Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социалистический реализм

Какие виды искусства и направления, на ваш взгляд, будут в большей степени востребованы населением СССР.

 

 

Возвращаемся к таблице. Мы с вами заполнили таблицу, есть у кого-то что-либо добавить, убрать, прокомментировать?

А теперь мы с вами обратим внимание на тему (или на второй пункт плана) - «социалистический реализм». Попробуйте предположить, о чем пойдет речь дальше на уроке.

А что нам говорит слово «утверждение» в названии темы («Утверждение социалистического реализма»)?

Как вы думаете, какие условия привели к тому, что только один метод стал господствующим в советском искусстве?

Рассказ учителя:

1932 год. Постановление «О перестройке литературно-художественных организаций» означало конец эпохи свободы творческих союзов. Все писатели, одобряющие социалистическое строительство, должны были войти в Союз писателей, художники - в Союз художников - и так далее. Лишь войдя в Союзы, они могли работать, печататься, существовать. Судьба исключенных или не вошедших была трагична. Теперь через Союзы власти легко было управлять умами масс, насаждая тот образ, то видение мира, которое ей (власти) было нужно.

А какой образ был нужен?! В 1934 г. на I Всесоюзном съезде писателей официально утвержден метод социалистического реализма - теперь единственно дозволенный метод отображения действительности. С 1936 г. власть безоговорочно, повсеместно насаждает его в искусстве СССР.

Соцреализм - «правдивое, исторически конкретное изображение действительности в ее революционном развитии» с целью «идейной переделки и воспитания трудящихся в духе социализма». Отсюда вытекали важнейшие принципы соцреализма: народность, партийность, социалистический гуманизм.

Конкретно это выражалось в том, что критика допускалась только в отношении того, что разрешено партией, события изображались так, как это надо было партии - светлые стороны социалистической действительности, а гуманизм - через пафос, романтику, внедрение образа «современного положительного героя». Как писал В. Войнович, внушалась мысль, «что советская власть настолько объективно хороша, что каждый, кому она не нравится полностью или частично, является сумасшедшим» («Жизнь и приключения Ивана Чонкина»).

Главной в искусстве становится тема. Здесь существовала своя иерархия.

Превыше всего - тема триумфальной, революционной деятельности, затем индустриальный (производственный) жанр: созидательная социалистическая практика по преобразованию хозяйства в годы индустриализации и сталинских пятилеток.

Нижний слой: «новый советский быт» в городе и деревне.

Живопись: парадно-портретная: изображение вождей партии и правительства, патриотический пейзаж, сентиментальные жанровые сцены, натюрморт, «правдиво отражающие картину советской действительности, образ советского человека».

Пропагандируется образ «человека советской страны». Упор делается на его молодости, здоровье, социальном статусе (красноармеец, рабочий, студент). Отсюда большое внимание уделяется физкультурникам, изображению всякого рода спортивных занятий. Особенно отличается стремление наделить всеми этими качествами «новые» женские образы. Они не забитые крестьянки дореволюционной поры, а активистки, хозяйки своей судьбы: «делегатки», «председательницы», «девушки в футболках», «девушки с веслом», счастливые молодые матери-работницы.

Для иллюстрации картина Ю. И. Пименова «Новая Москва» на вклейке учебника, или репродукция скульптуры «Рабочий и колхозница» В. И. Мухиной.

III. Итог урока. Закрепление изученного.

Таким образом, метод соцреализма стал официальным направлением в литературе и искусстве.

А теперь давайте подумаем: но разве художники стали хуже писать картины только от того, что им задали тему, а разве в рамках заданной темы нельзя проявить свободу творчества, а разве писать, рисовать, ваять в ярких красках светлые стороны жизни - это плохо.

Разве надежда на солнечное завтра страны - не разделялась частью населения СССР?!

 

Задание к таблице «Достижения и противоречия».

 

Учащимся предлагают собственные варианты ответов. Наиболее типичные (по убыванию): художественная литература, изобразительное искусство, театр, кино, музыка.   Примерный ответ: На основании текста учебника реконструируются только 2 организации: сторонники новой пролетарской культуры - Пролеткульт; ее идейные оппоненты - литературная группа «Перевал». Возможные дополнения учеников: • АХРР - Ассоциация художников революционной России (1922). В 1928 г. переименована в АХР - Ассоциация художников революции. • «4 искусства» - возникла в 1925 г. Примерный ответ: Литература, изобразительное искусство, архитектура, скульптура, театр.   Примерный ответ: Пролеткульт - у пролетариата должна быть своя культура, культурные достижения прошлого отвергались. «Перевал» - стремились сохранить традиции русской и мировой классической литературы.   Примерный ответ: Просчеты: Пролеткульт - отрицание всякого значения культурных достижений прошлого как «буржуазной» культуры. Достижения: вели активную культурно-просветительскую работу, создавая по стране сеть рабочих клубов, литературных кружков, студий изобразительного искусства, театральных курсов. «Перевал» сохранял традиции и лучшие достижения отечественной и мировой культуры. «4 искусства» разрабатывали форму и язык художественного произведения, стремились к высокому профессиональному мастерству, внесли вклад в градостроительство.   Примерный ответ: «Искусство переживания» должно вытеснить искусство представления»: для чего нужно бороться с актерскими штампами и наигрышами, призывая актеров не имитировать, условно представляя того персонажа, которого он изображает, но обязательно перевоплощаться в него, искренне переживая чувства персонажа. Представлял реалистическую тенденцию в развитии театра. Примерный ответ:Школа В. Э. Мейерхольда (указана в учебнике), Е. Б. Вахтангова. Стремились к поискам новых выразительных средств, созвучных эпохе, в т. ч. отказ от традиционной трактовки авторского текста, нестандартные приемы оформления сцены.   Примерный ответ: Д. Д. Шостакович. В своем творчестве он стремился воплотить жизненно-значительные события в судьбе человека, отразить мир человеческих переживаний. В романе «Успех» Л. Фейхтвангер приводит эпизод, как ярый реакционер Кленк смотрит фильм С. Эйзенштейна «Броненосец Потемкин»: «Кленк сидит совсем тихо. У него захватило дыхание, этот огромный человек сидит тихо, как мышь, бессмысленно было бы запретить это. Оно существует, мы вдыхаем это вместе с воздухом это другой новый мир».   Примерный ответ: Высокий профессионализм советских кинорежиссеров и актеров; отвечает и воздействует на эмоции человека; обращено к массовому зрителю, понятно и доступно всем слоям общества.   Примерный ответ:Критический реализм - обращение к насущным проблемам общества, попытка художественными средствами наметить пути их решения. Реализм - правдивое художественное отображение действительности. Некоторые писатели и поэты приняли революцию - В. Маяковский, некоторые представители этого направления эмигрировали - И. А. Бунин, А. И. Куприн, Б. К. Зайцев.   Примерный ответ: Такие писатели, как М. А. Шолохов, А.А. Фадеев создают произведения, отразившие характер эпохи, чувства и поведение человека в переломные моменты истории и его жизни. Роман Шолохова «Тихий Дон» получил мировое признание и был удостоен Нобелевской премии. Выделяются новые направления реализма - пролетарский реализм - представитель Ф. В. Гладков, «Цемент» - о восстановлении советской промышленности, образ советского рабочего, Ю. Н. Либединский, «Неделя» - о Гражданской войне. В учебнике В. Маяковский указан как представитель тенденциозного реализма.   Примерный ответ: Жанр сатиры в произведениях Е.Ильфа и Е. Петрова о похождениях О. Бендера «Двенадцать стульев», «Золотой теленок», М. Зощенко в своих рассказах, пьесах высмеивал чиновников новой власти, пошлость и мещанство обывателей. Продолжали работать писатели и поэты, далекие от революционных идей - А. Грин, М. А. Булгаков, Б. Л. Пастернак, О. Э. Мандельштам, А. А. Ахматова.   Примерный ответ: Несмотря на преобладание реализма продолжали работать поэты и писатели самых разных направлений.   Примерный ответ: В 1921 г. обвинение в контрреволюционной деятельности предъявлено ряду видных деятелей науки и искусства. Расстрелян поэт Н.С. Гумилев; 1922 г. - видные философы высланы из страны; создан Главлит, призванный осуществлять контроль над издающейся печатной продукцией.   Примерный ответ: В то же время существование различных направлений в культуре того времени позволяет сделать вывод о том, что в течение 20-х гг. правящая партия воздерживалась от административного вмешательства в вопросы культуры. Политика государства над искусством еще не заработала в полную силу. Тем не менее, власть понимала значимость культурной сферы для воздействия на общество.     Примерный ответ: • Благодаря политике, проводимой государством, в достаточно короткие сроки был повышен уровень грамотности населения. • Однако количество грамотных людей в стране все еще был недостаточным. Примерный ответ:Населением будут востребованы такие жанры, как кино. В литературе наибольшее предпочтение будет отдаваться произведениям реалистической направленности, описывающим события близкие и понятные.     Вариант ответа учеников: речь пойдет о новом направлении в искусстве - реализме, отражающем реальности социалистической жизни, жизни в советском обществе. Вариант ответа учеников: Из всех методов только он стал единственным. Ответ: Утверждение командно-административной системы, режима личной власти Сталина (ученики уже изучили к данному уроку особенности командно-административной системы).

 

IV. Дома дописать таблицу: какие плюсы и минусы видятся вам в утверждении метода социалистического реализма в СССР в 30-е гг.

Домашнее задание: § 21, завершение таблицы, вопросы 2-4 в конце §21.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ход урока | Аксиоматический метод
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1193; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.