Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управленческая культура руководителя школы. Педагогический анализ во внутришкольном управлении




 

Управлен­ческая культура людей, занятых в сфере образования, является частью их профессионально-педагогической культуры. Психолого-педагогические исследования проблем педагогической культуры последних лет раскрывают ее в категориях педагогичес­ких ценностей, педагогических технологий и педагогического творчества.

Управленческая культура руководителя школы представля­ет собой меру и способ творческой самореализации личности ру­ководителя школы в разнообразных видах управленческой дея­тельности, направленной на освоение, передачу и создание цен­ностей и технологий в управлении школой.

Компонентами управленческой культуры являются:

Ø аксиологический,

Ø техноло­гический,

Ø личностно-творческий.

Аксиологический компонент управленческой культуры руководителя школы образован совокупностью управленческо-педагогических ценностей, имеющих значение и смысл в руководстве современной школой. Имеющие в настоящий момент большую значимость для эффективного управления знания, идеи, концепции и выступают в качестве управленческо-педагогических ценностей.

Технологический, компонент управленческой культуры директора школы включает в себя способы и приемы управления педагогическим процессом. Технология внутришкольного управления предполагает решение специфических педагогических задач.

Личностно-творческий компонент управленческой культу­ры директора школы раскрывает управление педагогическими системами как творческий акт. При всей заданности, алгоритмичности управления деятельность руководителя школы является творческой.

Управление учебным заведением осуществ­ляют директор и его заместители, функциональные обязанности, порядок назначения или избрания которых определяется Уставом общеобразовательной школы или другого учебного заведения. Первостепенная роль в управлении учебно-воспитательным процессом принадлежит директору школы, как правило, имеющему опыт педагогической работы не менее трех лет, положительно зарекомендовавшему себя на учительской должности и обладающе­му необходимыми организаторскими способностями.

В самом общем виде функциональные обязанности директора школы определены Типовым положением об общеобразовательном учебном учреждении, на основании которого каждое общеобра­зовательное учреждение разрабатывает свой Устав.

Директор общеобразовательного учебного заведения выполня­ет следующие функциональные обязанности:

· несет ответственность перед государством и обществом за соблюдение требований и охраны прав детей, планирует и организует учебно-воспитательный процесс, осуществляет контроль за его ходом и результатами, отвечает за качество и эффективность работы учебного заведения;

· представляет интересы учебного заведения в государствен­ных и общественных органах;

· создает необходимые условия для организации внешкольной и внеклассной работы;

· проводит подбор заместителей директора, определяет их функциональные обязанности, осуществляет расстановку педагогических кадров учебного заведения с учетом мне­ния педагогического коллектива, учащихся и родителей (лиц, их заменяющих), назначает классных руководителей;

· принимает на работу и увольняет педагогический, админи­стративный, учебно-воспитательный и обслуживающий персонал учебного заведения;

· организует в установленном порядке рациональное исполь­зование выделяемых учебному заведению бюджетных ас­сигнований;

· по согласованию с советом учебного заведения устанавли­вает надбавки к заработной плате творчески работающим учителям;

· создает условия для творческого роста педагогических ра­ботников учебного заведения, применения ими передовых форм и методов обучения и воспитания, осуществления пе­дагогических экспериментов;

· несет ответственность за свою деятельность перед соответствующим органом управления образованием.

Указанные функциональные обязанности директора школы существенно дополняются в Уставе школы в зависимости от типа школы, территориального расположения, состава учащихся и осо­бенностей педагогического коллектива, сложившейся системы в работе с родителями и общественностью. В поле зрения дирек­тора школы находятся вопросы, связанные с ученическим само­управлением, профориентацией, работой с родителями. В преде­лах своей компетенции директор школы от имени образователь­ного учреждения заключает договоры и осуществляет другие действия, направленные на реализацию права владения, пользо­вания и распоряжения имуществом школы.

Руководство отдельными направлениями работы в школе воз­лагается на заместителей директора:

û заместители по учебно-воспитательной работе,

û организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы,

û заместители директора школы по науч­но-исследовательской работе,

û заместитель по профильным клас­сам или по классам с углубленным изучением отдельных предме­тов,

û заместитель или помощник директора школы по хозяйствен­ной части.

Заместители директора по учебно-воспитательной работе отвечают за организацию педагогического процесса, за выполне­ние образовательных программ и государственных образователь­ных стандартов; осуществляют контроль за качеством знаний уча­щихся и их поведением; регулируют учебную нагрузку учителей и учеников, составляют расписание занятий; руководят методи­ческой работой в школе, внедрением педагогических инноваций, стимулируют деятельность учителей по повышению педагогичес­кой культуры. Обязанности заместителей директора школы опре­делены в Уставе школы, где обосновывается распределение функ­циональных обязанностей между несколькими заместителями по учебно-воспитательной работе.

В круг обязанностей организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы (на правах заместителя директора шко­лы) входит установление связей с учреждениями дополнительного образования — дворцами и домами детского творчества, станция­ми юных натуралистов, юных техников, клубами, другими детски­ми объединениями; работа с классными руководителями по совер­шенствованию содержания, форм и методов внеклассной воспита­тельной работы, оказание им методической помощи, организация работы с учащимися по месту жительства, оказание помощи и под­держки детским общественным организациям, действующим в со­ответствии с требованиями Конвенции ООН о правах ребенка.

В последние годы в новых типах школ — гимназиях, лице­ях — по решению совета школы могут вводиться должности за­местителей директора школы по новым перспективным направ­лениям работы. Например:

заместитель директора по научной работе — устанавливает контакты с учеными, преподавателями ву­зов, научными центрами по организации научных исследований в школах, их привлечении к педагогической работе в школе, при­влекает учителей своей школы к участию в опытно-эксперимен­тальной работе;

заместитель директора школы по коммерции (завуч-координатор) — устанавливает связи со спонсорами, шефами, определяет источник внебюджетного финансирования;

заместитель директора по социаль­но-педагогической реабилитации — организует, контроли­рует и анализирует работу классов выравнивания, педагогической коррекции, адаптации.

Эффективность управленческой деятельности директора во многом зависит от целесообразности, четкости распределения прав и обязанностей представителей администрации школы. По мере необходимости директор школы проводит инструктивные или оперативные совещания, в определенные дни проводит со­вещания при директоре, заседания педагогических советов.

Функция педагогического анализа в ее современном понимании введена и разработана в теории внутришкольного управления Ю.А. Конаржевским. Педагогический анализ в структуре управ­ленческого цикла занимает особое место: с него начинается и им заканчивается любой управленческий цикл, состоящий из после­довательно взаимосвязанных функций.

Основное назначение педагогического анализа как функции управления школой, по мнению Ю.А, Конаржевского, состоит в изучении состояния и тенденций развития педагогического про­цесса, объективной оценке его результатов с последующей выработкой на этой основе рекомендаций по упорядочению управляе­мой системы.

В теории и практике внутришкольного управления (Ю.А. Конаржевский, Т.И. Шамова и др.) определены основные виды педагогического анализа. Существуют различные его классификации в зависи­мости от субъекта и цели анализа. Мы обратимся в дальнейшем к выделению и характеристике видов педагогического анализа в зависимости от его содержания, т.е. от того, каков характер анализа во временном, пространственном, фактологическом от­ношениях. В принятой классификации выделяется три вида анализа:

· параметрический,

· тематический,

· итоговый.

Параметрический анализ направлен на изучение ежеднев­ной информации о ходе и результатах образовательного процес­са, на выявление причин, нарушающих его. Предметом параметрического анализа является изучение текущей успеваемости, состояние дисциплины в классах и в школе за день и за неделю, посещаемость уроков и внек­лассных занятий, санитарное состояние школы, соблюдение расписания занятий.

Основное содержание параметрического анализа, проводимо­го директором школы и его заместителями, составляет посещение уроков и внеклассных занятий. Результаты такого анализа и принятые на их основе решения требуют оперативного выполнения.

Тематический анализ направлен на изучение более устойчи­вых, повторяющихся зависимостей, тенденций в ходе и результа­тах относительно самостоятельных компонентов педагогического процесса. В основе тематического анализа в большей мере прояв­ляется системный подход к изучению урочной и внеурочной дея­тельности. Если предметом параметрического анализа может вы­ступать отдельный урок или внеклассное занятие, то предметом тематического анализа выступает система уроков, система вне­классной работы. Директор школы или завуч могут получить наи­более полное представление о работе учителя, лишь проанализи­ровав ряд уроков, занятий, получив таким образом, представление о системе работы учителя.

Итоговый анализ проводится по завершении учебной четвер­ти, полугодия, учебного года и направлен на изучение основных результатов, предпосылок и условий их достижения. Итоговый анализ подготавливает протекание всех последующих функций управленческого цикла. Информация для итогового анализа скла­дывается из данных параметрического и тематического анализа, четвертных и полугодовых контрольных работ, данных официаль­ных отчетов, справок, составляемых учителями, классными ру­ководителями, представителями администрации школы, обще­ственных организаций.

Основными объектами педагогического анализа являются организованные формы обу­чения, и прежде всего урок, внеклассные мероприятия и итоги работы школы за учебный год. Общим, что объединяет педагоги­ческий анализ указанных объектов, является методология систем­ного подхода.

Объектом постоянного внимания руководителей школы явля­ется посещение и педагогический анализ урока. В управленческой деятельности руководителей школы выделя­ются три вида анализа урока с соответствующими алгоритмами: развернутый, краткий и аспектный.

Важное место в аналитической деятельности руководителя школы занимает педагогический анализ воспитательных мероп­риятий. В общем виде логика педагогического анализа воспитательного дела определяется последовательностью этапов его проведения. Последовательность этапов может иметь следующий вид: совме­стная выработка целей, задач воспитательного мероприятия, вы­бор форм проведения, совместное планирование, непосредственное проведение воспитательного дела, совместное подведение итогов и анализ.

Содержательную основу итогового анализа работы школ за учебный год составляют ведущие направления:

· качество преподавания;

· качество знаний, умений, навыков учащихся;

· уровень воспитанности школьников;

· состояние и качество методической работы в школе;

· эффективность работы с родителями и общественностью;

· состояние здоровья и санитарно-гигиеническая культура;

· результативность деятельности совета школы, педагогического совета.

Проведение итогового анализа, его объективность, глубина перспективность подготавливают работу над планом нового учебного года.

Вопросы и задания

1. Назовите основные компоненты управленческой культуры руководителя образовательного учреждения.

2. Каковы основные функциональные обязанности руководителей общеобразовательной школы? В каких документах определены обязанности должностных лиц?

3. В чем состоит роль и каково содержание педагогического анализа в управления школой? Что является объектом педагогического ана­лиза?

4. Охарактеризуйте основные виды педагогического анализа.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 659; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.