Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диагностика индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения




Для диагностики межличностных отношений важно выде­лить те индивидуально-личностные свойства участников интеракции, которые проявляются и влияют на процесс общения. Созданы тесты и, шкалы для измерения таких свойств, как стиль лидерства, авторитар­ность, совместимость, тревожность, личностные ценности и т.д. Все шкалы вряд ли можно перечислить, их очень много, потому что боль­шинство исследователей и практиков строят их, исходя из своих задач и конкретной ситуации.

Существуют попытки объединить разные шка­лы в обширные психологические опросники, подготовить специальные батареи тестов для изучения межличностных отношений. Мы более подробно остановимся на двух тестах: «Калифорнийском психологиче­ском опроснике» (CPI) личности и методике Т. Лири.

Калифорнийскии психологический опросник личности (CPI). Он был разработан по принципу МMРI в конце 60-х годов американским пси­хологом Дж. Гоухом. Цель этого опросника, как указывает сам его создатель, это «предвидеть, что люди скажут или сделают в определенной ситуации, а также предсказать, что другие скажут о них». В отличие от MMPI, CPI предназначен для здоровых людей и выявляет не патологические, а скорее социально-психологические характеристики личности.

Сам опросник состоит из 480 утверждений, на которые испытуемому радо ответить «да» или «нет». Большинство вопросов, 200 из которых взяты из MMPI, касается типичного поведения, повседневных чувств, мнений и установок испытуемого. Подсчитанные ответы переносятся на листы со стандартными нормами по 18 шкалам опросника, и строится профиль личности. Шкалы опросника при интерпретации объединяются в четыре группы.

6 шкал, входящие в первую группу, измеряют уравновешенность, самоуверенность и адекватность в межличностных отношениях. Это шкалы доминирования, способности приобрести социальный статус, социальность, общительность, самоприятие и чувство благополучия.

Вторая группа шкал выявляет зрелость и социализацию личности, ее ответственность и межличностные ценности. В нее включены также 6 шкал: ответственности, достигнутой социализации, самоконтроля, то­лерантности, благоприятного впечатления и обычности. Третий класс измеряет потенциал достижения и развития человека, его интеллектуальную эффективность. Включены шкалы достижения через конформ­ность, достижения через отстаивание своей независимости, интеллек­туальной эффективности. В четвертый класс входят три шкалы: пси­хологичность, гибкость и женственность.

3 из этих шкал - чувства благополучия, хорошего впечатления и обычности - позволяют определить искренность ответов на опросник, хотя результаты по ним тоже интерпретируются.

При факторизации опросника обычно выделяются пять факторов, которые по содержанию не совпадают с выделенными создателем теста четырьмя группами шкал. Это, а также высокая корреляция шкал между собой говорят о заметной избыточности 18 показателей, что яв­ляется слабым местом опросника.

Несмотря на свои слабые места (они похожи и на недостатки MMPI), CPI является лучшим опросником такого типа, помогающим диагностировать те личностные свойства, которые влияют на меж­личностные отношения. Интерпретация результатов производится на языке здравого смысла, а не на специальном психологическом «жарго­не», что позволяет легко использовать полученные результаты в психо­логической практике. Имеется несколько хорошо подготовленных ру­ководств по CPI, он переведен на разные языки, ведется широкая ра­бота по его усовершенствованию и валидизации. Возможен также перевод ответов по CPI на другие шкалы, например сокращенный вариант MMPI, список личностных, предпочтений Эдвардса, шкалу тревожности Тейлора и некоторые другие. С помощью CPI были получены хорошие результаты в прогнозировании таких критериев, как детская преступность, успеваемость в старших классах, успешность овладения многими сферами профессиональной деятельности. Межличностные отношения имеют сложную структуру, они пронизывают разные уровни организации личности. Поэтому вряд ли, ис­пользуя один, даже хорошо разработанный тест, можно полностью раскрыть человеческие отношения. Одна из попыток создать систем­ную «Батарею для диагностики межличностных отношений индивида» принадлежит Т. Лири и его сотрудникам.

Она включает три методики для диагностики межличностных отно­шений у индивида на четырех уровнях. Результаты всех измерений переводятся в так называемую дискограмму - круг, который состав­ляют из восьми психологических тенденций (октант). Они определен­ным образом ориентированы относительно двух главных осей в меж­личностных отношениях. По мнению Т. Лири, это «доминирование - подчинение» и «дружелюбие - агрессивность». Октанты заключают в себе качества, характеризуемые следующими восемью психологическими тенденциями:

1) «тенденция к лидерству - властность - деспотич­ность»;

2) «уверенность в себе - самоуверенность - самовлюбленность»;

3) «требовательность - непримиримость – жестокость»;

4) «скепти­цизм - упрямство – негативизм»;

5) «уступчивость - кротость - пас­сивная подчиняемость»;

6) «доверчивость - послушность – зависимость»;

7) «добросердечие - несамостоятельность - чрезмерный конформизм»;

8) «отзывчивость - бескорыстие – жертвенность».

Первый уровень личности - уровень публичного межличностного поведения - измеряется с помощью 8 шкал MMPI, а полученные результаты переводятся в 8 главных октант дискограммы.

Второй уровень - образ себя и других - измеряется специально для этого соз­данным списком личностных качеств, который состоит из 128 прилага­тельных. Полученные результаты также переводятся в 8 главных октант дискограммы.

Третий уровень - уровень бессознательного и личностных символов - измеряется 10 картами ТАТ. Ис­пытуемого просят описать в двух предложениях каждую картинку.

Четвертый уровень - сознательный идеал - измеряется заполнением того же списка из 128 прилага­тельных, при этом испытуемого просят ответить, ка­ким бы он хотел быть.

Полученные результаты по третьему и четвертому уровням, как и по первым двум уровням переводятся в 8 главных октант дискограммы.

Таким образом, получается оценка личности по 8 главным психо­логическим тенденциям на разных уровнях организации лично­сти.

В.В. Столин отмечает, что несмотря на всю продуманность батареи тестов, остается неясным, как соотносить разные уровни между собой (особенно уровень бессоз­нательного и личностных символов), также не хватает данных для стандарти­зации всей батареи тестов, для количественного сопоставления резуль­татов. Поэтому распространение получила не сама батарея тестов, а список личностных качеств, который широко используется отечественными психологами. Сама эта методика может заполняться и наблюдате­лем, чтобы потом сравнить с результатом заполнения самим челове­ком.

Существуют и многие другие методики и шка­лы, измеряющие важные для межличностных отношений свойства ин­дивида, причем большинство из них соз­дается каждым исследователем для решения тех специфических задач, в которых они задействованы. Можно только указать на чаще все­го используемые в области межличностных отношений шкалы. Это шкала на совместимость В. Шутца, которая опирается на его теорию фундаментальных ориентации в межличностных отношениях. Ориентации выражаются в желании или избегании: 1) включиться в контакт, 2) установить контроль и влиять на межличностные отношения, 3) быть эмоционально привязанным и любить.

Часто употребляются различные шкалы, построенные по прин­ципу семантического дифференциала Ч. Осгуда, шкалы для выявления стиля лидерства Фидлера и Р. Кейссела, карточки М. Рокича для выявления ценностных ориентации и ряд других методик.

Обобщая, можно сказать, что о дин из возможных путей диагности­ки межличностных отношений лежит в выявлении тех индивидуальных качеств и свойств, которые влияют на сами отношения. Существуют разные вербальные шкалы для выявления того или иного свойства. Что касается более общей методики, то большинство авторов сходятся в том, что пока лучше всего разработанной методикой для данной области является Калифорнийский, психологический опросник личности. Он может быть использован при решении самых разнообразных задач, как научного исследования, так и психологической практики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.