Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Октября




Леденев, лекции

Зачет: тест или можно взять тему, связанную с творчеством писателя или поэта (в рамках курса), нужно подготовить небольшую самостоятельную работу (не реферат!!!). Леденев сам выбирает тему, пытается подобрать что-то близкое к диплому.

Второй формат предполагает посещение лекций.

 

 

Несовпадение культурных границ с национально-политическими – явление частое. XX век – консалидация, энтропия ускорились и приобрели особый оттенок. Феномен миграции русской не является исключительным. Можно увидеть параллели, которые вызывали массовую миграцию деятелей культуры еще в XIX веке («Медный всадник» Пушкина). В начале 20х годов мигрировали примерно 3 млн русских. Масштабы эмиграции проявляются в широте России. Странами проживания для русских стали около 30 государств. Существовал русский культурный оазис в Китае, некоторые русские добрались до Латинской Америки. США станут центром в пределах третьей волны. В пределах первой волны – Европа. Было особое понимание ситуации и своей участи. Культурная илита воспринимала свой уход из России не как способ выживания, а это было исполнение особой духовной миссии. На Родине возобладало настроение строительства принципиально нового мира, мигранты же просто хотели воссоздать идею планетарного противоборства злу. Самая их актуальная задача – сохранение ценностей русской культуры. Идеология определялась идеей полного забвения или уничтожения буржуазной культуры. Эти ценности в пределах XIX-XX века надо было сохранить, поэтому в 20е годы в публицистике одна из основных тем – миссия русской эмиграции. Феномен «повелительного наказа, полученного миграцией от всей нации». В понимании большинства их «священная служба» не ограничивалась просто сохранением, миссия была шире. И. Бунин, статья 26г. «Миссия русской эмиграции». Понимание мигрантами: «мы борцы за вечные божественные основы человеческого существования, ныне повсюду пошатнувшиеся». В 20е годы обсуждалась проблема поиска нужного имени того, что происходит. Использовалось слово «изгнание», потом этому слову противопоставлялось слово «послание» (мб, оно принадлежит Гиппиус, ей приписывают). Самые яркие вещи созданы в миграции.

Настоящая русская литература XX века – это литература эмиграции (но не литература на русском языке, но именно русская). Есть другая т.зр.: русская литература едина, но территориально разделена; важны языки традиция. Компенсаторный механизм: в эмиграции проблематика религиозная получает бурный всплеск и развитие.

Содержательные особенности русского зарубежья:

1) центральная категория – категория памяти как антоним беспамятства в СССР

2) на фоне советской литература миграции подчеркнуто личностная. В советской литературе сама литература понимается как коллективная общая работа

3) утверждение самоценностей и категории личностной (продолжает идеи Серебряного века). К тому же, важна метафизическая проблематика (трагизм индивидуального человеческого существования, как быть в ситуации утраты всего, экзистенциальная категории, эмоциональный спектр: пафос литературного произведения). В литературе эмиграции получает развитие пафос иронии и самоиронии (в СССР же есть только сатирический смех по отношению к пережиткам прошлого)

4) контекст существования литературы: советская литература объявляет себя уникальной, сводит к минимуму контакты с литературами западных стран, то есть имеет место быть политика огораживания. Литература эмиграции существовала в западном контексте, влиятельные факторы: расцвет модернизма, выход на авансцену потерянного поколения; молодые писатели эмиграции называют себя «незамеченным поколением». Из-за этого разное восприятие национальных традиций. СССР истолковывает русскую классику в революционном духе. Самый важный для эмиграции почвы был Серебряный век. Все мигранты были детьми Серебряного века. Они продолжили метафизические поиски, формальные тенденции, литература первой волны – это возрождение Серебряного века, даже скорее позднее цветение. Время переселилось в пространствеJ (смерть Блока и Гумилева в 21г. – Серебряный век закончился). Для советских людей это упадок, для эмигрантов – это источник вдохновения.

 

Членение русской литературы на зарубежье и метрополию достаточно условно, это довесок.

 

Общие параметры

Для беженцев атмосфера была неблагоприятна. Литература эмиграции просуществовала в изолированном состоянии 70 лет (до конца 90х). Принято выделять три разных волны: первая волна – 20-30 годы (преимущественно Европа; завершается с началом второй мировой); вторая волна разворачивается во время войны – 40-50 годы, люди эмигрируют с захваченных немцами территорий, эта волна слабее, в художественном отношении тоже не столь ярка; люди из числа первой волны продолжают писать; третья волна – 60-70-80 годы (причины: поиск более комфортных условий для настоящего свободного творчества, стилевые разногласии; Абрам Терц: «У меня с советской властью чисто стилистические разногласия»). Наиболее значимая – первая волна, это русская классика; интересна третья волна; вторая волна дала меньше всего.

 

Первая волна

Атмосфера была очень неблагоприятная. Встречали русских очень неприязненно. Так, французы сочувствовали полякам, русские же эмигранты оставались для Европы чужаками. Но были две страны, которые постарались помочь: Чехословакия и Королевство сербов, хорватов и словенцев. Но русские переселенцы и сами были повинны частично в таком отношении – например, русские считали предательством переходить на язык страны, в которую они переехали (Набоков за 15 лет не выучил немецкий, живя в Германии; Бунин, Шмелев, Ремизов не знали французский). Эмигранты относились к натурализации отрицательны. Их статус вообще был очень сомнительным, европейские государства придумали прообраз ООН – Лигу наций, которая придумала для русских эмигрантов Нансеновский паспорт, который не позволял переезжать из страны в страну, обладатели этого паспорта не моли фактически найти работу, получить страховку и т.д. Нужно было принять гражданство, то есть сдать экзамен по языку и иметь постоянное место работы. Сначала господствовало ожидание, что в России все образуется. Не находя поддержки у западной элиты, эмигранты вынуждены были воссоздать русское общество. Но в эмиграции сохранился феномен литературоцентризма. Духовная почва всего русского зарубежья – культура Серебряного века. Данный феномен стал самым влиятельным фактором, миссия сохранения русскости опиралась на современную отечественную словесность. Реалисты начала XX века – Бунин, Горький, Андреев, Куприн. Символисты – Гиппиус, Мережковский, Белый, Бальмонт, Вяч. Иванов. Акмеисты – Георгий Иванов, Георгий Адамович. Витальность русской культуры: за рубежом были воссозданы традиционные формы (толстый журнал, литературные неформальные кружки). Журнал «Современные записки». За букву «ять» дольше всего держалась русская эмиграция (символика русской церкви). Параллельно использовали эмигранты и европейское, и дореволюционное российское время. Русская культура устроена так, что есть два центра, которые находятся в сложных отношениях – Мск и Питер. Биполярность должна была быть воспроизведена: так, Москвой стала Прага (Цветаева), а Париж – Ахматова, это вроде провинции. Берлин и Париж – два главных центра, третий же – Прага. После 40го ведущую роль играет русская Америка. – главные столицы русского зарубежья

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.