Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ

В состав Российской Федерации входят 84 субъекта РФ. По сравнению с другими государствами, имеющими федера­тивную форму государственно-территориального устройства, Россия включает наибольшее число субъектов (США — 50, Индия — 25, ФРГ — 16, Канада - 10).

Федеративным договором установлены предметы ведения и полномочия федеральных и региональных органов власти. К пред­метам ведения Российской Федерации отнесены около 50 позиций; совместного ведения — 40; предметы ведения субъектов РФ не фиксированы, к ним отнесены все предметы ведения, за исключе­нием предметов ведения Российской Федерации и совместного ве­дения Российской Федерации и субъектов РФ. В своих норматив­ных актах субъекты РФ отражают до 50 полномочий собственного ведения.

Предметы ведения, установленные федеративным договором, подтверждены Конституцией РФ.

В ведении Российской Федерации находятся следующие вопро­сы общегосударственного значения:

 
 

• принятие и изменение Конституции РФ и федеральных зако­нов, контроль за их соблюдением;

• федеративное устройство;

• защита прав и свобод человека;

• организация федеральных органов власти;

• управление федеральной собственностью;

• разработка основ федеральной политики;

• финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, ценовая политика;

• федеральный бюджет;

• федеральные энергетические системы, федеральный транспорт; деятельность в космосе;

• внешняя политика, оборона и безопасность;

• судоустройство, прокуратура; уголовное, гражданское, арбитражное законодательство;

• метеорологическая служба, стандарты, официальный статистический и бухгалтерский учет.

Предметами совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ являются:

• обеспечение соответствия конституций, законов, иных правовых актов субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам;

• режим пограничных зон;

• владение, пользование и распоряжение земельными угодьями, недрами, водными и другими природными ресурсами; охрана памятников;

• разграничение государственной собственности, общие принципы налогообложения;

• общие вопросы образования, науки, культуры; координация вопросов здравоохранения; социальная защита;

• борьба с катастрофами, эпидемиями, стихийными бедствиями, ликвидация их последствий;

• законодательство (административное, трудовое, семейное, жи­лищное, земельное, водное, лесное, о недрах, охране окружающей среды);

• кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура, нотариат;

• общие принципы организации государственной власти местного самоуправления;

• координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ.

По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории России. По предме­там совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы (проекты согласовываются с субъек­тами РФ) и в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Законы и иные правовые акты субъектов РФ не могут противо­речить федеральным законам. В случае противоречия по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения действует федеральный закон.

При разграничении используется принцип делегирования пол­номочий, субсидиарности. Высшая инстанция берет на себя те функции, которые не может самостоятельно выполнять низшая. Исполнение решений передается на тот уровень, который ближе к заинтересованному населению. В свою очередь субъекты РФ делегируют на более высокий уровень те функции, которые не могут выполнять самостоятельно. Так обеспечивается взаимодополняе­мость управленческих функций.

Полномочия Центра в регионах выполняют полномочные пред­ставители Президента РФ в федеральных округах, а также федеральные ми­нистерства и ведомства, их территориальные органы на местах. Разграничение полномочий не должно приводить к ослаблению центральной власти. Наоборот, ее нужно укреплять.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Уполномоченный РФ при Европейском суде по правам человека | Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.