КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Современные научные подходы к менеджменту (80—90-е гг.)
Классическая (административная) школа в управлении (1920-1930) 1. Ключевые положения классической школы 2. Основные идеи школы, используемые в современном менеджменте 1. Классическая, или административная, школа в управлении возникла на основе идей школы научного управления. Становление школы связывают с именами А. Файоля, Дж. Муни, Л. Урвика, Р. Дейвиса, М. Вебера, Ч. Бернарда. Внимание этой группы исследователей привлекли общие функции и принципы управления, функции менеджеров, определение общих характеристик и закономерностей организаций. Рассмотрению подверглись следующие проблемы: • принципы и функции менеджмента; • принципы работы и функции менеджеров всех уровней управления; • построение организации (структура и управление работниками); • процессный подход к управлению; • власть и ответственность; • справедливость оплаты труда. Главной целью школы была разработка универсальных принципов управления. А. Файоль выделил 14 основных принципов управления: 1) разделение труда; 2) власть и ответственность; 3) дисциплина; 4) единство распорядительства (единоначалие); 5) единство руководства; 6) подчинение частных интересов общим; 7) вознаграждение по труду; 8) централизация и децентрализация; 9) иерархия руководства; 10) порядок; 11) справедливость; 12) постоянство состава персонала; 13) инициатива; 14) единение персонала (корпоративность). 2. Основной вклад исследователей классической школы управления в современный менеджмент состоит в рассмотрении управления как процесса, состоящего из взаимосвязанных функций, в изложении основных принципов управления, а также в разработке концепции «менеджмента персонала».
Классическая школа заложила фундамент мировой управленческой науки. 4. Школы «человеческих отношений» и «поведенческих наук» (1930—1960) 1. Ключевые положения школы «человеческих отношений» 2. Ключевые положения школы «поведенческих наук» (бихевиористская школа) 3. Основные идеи школ «человеческих отношений» н «поведенческих наук», используемые в современном менеджменте Школа «человеческих отношений» обязана трудам таких исследователей, как Г. Мюнстерберг, М. Фоллет, Э. Мэйо, Ч. Бернард, Ф. Ротлисбергер, Г. Саймон, А. Райе, Р. Черчмен, Е. Арноф и др. Основное внимание ученых было уделено следующим проблемам: • социальная ответственность руководства перед работником; • индивидуальная психология; • консультации с работниками; • совершенствование труда в самой системе управления; • стимулирование у работников инициативы в достижении целей организации; • обеспечение единства Целей и усилий членов коллектива. Главный научный вывод школы заключается в том, что повышение эффективности организации обеспечивается повышением эффективности человеческих ресурсов. По А. Маслоу, мотивами человеческих поступков являются в основном не экономические стимулы, а потребности людей. 2. Концепцию управления с позиции науки о поведении (бихевиористская школа) развивали К. Арджирйс, Р. Лайкерт, Д. Мак-Грегор, Ф. Герцберг, М. Вебер и др. Основными аспектами изучения управления учеными данной школы были: • социальное взаимодействие в производственном коллективе; • мотивация к труду; • авторитет и лидерство в коллективе; • формальные и неформальные организации; • коммуникации в организациях; • изменение содержания работы и качество трудовой жизни., Главным выводом создателей школы «поведенческих наук» было утверждение того, что правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности труда как отдельного работника, так и организации в целом. Как показала практика, выводы теории оказались эффективными в ограниченном числе случаев, связанных с конкретной ситуацией.
Школы «человеческих отношений» и «поведенческих наук», рассматриваемые зачастую как единая школа, внесли свой вклад в современный менеджмент. Вот основные идеи, используемые в настоящее время: • отношение к работникам организации как к активным человеческим ресурсам; • использование факторов коммуникации, групповой динамики, мотивации и лидерства; • учет роли социальных, возрастных, половых, этнических и других факторов, влияющих на эффективность труда. 5. Школа «социальных систем» 1. Ключевые положения школы «социальных систем» 2. Вклад школы в современный менеджмент 1. Общепризнанными школами становления и развития менеджмента являются школа научного управления, классическая, или административная, школа, школа «человеческих отношений» и «новая школа» управления (с. 18). Однако многих исследователей не удовлетворяла ориентация названных школ в основном на практику менеджмента. Ряд ученых школ «человеческих отношений» и «поведенческих наук» пришли к выводу, что эффективность труда индивида зависит не только от его психологии, но и от системы групповых (социальных) взаимоотношений внутри организации. Школа «социальных систем» сложилась на базе концепции структурно-функционального анализа, а также общей теории систем (Т. Парсонс, Р. Мертон, Л. Берталанфи, А. Рапопорт). Основные представители школы: Ч. Бернард, Ф. Селзник, Г. Саймон, Д. Марч, А. Этциони, М. Хейра, индустриальный социолог Э. Триест. Главная идея школы — представление о социальной организации как комплексной организационной системе с ее составляющими (индивид, формальная и неформальная структуры, внешнее окружение, технические средства труда). Работник рассматривается как социально-ориентированный индивид, потребности которого влияют на среду в организации, которая в свою очередь влияет на работника. 2 Основной научный вклад школы «социальных систем» заключается в применении анализа частей (элементов, подсистем) социальной организации и взаимодействия их между собой.
Школа оказала большое влияние на развитие конфликтологии, рассматривая конфликт как проявление самой природы организации. В рамках школы сложилась идея иерархии потребностей человека — человек, достигнув удовлетворения одного уровня потребностей, стремится к достижению следующего, более высокого уровня. 6. «Новая школа» управления (50—60-е гг.) 1. Ключевые положения «новой школы» управления 2. Вклад школы в современный менеджмент 1. Среди создателей и последователей «новой школы» управления (ее называют также «количественной» и «управленческой» школой) следует назвать таких известных исследователей менеджмента, как Л. Берталанфи, Д. Форестер, Р. Люс, А. Гольдбергер, М. Месарович, Л. Клейн, В. Леонтьев и др. Появление «новой школы» является следствием применения ЭВМ и математических методов в управлении. Ее концепция управления опирается на экономико-математический аппарат, теорию систем, достижения кибернетики и вычислительной техники, с помощью которых осуществляется интеграция математического анализа и субъективных решений менеджера. Характерной особенностью «новой школы» управления является замена словесных рассуждений моделями, символами и количественными значениями. Усилия исследователей «новой школы» управления была направлена на решение следующих проблем: • управление и оптимизация запасов ресурсов организации и их распределение; • использование теории игр при принятии решений; • системный анализ целей организации; • выбор стратегии поведения в условиях неопределенности; • статистические методы анализа и оценки различных ситуаций; • сетевое планирование; • прогнозирование и др. 2. Вклад «новой школы» управления в становление современного менеджмента заключается в развитии и использовании современных количественных методов обоснования решений путем внедрения в науку управления аппарата точных наук и компьютеров. На базе «новой школы» сложилась такая научная дисциплина, как теория управленческих решений, которая в настоящее время занимается математическим моделированием процессов выработки решений в коллективах, алгоритмов выработки оптимальных решений с применением теории статистики, теории игр, количественных прикладных и абстрактных математических моделей экономических явлений.
Наибольшую значимость приобрел в настоящее время системный подход в управлении, основы которого были заложены в рамках «новой школы» управления. 1. Системный подход к менеджменту 2. Ситуационный подход к менеджменту 3. Новейшие подходы
1. Системный подход — метод, рассматривающий связи и целостность сложных открытых систем. В рамках этого подхода организация рассматривается как открытая социальная система, которая приспосабливается к своей многообразной внешней и внутренней среде, а главные причины того, что происходит внутри организации, следует искать вне ее. В социальных системах взаимосвязь элементов характеризуется наличием общих целей или одинаковых интересов. Это является решающим фактором совместной деятельности людей. Будучи элементами организации (социальной системы), люди попадают в зависимость от результатов работы друг друга. Целостность системы определяется постоянством отношений и связей между людьми. Представителем системы выступает орган управления или руководитель, который определяет общие цели и задачи каждого элемента системы (подразделения, работника). Роль руководителя в системе вызвана необходимостью разделения труда. Управляющий орган или руководитель должны стремиться к тому, чтобы цели организации как можно в большей степени отражали потребности и интересы людей — ее работников.
2. Ситуационный подход сводится к тому, что в каждом конкретном случае (производственной ситуации) следует применять свои конкретные методы управления. Поскольку на организацию оказывают влияние множество различных внешних и внутренних факторов (разных по составу и интенсивности), то наиболее эффективным способом управления в конкретной ситуации будет тот, который обеспечит оптимальный результат работы всей организации. Центральным фактором ситуационного подхода является сама ситуация, т. е. комплекс обстоятельств, влияние которых на организацию в данный момент самое сильное. Ситуационный подход эффективно увязывает конкретные приемы управления и научные воззрения исторически предшествующих школ с конкретной ситуацией для достижения цели организации. Часто ситуационный анализ проводят методами экспертных оценок и «мозгового штурма».
3. Управление по целям (результатам), по П. Дракеру, основывается на следующих принципах: система управления должна обеспечивать достижение всех целей и задач организации; каждый руководитель — сверху донизу — должен иметь четкие цели в рамках своих обязанностей; цели и задачи всех менеджеров согласуются, в идеальном случае формируется иерархия целей, конкретизируемых на каждом последующем уровне при движении сверху вниз. Теория управления «7-S» (Т. Питерс, Э. Атос и др.) формируется на базе 7 взаимосвязанных составляющих: стратегии управления, структуры штатов, процессов организации, стиля руководства, квалификации персонала, разделенных ценностей. Задача менеджмента — гармонизация всех семи составляющих. Теория Z базируется на японском опыте управления. Формула успеха организации (У. Оучи) такова: долгосрочный наем кадров, групповое принятие управленческих решений, персональная ответственность, оценка кадров и их продвижение, формализация контроля исполнения решений, всесторонняя забота о людях.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1691; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |