Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос. Основные формы культуры и сферы культуры




Тема 5. Структура культуры.

Культурология [Текст]: учебник/ под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана.- М. Высшее образование, 2009.- 566 c.

5. Костина А. В., Культурология [Текст]: учебник/ А. В. Костина.- 3-е изд., доп.- М: КноРус, 2008.- 336 c.

Цель лекции: изучение внутреннего строения культуры, конкретизация идей о многообразии культуры с точки зрения наличия в ней различных уровней, форм, сфер. Уметь анализировать и оценивать исторические события и процессы, занимать активную гражданскую позицию, благодаря знаниям о структуре человеческой культуры.

Ключевые слова: «структура культуры», «форма культуры», «сфера культуры», «субкультура», «нравственность», «религия», «искусство», «материальная культура», «духовная культура».

Вопросы:

  1. Основные формы культуры и сферы культуры.
  2. Понятие субкультуры.
  3. Единство материальной и духовной культуры.

Культура – сложное, полифункциональное явление, это позволяет определить ее с разных позиций. Фактически культура пронизывает все сферы человеческой жизни, но в каждой из этих сфер она приобретает свое специфическое содержание. Все это позволяет ставить вопрос о внутреннем строении культуры. Действительно наряду с культурными типами, которые универсальны во всей данной культуре, в ней существуют и специфические области, присущие лишь определенной группе общества или отражающие одну специфическую сторону жизнедеятельности людей.

Поэтому в структуре культуры можно вычленить формы культуры и сферы культуры.

Формы культуры – это та конкретная форма, которую принимает культура. К ним относятся: нравственность, религия, философия, искусство, наука, политика, право, экономика, образование.

Сферы культуры – те области жизни, в которых культура проявляется. К ним относят профессиональную и обыденную культуры.

Кроме того, выделяют и субкультуры – автономные культуры внутри господствующей.

Наиболее известными формами культуры являются нравственность, религия, искусство. Эти формы культуры иногда отождествляются с культурой.

Ведущей формой культуры сегодня многие считают нравственность.

Нравственность (мораль) – в переводе с латыни означает обычаи, нравы, поведение. Поэтому она является самым древним и одним из основных способов бытия социального человека. Противоречие добра и зла – вершина в иерархии ценностей – является основной нравственной оппозицией. Нравственность динамична, она изменяется и развивается с изменением и развитием человеческого общества. Поэтому существует множество исторических типов нравственности. По сути дела, каждому обществу, каждой культуре присущ свой, исторически сложившийся, ее тип. Кризису цивилизации и переходной исторической эпохе способствует гибридный или маргинальный тип нравственности.

Мораль выполняет роль культурной традиции, связующего звена между поколениями, эпохами, цивилизациями и даже между разными культурами. Нравственность является общим обоснованием деятельности. То есть вся человеческая деятельность не только в узком, но и в широком смысле нравственна, именно соблюен6ие нравственных норм отличает человеческую деятельность от деятельности животных. Упадок нравственности ведет к гибели общества. В маргинальном обществе нравственные устои непрочны. Мораль подвергается серьезным деформациям, что опасно для данного общества.

Вместе с тем далеко не всякое писаное право может быть нравственным. Пример – «Закон о кухаркиных детях», запрещающий детям прислуги учиться в средних и высших учебных заведениях России. Да и в нашем обществе далеко не все законы, не все нормы права нравственны. С другой стороны не все нравственные нормы совпадают с правовыми. Бывает, что за поступок нравственный человек подвергается наказанию, а бывает, что поступок безнравственный остается без наказания.

Конечно, право вырабатывается на основе нравственных, норм существующих в обществе, но далеко не все они входят в право. Причем власть стремится ограничить влияние неудобных для нее нравственных норм, поэтому далеко не всегда право совпадает с нравственными нормами. Такое единство является скорее идеалом, чем реально существующим феноменом.

Общество, в котором право и нравственность едины, называют гражданским обществом. Гражданское общество может существовать в правовом государстве. Но оно появляется не сразу и формируется долго и, формируясь само, формирует правовое государство. Причем формирование гражданского общества и правового государства осуществляется не само по себе, а через целенаправленную сознательную деятельность людей. Человек борется за построение гражданского общества и правового государства, опираясь на традиционные нравственные нормы и ценности.

Таким образом, нравственность является общим обоснованием человеческой деятельности. А единство права и нравственности в гражданском обществе – это культурная привычка, результат его жизни, выработанные обществом за исторический период. Естественное противоречие, всегда существующее между правом и нравственностью, является стимулом их дальнейшего изменения. Действительно часть правовых норм становится нравственными принципами человека, часть нравственных норм становится законами.

Но в деформированном обществе противоположность права и нравственности грозит дополнительными потрясениями, ставящими под сомнение само существование данных государства и общества.

Другой важной формой культуры является религия. А переводе с латинского это слово значит благочестие, набожность, святыня. Религия – это специфическое отношение к творческому началу, заключающееся в ритуальном освящении и поклонение. В иерархии ценностей религиозной культуры особое место занимает вера в сверхъестественное. Религия исторична, она развивается от ранних форм, таких как магия, анимизм, фетишизм, тотемизм через ранние национальные религии к поздним национальным религиям и мировым религиям. Развитие религии тесно связано с развитием общества и его культуры.

В науке существуют различные типологии религии, основанные на религиозных (представления о боге, формы культа) и нерелигиозных (распространенность, специфика институтов и других) признаках.

Различают религию как форму культуры и религию в структуре общечеловеческой культуры. В эпоху Средневековья религия, безусловно, господствовала в культуре, но в последующие столетия ее роль уменьшалась и соответственно возросла доля секулярной культуры в политике, экономике, праве, образовании, искусстве.

Религия традиционно сильнее в обыденной и слабее в профессиональной культурах. В быту остаются многие черты религиозного поведения типа слов «Слава богу», «Чур меня», действия вроде ритуального омовения после еды у казахов и т.д. Человек даже не осознаёт их значение, действует так по привычке. В профессиональной же культуре, особенно в последнее время требуется стандартизированное поведение.

Самой значительной среди всех известных цивилизаций доля секулярной культуры была в советском обществе. В духовной культуре человечества прочно укрепилось свободомыслие – альтернатива религии и составная часть светской культуры. В СССР господствовало свободомыслие в форме марксистско-ленинского атеизма. По данным статистики большинство современного человечества в разной мере разделяет идеалы религиозной культуры.

В отличие от нравственности и искусства, религия существует и как социальный институт – церковь. Исторический спор церкви и государства привел к разделению религиозной и светской власти в большинстве модернизирующихся обществ. Принципы отделения церкви от государства, свободы совести отражены в нормативных документах ООН.

Искусство – художественная деятельность в единстве и материального. Искусство в истории понимается в значении всяческого умения, ремесла, мастерства. По мере развития культуры стало осознаваться отличие художественного творчества от другой практической деятельности и его близость к литературе. Среди видов художественного творчества называют: литературу, кино, театр, цирк, танец, живопись, графику, скульптуру, архитектуру, декоративно-прикладное искусство. Некоторые искусствоведы считают всеми видами художественного творчества телевидение и видеокультуру. Главный отличительный признак художественного творчества состоит в образном освоении действительности. Искусство, художественное творчество значимы созданием красоты, приобретением эстетического смысла. Но оно имеет и социальный смысл, когда выступает как научение, как познание, кК передача культурного опыта. Искусство связано с игрой, мифом, другими формами культуры. Различают народное и профессиональное, элитарное и массовое искусство. Как культурное наследие искусство существует в памятниках.

В общечеловеческой культуре искусство является «самопознанием». Созданием новых реальностей искусство осуществляет поиск и проверку путей развития общества. Это очень хорошо можно проследить в произведениях писателей фантастов, которые моделируют различные формы развития человеческого общества и пытаются предугадать: как поведет себя человек в тех или иных условиях. История искусства – ест история становления видов художественного творчества и человека как творца. Ведь именно в искусстве человеческий труд чаще всего носит творческий характер, приводит к созданию чего-то нового.

Таким образом, данные три формы культуры: нравственность, религия, искусство являются определяющими в духовной культуре человека.

Но среди форм культуры можно выделить и такие формы как философия, наука, политика, право, экономика, образование. Для всех для них характерна своя специфика.

При этом наука, философия, религия могут выступать не только как «формы культуры», но и как «формы общественного сознания».

Формы общественного сознания – это формы человеческого отношения к миру, религиозное, философское, научное мировоззрение – миропонимание и отношение к миру.

Формы культуры – это культурная деятельность и ее достижения, которые не являются отношением к миру. Форма культуры не диктует человеку, как он должен относиться к миру и поступать, в отличие от формы общественного сознания.

В культуре выделяют обыденную и профессиональную сферы наиболее часто. Обе они являются сферами высокодифференцированной культуры.

Профессиональная сера культуры проявляется во множестве форм. Это обусловлено большим разнообразием профессий, существующих в современном обществе. Каждой из них присуща специфическая культура. Для труда в различных профессиях необходим различный уровень знаний, причем в разных областях, специфические умения и навыки, своя система образования, научения данной профессии и культура общения, взаимодействия людей. Профессиональная культура во многом обусловлена спецификой профессии, требованиями, предъявляемыми к человеку именно этим видом деятельности. Она обусловлена этим во многом, но не во всем. В профессиональную культуру вплетаются элементы этнической, религиозной (конфессиональной), творческой, научной, общечеловеческой, и главное, обыденной культуры.

Обыденная культура – это та сфера культуры, в которой человек живет постоянно, даже не осознавая того. Долгое время обыденная культура и культурой не считалась, ее статус был принижен, но в последнее время ее значение все больше осознается учеными. Они начинают понимать, что обыденная культура несет в себе исторически изменчивый опыт воспроизводства жизни людей. Это значит, что именно в ней формируется человек, усваивает нормы, обычаи, образ жизни данного общества.

В структуре обыденной культуры выделяют такие элементы как культуру быта, культуру окружающей среды, культуру поддержания и воспроизводства жизненного цикла человека.

Культура быта – это бытовые предметы и способы обращения с ними, культура бытовых взаимоотношений между людьми.

Культура окружающей среды – это обыденное поведение человека по отношению к природе, или бережное, чуткое, или наплевательски-разрушительное.

Культура воспроизводства жизненного цикла включает и способ производства, и формы обучения и воспитания, и питание, и все, что обеспечивает выживание человека и формирование его как члена данного общества.

Все эти элементы культуры изменяются от столетия к столетию, от общества к обществу и их своеобразие и сочетание является основой разнообразия культур. При этом все эти элементы взаимосвязаны и взаимозависимы. Существование одного не мыслимо без других.

Каждая культура вырабатывает свои стереотипы: привычки, здравый смысл, собственный опыт, творчество в обыденном мышлении и поведении. Все эти стереотипы формируются в зависимости от элементов культуры и в то же время, сформировавшись, потом сами влияют на воспроизводства и быта, и взаимоотношения с окружающей средой и воспроизводство самого человека. Как правило, в быту человек в своих действиях опирается на привычки, которые вырабатываются при опоре на здравый смысл и собственный опыт. Вместе с тем в обыденной культуре есть место и творчеству. Как правило, это репродуктивное творчество, воспроизводящее то, что уже известно человечеству, но не данному человеку. Хотя не редко в этом творчестве человек находит оригинальные пути решения проблемы.

Вместе с тем обыденная культура, как и всякая другая сфера культуры, имеет реальное содержание. В него входят: пища, жилище, одежда, техника, средства общения и типы поселений.

В различных культурах свои специфические пища и одежда, жилище и средства общения.

Мы уже знаем, что по одежде, предметам быта можно определить к какой культуре принадлежит человек.

Вместе с тем в современном обществе обыденная культура стандартизируется. Это связано с развитием техники. Холодильник и кондиционер, телевизор и утюг, автомобиль и самолет – эти предметы прочно вошли в быт народов самых разных стран.

Кроме того, развитие средств массовой коммуникации – телевидение, кино, радио, которые доступны практически всем людям, порождает феномен массовой культуры.

Массовая культура – культура, рассчитанная на массовое потребление и производство. Естественно, что явления культуры, рассчитанные на массовое производство и потребление, должны учитывать вкусы масс. Но массы, основная часть населения обладает сравнительно непритязательными вкусами. От средств массовой информации она ждет не знакомства с классическими произведениями, а легких, развлекательных программ. Складываются стереотипы, штампы. По мнению ряда исследователей, массовая культура ведет к снижению культурного уровня населения и упадку культуры в целом. Как альтернативу они выдвигают идею развития элитарной культуры, то есть культуры для избранных.

Однако массовая культура – реальность сегодняшнего дня. От этого никуда не деться. Даже ее противники ведут пропаганду своих идей через средства массовой коммуникации. Человечество уже не откажется от телевизора и телефона, газеты и компьютера.

Под влиянием средств массовой информации формируется массовое сознание. Отрадно видеть, что массовая культура в целом оптимистична, человечна, устремлена в будущее. Массовое сознание может влиять на развитие общества через средства массовой информации. Кроме того, наличие массовой культура позволяет в современном мире быстрее находить контакт и взаимопонимание, в обществе вырабатываются единые ценности и нормы.

Поэтому массовое культурное поле является реальностью сегодняшнего мира, и осознание его важности может сыграть в развитии общества и культуры положительную роль.

Итак, сферами культура являются обыденная и профессиональная культура. Они взаимосвязаны. Профессиональная культура во многом определяется профессиональной деятельностью человека, ее спецификой. Обыденная культура является той сферой культуры, которая непосредственно формирует человека, пронизывает все сферы его жизни. В современном обществе возникает феномен массовой культуры, значение которого неоднозначно.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 3827; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.