Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ детских рисунков на тему «Моя семья»

Методика проведения: детям предлагается нарисовать рисунок о своей семье, тема и содержание рисунка не уточняется. После рисования может быть проведена беседа с ребенком.

В настоящее время в методических пособиях достаточно много внимания уделяется анализу и оценке семейных отношений на основе детских рисунков. Поэтому обратим внимание на самые общие и информативные, на наш взгляд, особенности рисунка.

Процесс рисования и детские рисунки анализируют по следующим показателям:

Процесс рисования: увлеченность или равнодушие к изображаемому, старательность, аккуратность или небрежность при изображении членов семьи.

Цвета выбранные для изображения разных членов семьи и рисунка в целом (более насыщенные, яркие цвета скорее свидетельствуют о благополучии семейных отношений)

Порядок рисования: кого ребенок начинает рисовать первым, какому персонажу уделяет больше времени в рисунке дополняя его одежду украшениями и деталями, тот наиболее привлекателен для ребенка.

Содержание рисунка: расположение членов семьи относительно друг друга: чем более сплоченная семья, тем чаще ребенок рисует ее членов вместе, не обозначая на рисунке «преграды», стоящие между ними(шкафы, стены и др.).

Исключение кого-либо из членов семьи из семейного рисунка говорит, как правило, о проблемах общения ребенка с ним

.

Второй значимой для старших дошкольников сферой взаимоотношений являются отношения со сверстниками. Знание особенностей общения ребенка в коллективе сверстников, развитие умений взаимодействия с другими детьми важный аспект их социального развития лежащий в основе проектирования педагогического процесса по данному направлению.

Вместе с тем, диагностические методики по данному направлению достаточно подробно представлены в параграфе Т.И. Бабаевой. Отметим, что в качестве базовых методик могут выступать: наблюдение за общением детей в повседневной жизни, одна из социометрических методик («Секрет», «Подари открытку», «Новоселье»), рисование на тему «Я в детском саду», одна из диагностических ситуаций, выявляющие особенности взаимодействия дошкольника в совместной деятельности («Обложка для книги», «Рукавички», «Сапожки в подарок», «Сделаем вместе»).

Одной из наиболее сложных для педагогической диагностики сфер является сфера представлений старшего дошкольника о себе и отношения к себе. Для ее изучения могут быть использованы такие методики как: наблюдения за проявлениями детей в повседневной жизни, диагностическая ситуация (рассказ ребенка о себе),беседа с ребенком «Что ты любишь », экспериментальная методика «Лесенка»,методика изучения образа «Я» дошкольника, диагностические ситуации «Что я лучше всего умею», «Мои лучшие качества».

Особенности образа «Я»

  Содержание представления ребенка о себе  
Фамилия имя ребенка «Я -хороший» «Самокритичный» Содержательное представления о себе Примечания педагога
Начало года        
Конец года        

Результаты диагностики обобщаются по двум направлениям.

Во-первых, воспитателю важно выделить особенности социально-нравственного развития всех детей группы - освоения ими представлений о правилах и нормах поведения, умения следовать им в повседневной жизни, понимания ими чувств и переживаний окружающих, умения ориентироваться на них в своем поведении, характер детских взаимоотношений в коллективе сверстников, проявления детьми интереса к другим людям, их внутреннему миру, инициативность и самостоятельность дошкольников.

Постепенно в течение года воспитатель собирает информацию о социально-личностном развитии ребенка по следующей схеме:

- Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада, преобладающее настроение, активность в общении со взрослыми и сверстниками.

- Понимание ребенком основных норм и правил поведения (какие не понимает), умение видеть ситуации неправильного поведения, давать нравственную оценку поведению других и своим собственным поступкам.

- Основные черты общения и взаимодействия со взрослыми - активность, инициативность в общении, умение понять эмоциональные и физические состояния взрослого и проявить сочувствие, внимание, умения культуры общения (какими не владеет).

- Положение ребенка среди сверстников, социальный статус в группе, типичная позиция в общении (лидер, партнер, подчиненный), проблемы взаимоотношений со сверстниками (если есть).

- Знание ребенком своих индивидуальных особенностей, умение выражать свои чувства, желания, потребности, интерес к своему прошлому, настоящему и будущему. Проявления самостоятельности, уверенности в себе, характер самооценки.

- Наиболее яркие личностные качества и черты поведения.

- Основные проблемы поведения и общения (если есть), их предполагаемые причины.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Обработка результатов | Оценка социальной компетентностидетей среднего возраста
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1502; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.