от кон­трактов с другими работниками, особенно в рыночной внутрифир­менной среде. Во внутрифирменной среде прагматическая уста­новка проявляется как извлечение собственной пользы из контак­тов с теми сотрудниками, которые могут решить карьерные интересы, оказать влияние на главу фирмы. Часто она обнаруживает себя в случаях, когда некоторых работников откровенно исполь­зуют, а потом за ненадобностью увольняют, недоплачивая им.

5. Альтруистическая установка — желание работника оказать сотрудникам искреннюю помощь, иногда даже в ущерб себе. Психологически это объясняется тем, что работник непроизвольно оказывается в роли «мягкого лидера», с которым хочется поде­литься своими переживаниями.

6. Новаторская установка возникает у инициативных работни­ков как потребность в творческом осмыслении происходящего. Появление новых идей и предложений вызывает желание поде­литься с сотрудниками, опробовать новшества в различных ситу­ациях, представить их руководству как средство, способное изме­нить существующее положение дел. Это может завершиться со­зданием целевых проблемных групп для решения определенных задач.

Перечисленные установки определяют тот или иной тип сотрудничества в организациях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 891; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.