Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подходы к принятию решений




Содержание и виды управленческих решений

Вопросы к теме

ТЕМА 4. РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ

Техника и технология управления.

Сегодня в качестве главного технического средства используются ЭВМ, компьютеры. К технологическим средствам относятся средства сбора, обработки и хранения информации.

Технические средства, применяемые в процессе осуществления функций управления обозначают термином «технология управления».

Технология менеджмента включает в себя: последовательность процедуры реализации функций управления, систему и порядок документооборота в фирме, порядок использования определенной совокупности технических средств для работы с информацией.

Понятие «технология управления» тесно связано с процессом алгоритмизации операций и процедур в рамках тех или иных функций управляющей системы.

 

 

4.1. Содержание и виды управленческих решений

4.2. Подходы к принятию решений

4.3. Процессы принятия решений

4.4. Методы принятия решений

4.5. Стили принятия решений

 

Каждый из нас принимает множество решений в течение дня и на протяжении всей жизни. Иногда решения очень индивидуальны: что купить? Где работать? Где покушать? Другие, более сложные, которые требуют тщательного обдумывания.

Для менеджера – принятие решений – постоянная и очень ответственная работа.

Необходимость принятия решений пронизывает все, что делает руководитель любого уровня, формулируя цели и добиваясь их решений.

Принятие решений касается не только менеджера, но и людей, работающих на предприятии, поэтому понимание природы и сути этого процесса чрезвычайно для каждого, кто хочет добиться успеха в области управления.

Одним из показателей деятельности менеджера является его способность принимать правильные решения.

Так как менеджеры выполняют четыре функции управления, они реально имеют дело с постоянным потоком решений по каждой из этих функций: планирование, организация, мотивация, контроль.

Выработка и принятие решений – это творческий процесс в деятельности руководителей и включает в себя ряд стадий:

¨ выработку и постановку цели;

¨ изучение проблемы;

¨ выбор и обоснование критериев эффективности и возможных последствий принимаемых решений;

¨ рассмотрение вариантов решений;

¨ выбор и окончательное формулирование решения;

¨ принятие решения;

¨ доведение решения до исполнителя;

¨ контроль за выполнением решения.

Под управленческим решением следует понимать выбор альтернативы – акт, направленный на разрешение проблемной ситуации. В конечном итоге управленческое решение представляется как результат управленческой деятельности.

В более широком понимании управленческое решение рассматривают как основной вид управленческого труда, совокупность взаимосвязанных, целенаправленных управленческих действий, обеспечивающих реализацию управленческих задач.

Управленческие решения можно классифицировать по многочисленным признакам. Однако определяющим моментом являются условия, в которых принимаются решения.

Решения принимаются или в обстановке определенности, или в обстановке риска (неопределенности).

В условиях определенности менеджер сравнительно уверен в результатах каждой из альтернатив. В обстановке риска менеджер может определить вероятность успеха для каждой альтернативы. В этом случае важное значение имеет собственная культура, ценности и традиции организации.

Существуют и другие критерии классификации управленческих решений:

¨ по сроку действия последствий в долго-, средне-, краткосрочные;

¨ по частоте принятия: одноразовые (случайные) и повторяющиеся;

¨ по широте охвата: общие (касающиеся всех сотрудников) и узкоспециализированные;

¨ по форме подготовки: единоличные, групповые и коллективные;

¨ по сложности: простые и сложные;

¨ по жесткости регламентации: контурные, структурированные и алгоритмические.

Контурные решения лишь приблизительно обозначают схему действия подчиненных и дают им широкий простор для выбора приемов и методов осуществления.

Структурированные решения предполагают жесткое регламентирование действий подчиненных. Инициатива сотрудников может проявляться лишь в решении второстепенных вопросах.

Интерес представляет классификация управленческих решений, данная М.Месконом, Ф. Хедоури. Они выделяют организационные, интуитивные и рациональные решения.

Организационные решения – это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Цель организационного решения – движение к поставленным перед организацией задачами.

Организационные решения можно разделить на две группы: запрограммированные и незапрограммированные.

В запрограммированном решении число возможных альтернатив ограничено и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией.

Незапрограммированные решения – это решения, требующие в определенной мере новых ситуаций (они сопряжены с неизвестными факторами).

К числу незапрограммированных можно отнести решения вопросам: о цели организации; улучшения продукции услуг; усовершенствования структуры и т.п. На практике управленческие решения не бывают в чистом виде запрограммированными или незапрограммированные.

 

В управленческой практике к принятию решений сложились два основных подхода: индивидуальный и групповой.

В рамках индивидуального подхода наибольшую значимость приобретает централизация принятия решений.

Речь идет о том, что большая часть решений в организации принимается в высшем звене управления и, как правило, одним или небольшой группой менеджеров, то есть при централизованном подходе акцент делается на то, чтобы решения принимались высшим звеном управления.

При групповом подходе к принятию решения менеджер любого управленческого уровня привлекает служащих. В этом случае менеджер высшего уровня управления, ответственный за принятие данного решения, делегирует полномочия (передает ответственность по принятию решения) на самый нижний управленческий уровень.

Главное преимущество данного подхода в том, что ответственность и власть передается людям на более низкие уровни управления. Разрешение рабочих участвовать в принятии решения напрямую затрагивает их интересы, что увеличивает эффективность принятия решения.

Рассматривая процесс принятия решения, необходимо учитывать два момента:

¨ принимать решения легко, но хорошее решение – трудно;

¨ принятие решения – это психологический процесс, поэтому неудивительно, что способы, используемые руководителем, варьируются от спонтанных до глубоко логических. отсюда можно утверждать, что процесс принятия решений имеет интуитивный, основанный на суждении, и рациональный характер.

Интуитивные решения – это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Человек, принимающий решения, чисто интуитивно основывается на собственном ощущении того, что выбор правильный. Здесь играет роль его «шестое чувство», озарение. Это характерно для top-менеджеров.

Менеджеры среднего звена middle management в своих решениях больше полагаются на информацию и помощь компьютера. Их решения более рациональны.

Приобретая опыт в управлении, развивается интуиция, но ориентироваться только на нее не желательно, статистика говорит о невысоких положительных результатах, полагающихся только на интуицию.

Решения, основанные на суждениях – это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Принятие решений, основанных на суждениях сходно с интуитивным, на первый взгляд, но в действительности различны, потому что в их основе лежат знания и опыт прошлого. Поэтому, используя опыт и опираясь на здравый смысл, учитывая современную обстановку, менеджер предлагает свое решение. Часто это решение успешное, но не всегда (здравый смысл у людей встречается редко), поэтому данный способ принятия решения ненадежен. Руководитель при таком подходе действует в направлениях, хорошо ему знакомых, а в другие области, в которых он менее осведомлен, не вникает и таким образом он может упустить хороший результат.

Рациональное решение отличается от других тем, что оно зависит от прошлого опыта. Оно обосновывается с помощью объективного аналитического процесса.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2046; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.