Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация и проведение ревизии по инициативе правоохранительных органов




 

При решении вопроса об организации ревизии сотрудник правоохранительных органов (оперативный работник, следователь и др.) должен чётко определить, какие обстоятельства подлежат выяснению с ее помощью, к деятельности какого предприятия или отдельных должностных лиц они относятся, какой период деятельности необходимо охватить проверкой, возможно ли проведение проверки ревизионными методами.

При необходимости могут быть осуществлены подготовительные действия:

а) проведение опросов, осмотров, а также оперативно-розыскных мероприятий;

б) изучение нормативного материала об особенностях производства ревизии в системе того ведомства, в котором находится организа­ция, подлежащая проверке;

в) консультация со специалистами (бухгалтерами, экономистами, товароведами, строителями, технологами и др.).

По делам о хищениях ревизии и документальные проверки должны проводиться правоохранительными органами, как правило, до возбуждения уголовного дела.

Правовым основанием назначения ревизии правоохранительными органами являются:

п.25 ст. 11 Закона РФ «О милиции», которая предоставляет право органам внутренних дел при наличии информации о нарушениях в финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций требовать обязательного проведения ревизий и иных проверок;

ч.4 ст. 21 УПК РФ, в соответствии с которой требования, поручения и запросы прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя, предъявленные в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами;

ч.1 ст. 86 УПК РФ, регламентирующей собирание доказательств в ходе уголовного судопроизводства.

Следует учитывать, что по инициативе правоохранительных органов могут быть назначены первичные, повторные и дополнительные документальные ревизии.

Правоохранительной практике известны два основных канала поступления информации, содержание которой требует назначения первичной ревизий. Соответственно этому можно выделить две ситуации назначения документальной ревизии.

1. Фактическими основаниями для проведения первичной ревизии до возбуждения уголовного дела могут быть:

наличие проверенной информации о конкретных фактах хищений и злоупотреблений должностных и материально-ответственных лиц, требующей проверки всей деятельности организации или её структурных подразделений;

обнаружение органом дознания таких документальных и фактических несоответствий, которые могут быть установлены только ревизионными методами;

выявление при инвентаризации крупных недостач или излишков, а материалы инвентаризации ревизионным путем не проверялись;

задержание с поличным при хищении материально-ответственных или должностных лиц.

Отметим, что при назначении ревизии на закрытых (режимных) объектах или производственных участках, где может быть секретная документация, лица из числа ревизоров в обязательном порядке должны иметь для работы с документами допуск, оформленный в соответствии с положениями Инструкции «О порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28 октября 1995 г. №1050.

2. При назначении первичной ревизии после возбуждения уголовного дела следователь должен располагать:

а) обоснованной версией о способе совершения преступления;

б) достаточно полными и достоверными данными о том, что расследуемое преступление оставило следы в бухгалтерских документах.

Основанием для проведения ревизии после возбуждения дела, чаще всего, являются:

наличие в материалах дела отдельных фактов противоправной деятельности, из которых усматривается необходимость проверки по первичным документам всей деятельности организации, если за этот период плановая ревизия не проводилась;

обоснованное ходатайство подозреваемого (обвиняемого) о проведении документальной ревизии;

установление в процессе расследования факта работы обвиняемого в другой организации на аналогичной должности;

обнаружение в процессе расследования преступных связей подозреваемого (обвиняемого) с работниками других организаций, включенных в сферу расследования;

сообщение эксперта-бухгалтера о невозможности дачи заключения по конкретно поставленным вопросам без предварительного проведения ревизии.

При наличии данных о влекущем уголовную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, в целях установления оснований для возбуждения уголовного дела, начальником органа внутренних дел (органа милиции) или его заместителем выносится мотивированное постановление о назначении проверки, ревизии по установленной форме. В тексте постановления выделяются описательная и резолютивная части.

В описательной части приводится мотивировка требования. Она должна быть, как правило, сравнительно краткой, без излишних подробностей, но вместе с тем содержать необходимые обоснования требования. Основную часть постановления (его резолютивную часть) составляет задание, которое следователь считает необходимым поставить перед ревизором. Оно должно вытекать из конкретных обстоятельств уголовного дела и быть направлено на выяснение конкретных вопросов, имеющих значение для этого дела.

Существенное значение имеет указание в постановлении следователя срока, в течение которого необходимо закончить ревизию и представить ее материалы. При этом надо исходить из обстоятельств дела и объема предстоящей ревизионной проверки. Здесь также может быть полезна консультация специалиста. В необходимых случаях следует требовать выделения такого количества ревизоров, которое обеспечило бы окончание ревизии в требуемый срок.

Ревизия проводится сотрудниками Центра документальных проверок и ревизий МВД России, а также специалистами-ревизорами подразделений органов внутренних дел по налоговым преступлениям, сотрудниками Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор).

На эффективность проведения ревизии по инициативе правоохранительных органов влияет выбор времени для ее начала, который обусловлен тремя основными исходными методическими ситуациями, позволяющими соответственно решать различные задачи.

В первой ситуации следы преступления сохранились в бухгалтерских или иных документах, посредством ревизии может быть решена главная задача, связанная с изобличением подозреваемых лиц. Применительно к хищениям это, например, возможность установить: способ создания резерва (излишков) учтенных материальных ценностей и способ их изъятия или хищение из депонированных сумм и др. В подобной ситуации можно говорить о достаточности ревизии и осуществлении ее в первую очередь в сочетании с оперативно-розыскными мероприятиями и следственными действиями.

Во второй ситуации следы преступления сохраняются в отдельных документах, и ревизия позволяет определить лишь размер ущерба, причиненного некоторыми эпизодами правонарушения, а также установить факт изъятия материальных ценностей либо источник хищения. Что касается обстоятельств, относящихся к событию преступления, то они должна быть закреплены оперативно-розыскным либо процессуальным путем.

В ситуации третьего типа следы преступлений в учетных документах отсутствуют или они не сохранились. Подобное положение не позволяет с помощью ревизии определить размер причиненного ущерба. При этом ни действия по созданию, ни действия по изъятию созданных излишков документально установить крайне затруднительно, поэтому эпизоды преступления устанавливаются оперативно-розыскным или процессуальным путем. И только после этого, как правило, целесообразно назначать ревизию для того, чтобы сопоставить результаты проверки хозяйственных операций, нашедших отражение в данных официального учета, со сведениями оперативного характера или полученными в ходе расследования.

С позиции оперативного работника и следователя данная ситуация свидетельствует об относительной безрезультатности ревизий, хотя в данном случае с ее помощью могут быть установлены такие обстоятельства, как недостатки и упущения в организации учета, контроля, хранения ценностей и т. д.

Аналогично должен решаться и вопрос о периоде деятельности организаций или отдельных должностных лиц, охватываемом ревизионной проверкой. Следует подвергать ревизии лишь тот период, на который указывают имеющиеся данные о злоупотреблениях, либо с которыми связаны возникшие у сотрудника правоохранительного органа обоснованные предположения о возможном совершении в течение этого периода преступлений.

После назначения ревизора необходимо также убедиться в его личной незаинтересованности в исходе проводимой ревизии. Если имеются данные о причастности его к злоупотреблениям или иной личной заинтересованности, могущей отразиться на объективности проверки, оперативный работник (следователь) должен принять меры к тому, чтобы этот ревизор был отстранен, а производство ревизии поручено другим лицам.

Производство ревизии, помимо обнаружения преступлений, позволяет выявлять обстоятельства, способствовавшие злоупотреблениям, в том числе нарушения и иные недостатки на различных участках производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций. Их выявление входит в общие задачи ревизии как средства финансового контроля. При этом ревизоры должны их устанавливать, если даже в задании не поставлен соответствующий вопрос.

Ревизия проводится в несколько этапов.

1-й этап — подготовительный. Он включает издание приказа о назначении ревизии, в котором определяется состав ревизионной группы и сроки проведения проверки. На данном этапе ревизоры знакомятся с содержанием материалов предыдущих ревизий, анализируют отчетность проверяемой организации, составляют план предстоящей ревизии.

Целесообразно, чтобы план был согласован с инициатором проведения ревизии. При этом могут быть обсуждены и решены такие вопросы, как: внезапность начала ревизии на ревизуемом предприятии; методы проведения ревизии; очередность и сроки проведения отдельных ревизионных действий; вызов лиц для получения объяснений; обращение ревизора в другие организации и проведение встречных проверок и др. Правильное решение указанных вопросов имеет большое значение для обеспечения наибольшей эффективности ревизионной проверки и решения задач установления объективной истины.

На данном этапе сотруднику правоохранительного органа целесообразно предпринимать действия, способствующие обеспечению:

сохранности бухгалтерских документов путем их изъятия или опечатывания мест хранения;

объективности ревизора путем устранения каких-либо давлений на него со стороны проверяемых лиц;

взаимодействия с ревизором и координацию его действий путем использования (в допустимых пределах) информации о проверяемых лицах и их деятельности, полученной в ходе оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий.

Эффективность документальной ревизии существенно повысится, если органы дознания, следствия будут осуществлять изъятие документов целенаправленно, с учетом специфики предстоящей ревизии и объектов предстоящей проверки.

2-й этап — неотложные контрольные действия ревизора. На данном этапе ревизор опечатывает места хранения денежных средств, материальных ценностей, складские помещения. Одновременно он предъявляет руководителю ревизуемой организации документы о назначении ревизии и знакомит его с составом ревизионной группы.

В начале ревизии сотрудник правоохранительного органа строит свои отношения с ревизором таким образом, чтобы последний систематически информировал его о ходе дальнейших ревизионных действиях и немедленно сообщал о выявлении фактов злоупотреблений.

3-й этап — проведение контрольных действий. Данный этап состоит из двух стадий.

На первоначальной стадии осуществляется общая проверка хозяйственной деятельности. Ревизор первоначально знакомится со сводной документацией, с отчетностью отдельных структурных подразделений, применяет методы экономического анализа и уточняет методы проверки и виды операций, бухгалтерских документов, которые следует подвергнуть более глубокому изучению. Таким образом, основная цель данного этапа — выделение участков хозяйственной деятельности и конкретных операций требующих детальной проверки.

На стадии общего исследования документов ревизором могут быть установлены условия, при которых возможно совершение экономических преступлений. К таким условиям относятся:

1) работа в должности, связанной с материальной ответственностью, бухгалтерским учетом без надлежащего контроля со стороны руководства предприятия за деятельностью этого круга работников;

2) отсутствие должностных инструкций, четко определенных должностных прав и обязанностей персонала предприятия;

3) отсутствие на предприятии действенного механизма внутреннего контроля (в виде контрольно-ревизионной службы, подразделения внутреннего аудита) за сохранностью имущества, законностью и целесообразностью финансовых и хозяйственных операций;

4) слабая постановка и методология бухгалтерского учета на предприятии;

5) отсутствие серьезного внешнего аудита или ревизионного контроля со стороны вышестоящей организации.

Необходимо также, чтобы ревизор учитывал рекомендации сотрудника правоохранительного органа, касающиеся дальнейшего проведения ревизии, выполнения конкретных ревизионных действий, применения отдельных обоснованных методов проверки. Со своей стороны, оперативный работник может сообщить ревизору те или иные данные, знакомить его с имеющимися в его распоряжении документами, которые необходимы для обеспечения полноты ревизионной проверки.

Вторая стадия работы ревизора на данном этапе предусматривает детальное исследование хозяйственных операций, предусматривает работу ревизора с первичными документами и выполнение ряда конкретных действий, таких, как встречная проверка, метод взаимного контроля и др.

при необходимости проводятся встречные проверки в предприятиях и организациях, осуществляющих взаимные расчеты с ревизуемой организацией. В случае, когда такие проверки выходят за рамки постановлений (требований), правоохранительным органом выносится новое постановление.

Не дожидаясь окончания ревизии, следователь должен сам активно вести расследование преступлений, в том числе и связанных с ними обстоятельств, которые являются предметом ревизионной проверки. Приостанавливать, задерживать расследование по делу на период производства ревизии не допускается.

В процессе проведения ревизии оперативный сотрудник, следователь должен:

- сочетать использование ревизионных методов с применением других средств доказывания в целях быстрого расследования преступления;

- на основе полученных по расследуемому делу материалов своевременно направлять деятельность ревизора на наиболее криминогенные участки хозяйственной деятельности ревизуемой организации;

- не дожидаясь окончания ревизии, осуществлять необходимую проверку выявляемых в процессе ревизии обстоятельств.

Перечисленные задачи тесно взаимосвязаны, и их выполнение должно осуществляться одновременно. Следя за работой ревизора и реально оценивая его возможности, следователь сам может сделать многое для выявления и доказывания новых фактов преступлений и иных связанных с ними обстоятельств. Для этого он использует: допрос обвиняемых и свидетелей, производство осмотров, обысков, оперативно-розыскных мероприятий и т. д.

Ревизор в процессе проведения проверочных действий обеспечивает их объективность. С этой целью ревизуемым лицам предоставляется возможность:

давать объяснения по ходу ревизии и представлять необходимые документы;

просить о дополнительной проверке обстоятельств, имеющих отношение к делу;

принимать участие в проведении ревизии;

знакомиться с актом документальной ревизии и давать по нему соответствующие объяснения.

4-й этап — составление документов о результатах ревизии. Результаты ревизии оформляются актом.

Акт документ, обобщающий результаты ревизии, в котором фиксируется состояние производственной и финансово-хозяйственной деятельности организации, отражаются как выявленные недостатки, нарушения действующих законов, положений, инструкций и случаи злоупотреблений, хищений и недостач, так и положительные стороны производственной деятельности проверяемого объекта.

Структурно акт ревизии имеет 3 основные части: вводную (общую), описательную, заключительную (итоговую):

а) вводная часть включает в себя основания для назначения документальной ревизии; наименование ревизуемой организации; фамилию, имя и отчество ревизора; краткое изложение обстоятельств дела; перечень проверенных документов; задание ревизору и место проведения ревизии; список присутствовавших при ревизии лиц; дату начала и окончания ревизии;

б) описательная часть состоит из данных бухгалтерского учета; методов ревизии; установленных фактов нарушений; наименования нормативного акта, регулирующего деятельность лиц по проверяемым вопросам;

в) заключительная (итоговая) часть, т.е. мотивированные ответов ревизора на поставленные перед ним вопросы

Записи в акте ревизии излагаются на основе: проверенных документов и фактов, вытекающих из имеющихся в ревизуемой организации материалов; актов о результатах произведенных встречных проверок; фактических проверок действительности совершения операций, а также сведений, вытекающих из заключений специальных экспертиз. В содержание акта входит изложение установленных фактов.

Все факты в акте ревизии излагаются таким образом, чтобы по каждому из них имелись документально обоснованные ответы на следующие вопросы:

объект нарушения (инструкция, приказ, постановление и т.д. с указанием пункта, параграфа и содержания нарушения);

нарушитель (с указанием должностных или материально-ответственных лиц);

время нарушения (дата или период совершения нарушения или злоупотреблений);

способ нарушения;

чем вызвано нарушение (причины и условия, способствующие нарушениям); размер причиненного ущерба.

Не допускается включение в акт сведений из следственных материалов, а также юридическая и нравственная оценка ревизором выявленных фактов.

Возможно составление промежуточных актов, отображающих факты проверки конкретных участков хозяйственной деятельности (производств, подразделений) и выявление злоупотреблений. Промежуточными актами могут оформлять результаты ревизии денежных средств, расчетов с поставщиками и заказчиками и т.п. При этом данные, отраженные в промежуточном акте должны найти обязательное отражение в основном акте ревизии.

Акт ревизии составляется в трех экземплярах: один экземпляр для органа, по мотивированному обращению, требованию или поручению которого проведена ревизия; один экземпляр для проверенной организации; один экземпляр для Росфиннадзора (территориального органа).

Руководитель ревизионной группы устанавливает по согласованию с руководителем организации срок для ознакомления последнего с актом ревизии и его подписания, но не более 5 рабочих дней со дня вручения ему акта

При наличии у руководителя организации возражений по акту ревизии он делает об этом отметку перед своей подписью и вместе с подписанным актом представляет руководителю ревизионной группы письменные возражения. Письменные возражения по акту ревизии проверки приобщаются к материалам ревизии

В акт (проверки) после его подписания проверяющим и должностными лицами ревизуемой организации не допускается внесение каких-либо изменений.

Руководитель ревизионной группы в срок до 30 рабочих дней со дня получения письменных возражений по акту ревизии рассматривает обоснованность этих возражений и дает по ним письменное заключение. Указанное заключение утверждается лицом, назначившим ревизию. Один экземпляр заключения направляется проверенной организации, один экземпляр заключения приобщается к материалам ревизии

К моменту окончания ревизии сотрудник правоохранительного органа, поддерживавший необходимый контакт с ревизором, обычно знает о тех предварительных результатах, которые получены в ходе ревизионной проверки. Для него небезразлично, каким образом будут оформлены эти результаты. Поэтому, исходя из потребностей дальнейшего расследования, дознаватель, следователь может высказать ревизору определенные рекомендации, касающиеся составления акта и оформления материалов ревизии.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2161; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.