Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Представление –образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе припоминания или продуктивного воображения




Представление

Представление – н аглядный образ предмета, воспроизведенный по памяти в воображении с максимальной полнотой отображения конкретных признаков [Кондаков].

В отличие от восприятий, могут носить обобщённый характер. Если восприятия относятся только к настоящему, то представления – к прошлому и возможному будущему.

Их существование не связано с наличием предмета и его воздействием на органы чувств. Актуализуются по ассоциациям слово-образ, образ-образ, чувство-образ, а также непроизвольно – через действие неосознаваемых механизмов. Образ представления проецируется в сфере сознания.

Проекция представлений в реальное пространство – это галлюцинация. Личностные представления объективируются, становятся доступными другим через словесное описание, графическое изображение и связанное с ними поведение. Двигательные представления осуществляют преднастройку человека на действие и как эталон корректируют его.

При сравнении качественных характеристик образа восприятия и образов представления бросается в глаза неясность, неотчетливость, неполнота, фрагментарность, неустойчивость и бледность последних в сравнении с образом восприятия. Эти признаки действительно присущи представлениям, но не они существенны. Сущность представлений – в том, что они есть обобщённые образы действительности, сохраняющие важные для личности особенности мира. Представления – исходные данные для оперирования в сознании слепками действительности.

Представления – итог чувственного познания мира, опыт, достояние каждой личности. Одновременно представление – исходная форма развития и развертывания психической жизни личности. Среди закономерностей, прежде всего, важна обобщённость образа, характерная даже для представлений единичных; для представлений общих она – главный признак.

Чувственно-предметный характер представлений позволяет классифицировать их по модальности – как зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные и пр. Выделяются виды представлений, соответствующие видам восприятия: представления времени, пространства, движения и пр. Самая существенная классификация – выделение представлений единичных и общих.

Преобразования представлений играют важную роль в решении мыслительных задач, особенно тех, что требуют нового "видения" ситуации.

Представления памяти различаются по ведущему анализатору (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные), по их содержанию (математические, технические, музыкальные).

Опора на представление хорошо знакомых сцен или мест – одно из самых эффективных мнемонических средств (помогающих запоминанию).

Мышечно-двигательные представления лежат в основе движений. Их распад приводит к тому, что человек утрачивает способность совершать движения в отсутствии предмета, по представлению.

Незаметные, зачаточные движения под влиянием представления получили название идеомоторных актов. Идеомоторные акты выражаются в биотоках мышц.

Имеет практическое значение и так называемая идеомоторная тренировка. Представление движения вызывает напряжение мышц и поддерживает необходимый уровень их тренированности.

 


Учебно-методическая литература

 

Основная литература

1. Абрамова Г. С. Сборник задач по социальной психологии и психологии развития: Учеб. пособие для вузов / Абрамова, Галина Сергеевна. - М.: Академия, 1999. - 144с.

2. Айсмонтас Б. Б. Общая психология: Схемы. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. 288 с.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Изд-во МГУ, 1988.

4. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии: – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 276 с.

5. Еникеев М. Общая, социальная и юридическая психология: Учебник для вузов / М. Еникеев. – СПб.: Питер, 2003. – 752 с.

6. Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 1996. -684 с.

7. Милорадова Н.Г. Психология и педагогика: Уч. пособие: Кн. 1: Методология познания психической реальности. - Жуковский, МИМ ЛИНК, 1999. - 103 с.

8. Морозов А.В. Деловая психология: Курс лекций: Учебник для высш. и сред. спец. учеб. заведений / А. В. Морозов,. - СПб.: Союз, 2000. - 575с.

9. Мухина В. С. Возрастная психология: Учебник для вузов / Мухина В. С.; Ин-т «Открытое о-во». - М.: Изд. центр «Академия», 1997. - 431с.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1987; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.