Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные положения философии Аристотеля




Читайте также:
  1. D.2 Идентификация затрат на основные действия
  2. I. Основные задачи обеспечения безопасности и информации в информационных системах
  3. I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПОЛОЖЕНИЯ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ В КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМАХ
  4. I. Основные теории происхождения государства и права.
  5. А. Колониальная система: основные этапы.
  6. Актуальность и основные понятия функции контроля
  7. Анализ имущественного положения предприятия
  8. Анализ хозяйственной деятельности и финансового положения предприятия
  9. Античная Р. после Аристотеля (эллинистическая и римская Р.).
  10. АНТИЧНЫЙ МИР И ГЕНЕЗИС ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  11. Антропоцентризм философии Возрождения
  12. Арбитражные суды, их роль и основные задачи

Федр.

Пир Платона.

27.10.04

Главное учение Аристотеля – учение о форме и материи или о четырех причинах формально-целевой, действующей силе и материальном – соединены в понятие форма. А четвертая материальная причина кратко называется материей. Чтобы объяснить вещь, надо попытаться ее объяснить через соотношение формы и материи. Форма как активное начало (активная – деятельная), материя – пассивная.

Во-первых, форма – это смысл вещи, идея вещи, то, ради чего вещь существует. В познании форма выступает в качестве понятия вещи. Когда мы говорим о понятии, то это познавательные формы. Познание по Аристотелю возможно только лишь потому, что вещь создана согласно форме и посредством форм человеческого ума (понятия) постигаются формы, присутствующие в самих вещах. Происходит соединение форм нашего мышления с формами вещей. Вещи познаваемы, потому что они сотворены по замыслу Божьему. Бог – есть форма форм. И форма присутствует в самой вещи, образует ее смысл.

Согласно Аристотелю, хотя форма и выступает в качестве движущегося начала, но одна она не может объяснить вещь.

Материя – первая материя (прима-материя) – лишенность (стерелисис). Лишенность формы. Это такая материя, которая может рассматриваться только в качестве возможной формы, которая может получить форму, но формой не обладает. Такую материю Аристотель называет первой. С другой стороны, эту первую материю Аристотель объясняет как совокупность первоэлементов: земля, вода, огонь, воздух. Вторая материя – материя в самих вещах. Очень близко к тому, что означает слово «материал».

Форма – это замысел, идея вещи. А вторая материя – материал.

Но дело в том, что если рассматривать эту вторую материю, то окажется, что она по отношению к чему-то может быть формой. Если взять кирпичный дом, то дом будет формой по отношению к кирпичу, а кирпич – материал, из которого дом построен. Но сам кирпич будет формой по отношению к глине из которой он сделан. Вторая материя всегда предполагает связь с формой, в то время когда первая – это лишенность этой формы.

Логика Аристотеля

Аристотель родоначальник логики. Логика была создана Аристотелем как наука, в первую очередь дедуктивная логика, связанная с умозаключениями. Аристотеля интересовали случаи, которые в формализованном виде описывали «модусы», всевозможности, и не только утвердительные суждения, но и отрицательные. Изучая логику, с точки зрения логической формы, Аристотель создает очень стройное учение о категорическом силлогизме. Тем самым разрабатывая дедуктивную логику, для которой характерно, что здесь мы от общего знания переходим к знанию о частном. Однако эти переходы не так просты как могут показаться.



Аристотель установил основные законы логики. Все его сочинения («Органом») выполняли особую роль в философском учении Аристотеля. Т.е. логика – средство исследований мира и она не стоит отдельно от философии, средство описания форм человеческого мышления. Логика – есть орудие познания бытия.

Правильно пользуясь средствами мышления мы можем постичь вещи. Потому что постижение вещей осуществляется только лишь разумом и посредством высказываний (суждений). Чтобы не допускать неправильных суждений, логика учит находить ошибки, исправлять, делать выводы из посылов.

Логика почти в неизменном виде дошла до нашего времени.

Учения Аристотеля «О душе»

Если у Платона душа состоит из трех частей (не исключает и двухчастного: разумная и неразумная, а неразумную делит на аффективную и вожделеющую). Т.е. три части: разумная, аффективная, вожделеющая. В голове – разумная, ниже – аффективная, еще ниже – вожделеющая.

У Аристотеля другой подход. Он не критикует трехчастное деление Платона. У Аристотеля есть три классификации:

1. Растительное – животное – разумное. Все три части в человеке можно найти. Аристотель признает существование души у животных.

2. Разумное – неразумное. Считает, что бессмертна только разумная часть души.

3. Ощущение – воображение – стремление - разум. Разделение по способностям. К разуму он относит и волю. Воля - есть некое осуществление того или иного выбора (на основе разума).

Аристотель глубоко понимает, что такое душа – что она не предполагает какого-то механического действия. Стремления, желания, удовольствия могут побеждать, хотя с точки зрения и Платона и Аристотеля разум должен был бы властвовать над чувствами, но они понимают, что так не получается. Человек часто знает, что такое зло, тем не менее поступает так. Разница между знанием и нравственностью большая. Воля подчинена разуму.

Ни Платон ни Аристотель не рассматривают удовольствие, как что-то отрицательное. Они не говорят, что человек должен избегать всех удовольствий и жить без удовольствий. Потому что вожделение это и естественные потребности (еда, питье). Аристотель считал, что главное, когда разум оценивает удовольствие. Вопрос, который связывает нас с первой темой: ради чего??? Если удовольствие ради удовольствия, то эти удовольствия должны быть отвергнуты разумом. Такие удовольствия требуют постоянного увеличения, и рано или поздно наступает срыв.

Когда идет речь о любви как об удовольствии – здесь вопрос о том ради чего это совершается. Центральный вопрос по Аристотелю – «Ради чего?». Для него не приемлем какой-то аскетический идеал, но тем не менее все стремления, все вожделения должны стать предметом размышлений.

Жизнь – не есть отказ от удовольствий.

Счастье – это центральное понятие этики добродетели. Собственно только один тип жизни – добродетельный – заслуживает имени мудрой жизни по Аристотелю.

Этика добродетели по Аристотелю – в этом вопросе Аристотель стоит на точки зрения уже сложившейся традиции. Добродетельная жизнь – это осуществление добра в жизни. Человек – существо разумное, мыслящее. Бог – есть мышление самого мышления. В этом отношении человек должен уподобляться Богу. Речь идет о человеческом уподоблении в рамках границы земной жизни. Это уподобление должно исходить из возможностей человека. Из того, что он представляет собой единство тела и души. Нельзя понимать это уподобление в том смысле, что человек соединяется с Богом, но он должен стремиться был добрым, благим.

Добродетель – дианэтическая и этическая. Дианэтические добродетели связаны с обучением, с наукой, исследованием, философией. А этические – воспитываются в человеке. Им тоже обучаются, но обучаются с малолетства, поэтому этические добродетели они, скажем так, те, о которых надо знать каждому человеку.

Этика Аристотеля. Греч. слово «Этос» первоначально значит «характер» человека. Со временем оно переосмысливается, получает другое значение. Эти этические добродетели должны заложить основы воспитания человека и в семье и в школе, т.к. они очень существенны. Поскольку Аристотель хочет снабдить человека хотя бы какими-то формальными правилами, надо сказать, что Аристотель правильно понимает, что без такого формального правила очень трудно руководствоваться в постоянно изменяющихся обстоятельствах, то вскоре они получают название некоей «золотой середины». Т.е. по Аристотелю надо избегать крайностей. Самое сложное не в определении середины, а в определении крайностей. Что представляют собой эти крайности? Аристотель выводит формулу: это между избытком и недостатком. Если речь идет о человеке скупом или расточительном, то и то и другое плохо. Нужно выбрать некую середину – умеренность. На этом примере можно понять, что означает избыток и недостаток. Оказывается, что не все ситуации (не все понятия) могут подходить под это правило. Аристотель говорит, что невозможно выбирать между хорошими и плохими нечто среднее. Это нелепо. Там где мы имеем крайности, которые отрицают друг друга, построенные на законе противоречия, тут среднего выбирать не надо. Средний путь выбирается между такими крайностями, которые предполагают лучшую середину.

Представления о Человеке, как существе общественном. Человек – это существо общественное, существо политическое, государственное. Мы живем в обществе, потому что мы существа общественные. Человеку предназначено жить в обществе. «Без общества могут обойтись только недочеловеки или сверх-человеки». Для Аристотеля очень существенно это определение в силу характерной схемы, которой он придерживается: государство возникло: сначала семья – род – селение – город. Не надо думать, что с точки зрения Аристотеля переход от семьи к роду и к государству есть некая эволюция - это ошибочно. Именно общественный характер природы человека и есть та цель, которая с некоторой неизбежностью и неумалимостью осуществляется в жизни людей. Не случайно соединяются семьи в селения, а селения в города. Человек выполняет свое предназначение. Природа человека устроена таким образом, чтобы человек жил в государстве.

Римская философия много заимствовала у греческой. Но для нее характерно определение свободы. Стали стыдиться рабства.

Скептицизм – античный скептицизм представляет собой глубоко разработанную систему аргументов, которая должна была бы убедить в том, что истину постичь невозможно. Родоначальник – Пирон. По убедительности и глубине своих аргументов и идей превосходит любую более позднюю систему скептицизма.

Неоплатонизм – «новоплатонизм» - основные представители – Платин и Прокл. Вносит существенные и важные изменения в философию Платона, что привело к тому, что его философия занимает почетное место в ряду греческих философских течений. На основе одной платоновской идеи (что существует Бог или Единое, что у этого Бога есть ум). Единое, Ум и Душа – это три сущности, три ипостаси. Ипостась = сущность (в греческой философии) и не означает сущность, когда речь идет о сущности. Каждая последующая сущность (реальность) она менее совершенна. Ум Божий – это уже отсутствие простоты. Если Бог – это Единое, непостижимое, то ум божий – уже отражение этой простоты в уме.

Душа – ум всегда в душе. Поэтому душа меньше усовершенствовала сущность или ипостась, нежели ум. Дале на основе души следует наш мир и люди, состоящие из человеческой души, тела. Единое – есть основа всякого единства в мире. Не будь единого, Не было бы никакого единства. Человеческая жизнь с т.з. Платина не смотря на единство раздираема несоответствием души и тела. У Платина единственно ценным является душа. Больше к Платину, чем к Платону относятся слова Платона «тело это темница души». Реально такое понимание тела мы встречаем только лишь у Платина. Платин разрабатывает и концепцию освобождения души от тела. Хотя он не считает возможным самоубийство как средство освобождения души от тела, но он убежден в том, что только лишь способность души выходить за пределы тела позволяет человеку жить, возвышаться до ума Божественного, даже до Единого. Эту способность он называет экстазом.

Прокл – автор большого количества сочинений, толкований трудов Платона. Оригинальный философ, знаменитая книг «Первоосновы теологии». Отличается от Платина очень формальным характером изложения трудов.

Неоплатонизм оказал сильное влияние на развитие последующей философии.

 





Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2388; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.003 сек.