Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 14. Установка, аттитюд, доминанта

На восприятие значительное влияние оказывает установка. Восприятие под влиянием установки может искажаться.

Установка – это приобретенная в процессе жизни шаблонная реакция на что-либо; готовность человека к определенному заранее заданному восприятию или поведению; предварительные знания, сформировавшиеся под влиянием опыта или поступившей информации (стереотип реагирования). Феномен установки положен в основу теории установки Д.Н.Узнадзе. Он дал трактовку понятию установки как "границы" между субъективным и объективным, которая связывает психическое не только с психическим же, но и с физическим. Установка описывается как целостное, недифференцированное и бессознательное состояние субъекта, предшествующее деятельности, и выступает опосредствующим звеном между психическим и физическим, позволяющим снять "постулат непосредственности" [Сл. Кондакова].

В социальной психологии есть аналогичное понятие – аттитюд. Аттитюд – установка на социальные объекты (из-за неё происходит искажение при межличностном восприятии).

Особенности восприятия подчиненных руководителем:

1. Перенесение общего впечатления от подчиненного на оценку его деловых и личностных качеств.

2. Завышение оценок тех подчиненных, которые поддерживают руководителя, разделяют его мнение.

3. Занижение оценок тех подчиненных, которые противоречат руководителю.

4. Руководитель не воспринимает ту информацию, которую он получает от подчиненных, имеющих его негативную оценку.

Известны также многие эффекты восприятия. Например:

Эффект первичности состоит в тенденции к высокой устойчивости первого впечатления.

Эффект новизны. Последняя, более новая информация, считается более достоверной (относительно хорошо знакомых людей).

Доминанта. Доминанта - понятие и психологическое и физиологическое. Оно введено в 1923 г. отечественным физиологом А.А. Ухтомским, изучавшим рефлексы, детерминирующие поведение, которое, являясь по своей сущности рефлекторным, оказывается, с одной стороны "загадочно изменчивым" в стабильных условиях, а с другой стороны "загадочно инертным" в изменяющихся. Доминанта – теоретический конструкт, призванный объяснить протекание нервных процессов.

Сначала доминанта рассматривалась как процесс волевого внимания, а затем как мотив, как мотивационная установка. Доминанта – общий и главный принцип работы нервных центров, организации поведения и мышления.

Физиологически доминанта это "…временно господствующая рефлекторная система, обеспечивающая работу нервных центров в данный момент и тем самым придающая поведению определённую направленность". "Как господствующий очаг возбуждения доминанта суммирует и накапливает импульсы, текущие в центральную нервную систему, одновременно подавляя активность других центров. Она не имеет морфологической структуры и чёткой локализации, а состоит из многих синхронно функционирующих участков подсистем восприятия и переработки информации - слуховой, зрительной, эндокринной, эмоциональной, гуморальной и т.д. Задействованы многие психические функции - внимание, воля, память, мышление, речь, эмоции, установки и т.д. Возникает и формируется доминанта при появлении необходимости или появлении потребности решить вставшую перед человеком задачу и является организующим началом интеллектуальной активности. Доминанта, по А. Ухтомскому, и двигатель поведения*, и его вектор. Доминанта помогает отобрать, интегрировать, сцепить и организовать всю необходимую, значимую информацию по решаемой проблеме - и поступающую в мозг и хранящуюся в памяти. Мотивационная активность, поддерживаемая и направляемая доминантой, включает в себя и понятие "оперативного покоя". Эта форма активности характеризуются предельной концентрацией энергии, сосредоточенным созерцанием среды, требует значительно большей нервно-мышечной напряжённости, чем мышечные операции, и обеспечивает недостижимую посредством этих операций тонкость и точность рецепции - приёма поступающей информации. Состояние "оперативного покоя" сравнимо с поведением щуки, застывшей в “бдительном покое“, к которому неспособна "рыбья мелочь": она "выхватывает" из окружающей действительности всю ту информацию, которая работает на решение проблемы, причём сразу всех модальностей – зрительной, слуховой и т. д.

Психологически доминанта – это главенствующая, господствующая идея, потребность, мотивационная установка. Исчезнуть она может лишь в двух случаях - или когда человек решил задачу или если он от неё отказался. Иначе она сохраняется сколь угодно долго и функционирует круглосуточно. Если пришлось прервать поиск решения вынужденно, то доминанта, как правило, сохраняется до возобновления усилий, особенно если она была достаточно мощной, и если не возникла другая, конкурирующая более сильная доминанта, "заглушающая" первую.

Внимание (не только «калитка» психики, но и сторож)

 

Внимание – состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте, явлении; свойство психики.

Только благодаря вниманию наша жизнь удерживается в определенном направлении.

Закономерность циркуляции внимания - через каждые 6–10 секунд мозг человека отключается от приема информации на доли секунды, в результате какая-то часть информации может быть потеряна. Исследования Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына показали, что качества внимания зависят от свойств нервной системы человека. Обнаружилось, что людям со слабой нервной системой дополнительные раздражители мешают сосредоточиться, а с сильной даже повышают концентрацию внимания.

Однако и дефицит раздражителей, информации – фактор не благоприятный. Исследования показали, что при изоляции человека от раздражителей, поступающих из окружающей среды и из собственного организма, нормальный, физически здоровый человек довольно быстро начинает испытывать трудности в управлении своими мыслями, он к тому же теряет ориентировку в пространстве, в строении собственного тела, у него начинаются галлюцинации и кошмары. При обследовании людей после такой изоляции у них наблюдали нарушение восприятие цвета, формы, размера, пространства, времени, иногда утрачивалась контрастность восприятия.

Всё это свидетельствует о том, что для нормального восприятия необходим определённый приток сигналов из внешней среды. В тоже время избыточный приток сигналов приводит к понижению точности восприятия и ответа человека, к ошибкам. Эти ограничения возможности одновременного восприятия нескольких независимых между собой сигналов, информация о которых поступает из внешней и внутренней среды, связанны с основной характеристикой внимания – его фиксированным объёмом. Важной особенностью объёма внимания является то, что оно мало поддаётся регулированию при обучении и тренировке. Но всё-таки развивать внимание можно с помощью психологических упражнений.

К функциям внимания относятся:

1. Отбор информации

2. Игнорирование информации

3. Удержание в поле зрения.

Характеристики (свойства) внимания:

1. Избирательность – свойство отбирать из множества сигналов лишь некоторые.

2. Объём – количество объектов, которые могут отчетливо восприниматься за 0,1 сек. Объём внимания невелик: V=52 единицы информации (объекта).

3. Распределяемость – способность выполнять сразу несколько дел. Оценивается по количеству дел, которые одновременно может делать человек.

4. Переключаемость – способность переключаться с одного дела на другое.

5. Концентрация – сосредоточенность на объекте.

6. Устойчивость – длительность концентрации внимания на объекте. Свойством, противоположным устойчивости, является отвлекаемость. Она выражается в колебаниях внимания, т. е. периодическом ослаблении внимания к конкретному объекту или деятельности. Через каждые 15–20 мин. человек отвлекается, поэтому необходимо разнообразить деятельность. Это касается и лекций – помимо изложения учебного материала, нужны примеры, даже шутки, обратная связь, самостоятельное размышление студента.

Необходимыми условиями устойчивости внимания является разнообразие и интерес.

В рекламной деятельности есть формула (или модель) рекламного воздействия на потребительскую аудиторию: привлечь внимание, вызвать интерес, вызвать желание воспользоваться рекламным предложением, побудить к покупке, она называется AIDA (awareness-interest-desire-action, или attention-interest-desire-action, последнее выражение в переводе означает " внимание-интерес-потребность-действие ". "АИДА" – также модель потребительского поведения, описывающая последовательность событий, ведущих к принятию решения о покупке (по первым буквам английских слов "внимание", "интерес", "желание", "действие").

Виды внимания:

1. Непроизвольное (без предварительного намерения). Его вызывают:

- сильный раздражитель,

- неожиданность раздражителя,

- движение раздражителя,

- новизна раздражителя,

- контрастность раздражителя.

2. Произвольное (возникает намеренно и поддерживается волевым усилием).

3. Постпроизвольное, послепроизвольное (возникает при появлении интереса к объекту, к которому изначально проявлялось произвольное внимание – например, читал учебник, для того, чтобы сдать экзамен, потом стало просто интересно, и увлёкся чтением).

Физиологическая основа произвольного внимания – доминанта – очаг возбуждения в коре головного мозга. Ощущается как преобладающие интерес, мысль, желание, проблема). Под влиянием доминирующей потребности происходит не только отбор, но и искажение восприятия – человек воспринимает лишь то, что способствует удовлетворению его доминирующей потребности.

Рассеянность – отсутствие концентрации внимания.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Виды восприятия в зависимости от объекта отражения | Физиологические основы памяти
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 795; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.