Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гуманистическая психология




Словообразование. Происходит от лат. humanus – человечный и греч. рsусhе – душа + lоgоs – учение. В качестве самостоятельного течения выделилась в начале 1960-х гг. в США. В 1962 г. под председательством А. Маслоу была основана Американская ассоциация гуманистической психологии. Благодаря успехам терапии, основанной на ней, приобрело большую популярность и в Европе. К данному направлению могут быть отнесены А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ш. Бюлер, Ф. Бэррон, Р. Мэй, С. Джурард и др. Получила название "третьей силы" в противовес бихевиоризму и психоанализу, которые не дают понимание того, чем является здоровая и творческая личность. Гуманистическая психология о риентирована не на адаптацию, не на достижение равновесия с ее окружением и прошлым, а, наоборот, на выход из этих границ.

Методологические позиции гуманистической психологии: 1) Принцип целостности: личность является целостным образованием. Психику человека нельзя делить, как делал это Фрейд.

2) Принцип позитивности: природа человека добра и конструктивна. Изучать надо здоровых и творческих людей.

3) Принцип развития: человек от природы наделён стремлением к личностному росту, развитию и самореализации.

Самое главное для человека – актуализация своего жизненного потенциала, но для этого человек должен быть активен.

4) Принцип активности: человек не жертва обстоятельств и переживаний детства. Он от природы самодетерминирован, т.е. сам творит свою судьбу, свободен в выборе жизненных путей и сам несёт ответственность за этот выбор. А если ему мешают реализоваться, то у него возникают неврозы.

Также он самодостаточен (сам может справиться со своими проблемами).

Было постулировано, что цель человеческого существования – самоактуализация.

 

Развитие отечественной психологии

 

Отцом русской психологии и физиологии по праву считают И. М. Сеченова (1829-1905).

И. М. Сеченов распространил принцип рефлексов на деятельность головного мозга. Тем самым психическое рассматривалось как явление, детерминированное внешними условиями.

В работе "Рефлексы головного мозга" И. М. Сеченов писал, что психическая деятельность — рефлекторная. Рефлексы головного мозга человека включают три звена. Первое, начальное, звено-это возбуждение в органах чувств, вызываемое внешними воздействиями. Второе, центральное, звено, — процессы возбуждения и торможения, протекающие в мозге. На их основе возникают психические явления (ощущения, представления, чувства и т. д.). Третье, конечное, звено - внешние движения и действия человека. Все эти звенья взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга. Психика — центральное звено рефлекса.

Дальнейшее теоретическое и экспериментальное обоснование рефлекторной теории дано в трудах И. П. Павлова об условных рефлексах, о временных нервных связях, возникающих в коре головного мозга, раскрыло физиологический механизм психической деятельности.

С.Л.Рубинштейн внес существенный вклад в развитие психологической науки (теория взаимосвязи деятельности и психики).

Большой практический и теоретический вклад внесен психологами в период Великой Отечественной войны. Это прежде всего совместная с медиками работа по восстановлению психического здоровья раненых (Б. Г. Ананьев, А. Р. Лурия, Д. Н. Узнадзе, Л. В. Занков, А. Н. Леонтьев и др.), по вопросам маскировки (Б. Г. Ананьев), обучения летному делу (К. К. Платонов, Л. М. Шварц). Большое теоретическое значение имела работа Б. М. Теплова "К вопросу о практическом мышлении", в которой был дан анализ ума полководцев, показано единство теоретического и практического интеллекта человека.

Особенностью развития психологии в последние десятилетия является ее превращение в многоотраслевую науку.

Основные принципы психологии

Отечественной психологией были выделены три философские идеи, имевшие важное значение для разработки основных принципов психологического исследования и понимания человеческого сознания:

1. Психика, сознание могут быть объективно познаны опосредованною через деятельность человека и продукты этой деятельности.

2. Деятельность человека играет определяющую роль в формировании психики человека таким образом, что предметный мир, порождаемый человеческой деятельностью обусловливает все развитие человеческой психики.

3. Деятельность человека и его психология имеют общественный характер. Психика человека — продукт истории.

Исходя из выше сказанного, отечественными учеными были сформулированы основные принципы психологической науки:

1. Принцип последовательного детерминизма (причинной обусловленности)— означает, что психика обусловлена объективной действительностью, деятельностью мозга, образом жизни. Важнейшее следствие этого принципа — понимание общественно-исторического характера человеческого сознания.

2. Принцип единства сознания и деятельности — означает, что сознание и деятельность не противоположны и не тождественны, а образуют единство (С.Л.Рубинштейн (1930-е гг.). Один из основных принципов деятельностного подхода в психологии. В его контексте деятельность и сознание рассматриваются не как две формы проявления чего-то единого, различающиеся по средствам эмпирического анализа, а как две инстанции, образующие нерасторжимое единство.

3. Принцип развития психики в деятельности означает, что психика может быть правильно понята и адекватно объяснена, если она рассматривается как продукт развития и результат деятельности. Усвоение общественного опыта и выступает в качестве специфической для человека формы психического развития. Выражаясь словами С.Л. Рубинштейна, проявляясь в деятельности, сознание в деятельности же и формируется.

4. Личностный принцип — выдвигает требование рассматривать психически явления не как абстрактно взятые, а как включенные в жизнь человека, понимаемого в качестве общественного существа.

5. Принцип отражения — раскрывает гносеологическую характеристику психических явлений, их характеристику как идеальных (не материальных) явлений. Гносеология – теория познания.

6. Рефлекторный принцип — раскрывает физиологическую основу психических явлений.

7. Принцип развития – психика постоянно количественно и качественно развивается и изменяется [Айс.]

8. Принцип активности – поведение человека – это реализация внутренних программ, а не только приспособление к среде.

9. Принцип культурно-исторической обусловленности психики.

Но на первом месте – философский принцип материалистического монизма (всё имеет единственное начало, единственную основу – материальную; противоположность монизму – дуализм; комплексный подход – плюрализм.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 825; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.