Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модуль 4 концепт – анализ рыночной модели

 

Содержание модуля 4:

Тема 4.1 Рынок

Тема 4.2 Основные положения теории спроса и предложения. Рыночное равновесие

Тема 4.3 Эластичность спроса: понятие, виды, способы расчета и значения показателей

 

 

Тема 4.1 Рынок

Рыночный механизм обеспечивает координацию хозяйственной деятельности индивидов и фирм. Таким механизмом функционирования рыночной экономики является рынок.

Выявление сущностных характеристик рыночной экономики позволяет определить соотношение между понятиями «рыночная экономика» и «рынок». Рыночная экономика — это такая экономическая система, в которой решения принимаются самостоятельными экономическими субъектами децентрализованно на основе свободы выбора. Рынок — это форма взаимоотношений между самостоятельно принимающими решения экономическими субъектами, механизм функционирования рыночной экономической системы.Следовательно, рынок является обязательным компонентом рыночного, товарного хозяйства.

Рынок характеризуется определенной системой экономических отношений между продавцом и покупателем, в которых проявляются производственные отношения соответствующего типа экономической системы. Это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов. Необходимость рынка является объективно обусловленной теми же причинами, которые приводят к формированию товарного производства: развитое общественное разделение труда и экономическая обособленность рыночных субъектов, обусловленная наличием разных форм собственности.

В истории экономической науки с развитием экономики понятие «рынок» наполнялось новым содержанием. Первоначально рынок характеризовался как базар, место розничной торговли, рыночная площадь. Объясняется это тем, что появился рынок уже в период разложения первобытного общества, когда обмен между общинами становился более или менее регулярным, лишь приобретая форму товарного обмена, который осуществлялся в определенном месте и в определенное время. Позднее французский экономист-математик А. Курно подчеркивал, что рынок — это не просто рыночная площадь, а в целом всякий район, где отношения покупателей и продавцов свободны, цены легко и быстро выравниваются.

С дальнейшим развитием товарного обмена, появлением денег возникает возможность разрыва купли-продажи во времени и пространстве и формируется сфера обращения, обмена как особая фаза воспроизводства, которая характеризуется обособлением материальных и трудовых ресурсов с целью выполнения определенных специфических для обращения функций. В результате возникает новое понимание рынка как формы товарного и товарно-денежного обмена (обращения).

Со стороны субъектов рыночных отношений рынок представляет собой «совокупность покупателей» (Ф. Котлер) или «всякую группу людей, вступающую в тесные деловые отношения и заключающую крупные сделки по поводу любого товара» (А. Маршалл).

Суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат продавцов и получению ими прибыли, но через удовлетворение платежеспособного спроса покупателей на основе свободного взаимного соглашения, возмездности, эквивалентности и конкурентности.

Итак, рынок представляет собой систему отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться.

Рынок — это институт, или механизм, сводящий вместе покупателей и продавцов отдельных товаров и услуг.

Рынок — это механизм передачи прав собственности.

Приведенные определения, разные по форме, описывают одно и то же экономическое явление. Как видно из определений, на рынке экономические субъекты делятся на две группы: покупателей и продавцов.

К покупателям относятся потребители, которые приобретают товары и услуги, а также фирмы, покупающие труд, капитал и сырье, при помощи которых они производят эти товары и услуги. К продавцам относятся фирмы, продающие свои товары и услуги, трудящиеся, продающие свою рабочую силу, и владельцы ресурсов, которые сдают в аренду или продают их.

В свою очередь, рынки не однородны. На рынке совершенной конкуренции имеется множество покупателей и продавцов, и поэтому ни один, отдельно взятый покупатель или продавец, не может оказать значительного влияния на цену. На неконкурентных рынках субъекты в различной степени могут влиять на процесс ценообразования. На таких рынках обычно число продавцов или покупателей небольшое.

На рынках совершаются сделки между покупателями и продавцами по определенным ценам. Обычно на конкурентном рынке преобладает одна цена, ее называют рыночной ценой товара.

Рынок как эффективный механизм координации деятельности экономических субъектов характеризуется следующими преимуществами:

- эффективное распределение ресурсов;

- возможность функционирования при ограниченной информации о цене и издержках;

- гибкая приспособляемость к изменениям;

- оптимальное использование результатов НТР;

- свобода выбора и действий;

- способность к удовлетворению разнообразных потребностей.

Однако рынок характеризуется и рядом негативных сторон:

- не сохраняет невоспроизводимые ресурсов;

- не сохраняет окружающую среду;

- не регулирует мировые богатства;

- не создает коллективных средств;

- не гарантирует право на труд и доход;

- не обеспечивает фундаментальных исследований;

- удовлетворяет запросы тех, у кого есть деньги, а не спрос на социально значимые товары;

- подвержен нестабильности.

Особенностисовременной рыночной экономики:

- гибкое, адаптивное производство;

- целевой функцией является не прибыль, а расширение рынка, модификация, повышение качества, снижение затрат;

- насыщенность товарами и услугами;

- изменение форм предпринимательской деятельности в сторону увеличения доли мелкого бизнеса (производит до 30 % ВВП США);

- государственное регулирование конкуренции;

- формирование нового типа трудовых отношений через участие в собственности, в управлении производством рабочих.

Таким образом, рыночная экономика представляет собой многосложную систему связей, посредством которой бесчисленные индивидуальные, свободно принятые решения учитываются, суммируются и взаимно уравновешиваются. Основным источником информации, на основе которого выбирается тот или иной вариант экономического поведения, является цена.

Рыночная экономическая система основывается на принципах:

- частной собственности;

- свободы предпринимательства и выбора;

- конкуренции;

- использования денег при обмене;

- ограниченного вмешательства государства в экономику.

Утвердившиеся в обществе рыночные отношения оказывают огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций:

- информационную;

- посредническую;

- регулирующую;

- санирующую.

Информационная функция рынка проявляется в том, что через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию о необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок.

Посредническую функцию рынок выполняет, поскольку обеспечивает экономически обособленным производителям и потребителям в условиях глубокого общественного разделения труда поиск друг друга и обмен результатами своей деятельности. Без рынка невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства.

Регулирующая функция рынка реализуется в его воздействии на производство через механизм конкуренции. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности труда, технический прогресс, повышение качества продукции. Межотраслевая конкуренция путем перелива капиталов из отрасли в отрасль формирует оптимальную структуру экономики, стимулирует расширение наиболее перспективных отраслей. Важную роль в рыночном регулировании имеет соотношение спроса и предложения, определяющее равновесные цены. Действует регулирующая «невидимая рука»: «предприниматель, имея в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем, в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им» (А.Смит). В современных условиях экономика управляется не только «невидимой рукой» рынка, но и государственными рычагами, однако регулирующая роль рынка продолжает сохраняться, во многом определяя сбалансированность хозяйства.

Санирующая функция рынка обеспечивает с помощью конкуренции очищение экономики от неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и способствует развитию более предприимчивых и эффективных. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом.

Рынки характеризуется сложной структурой, которую классифицируют по различным критериям:

1) по отраслевой принадлежности товара как объекта обмена — различные товарные рынки могут охватывать как рынок какого-либо конкретного товара, так и группы товаров, связанных между собой определенными признаками производственного характера или служащих удовлетворению одной и той же потребности (например, рынок обуви, черных металлов, одежды, сырьевых товаров);

2) по объекту обмена и границам его охвата выделяются страновые или региональные товарные рынки, которые могут охватывать рынок конкретного товара, группы товаров или товаров определенной отрасли одной страны или региона (например, рынок обуви Англии, рынок бытовой электротехники Японии);

3) по сфере международного товарного обмена и отраслевой принадлежности объекта обмена выделяются мировые товарные рынки, объектами которых могут быть конкретные товары или группы товаров; они представляют собой совокупность национальных (страновых) рынков, в основе экономических отношений между их участниками лежит международное разделение труда (например, мировой рынок зерна, мировой рынок объектов капитального строительства);

4) по отношению к национальным границам сферы обмена различают внутренний (местный) и внешний (иностранный) рынки;

5) по характеру объекта товарного обмена различают рынки товаров и услуг, рынки капитала, рабочей силы, ценных бумаг;

6) по характеру и уровню спроса и предложения на рынке различают рынок продавца и рынок покупателя: рынок, отличающийся превышением спроса над предложением, называется рынком продавца и, наоборот, рынок, на котором предложение превышает спрос, — рынком покупателя;

7) по характеру взаимоотношений между продавцом и покупателем различают рынки свободные, замкнутые, регулируемые. На свободных (открытых) рынках не существует ограничений для заключения коммерческих сделок между контрагентами. Под замкнутыми (закрытыми) рынками обычно имеют в виду внутрикорпорационные поставки ТНК, составляющие в целом около половины международного товарооборота. К регулируемым относят рынки, подпадающие под действие международных товарных соглашений, направленных на их стабилизацию (рынки сахара, кофе, олова и т. д.);

8) по методам и объектам товарного обмена выделяют посреднические рынки: товарные биржи, аукционы, торги, на которых совершаются сделки купли-продажи товаров, обладающих определенными качественными характеристиками и свойствами;

9) по видам продаж рынки классифицируются на оптовый и розничные: потребительский (розничный) рынок состоит из отдельных лиц или домохозяйств, которые покупают товары и услуги для личного пользования; институциональный (оптовый) рынок состоит из трех основных подгрупп:

— промышленно-производственный рынок (компании, которые покупают товары и услуги для производства собственных товаров и услуг);

— рынок перепродаж (оптовые и розничные торговцы);

— рынок государственных учреждений (федеральные ведомства, органы муниципального и местного управления).

Выделяют также субъектно-объектную структуру рынка, под которой понимается система взаимоотношений между субъектами, отражающая их цели, характер, формы организации взаимодействия по поводу движения разнообразных объектов и рыночных связей.

Субъектами рынка являются:

1) домашние хозяйства;

2) предприятия и финансово-кредитные учреждения, т.е. фирмы;

3) государство.

Домашнее хозяйство — экономическая единица, ориентированная на потребление товаров и услуг.

Фирма — экономически производительная единица, имеющая своей целью получение максимального дохода.

Государство — система различных правительственных учреждений, ориентирующих юридическую и политическую власть в целях обеспечения контроля над рынком для достижения общественных целей.

Объектами рыночных отношений выступают:

- товары и услуги;

- земля;

- труд;

- деньги;

- ценные бумаги;

- информация;

- иностранная валюта.

 

Вопросы самоконтроля:

1. Дайте определение рынка. Какие преимущества и недостатки рыночной экономики можно выделить?

2. Перечислите основные функции рынка и раскройте их содержание.

3. Приведите классификацию рынков.

 

Тема 4.2 Основные положения теории спроса и предложения. Рыночное равновесие

Рынок предполагает встречу продавца и покупателя, которые на свой страх и риск совершают сделки. Экономическое положение производителей и потребителей, продавцов и покупателей зависит от рыночной конъюнктуры, которая изменяется под влиянием многочисленных факторов.

Спрос на товар – то количество товара, которое покупатели хотят и в состоянии приобрести по определенным ценам в данный момент времени.

Объем (величина) спроса - количество товара, которое согласно купить отдельное лицо, группа людей в целом в единицу времени при определенных условиях.

Цена спроса – максимальная цена, которою покупатели согласны заплатить за определенное количество данного товара.

Функция спроса отображает зависимость объема спроса от определяющих его факторов.

Стоит различать «ценовые» факторы – изменения цены товара -и «неценовые». К «неценовым» факторам относится:

- величина дохода;

- цены на товары субституты;

- цены на товары комплементы;

- вкусы и предпочтения потребителей;

- число потребителей

Тогда с учетом указанных факторов, функция спроса в неявном виде может быть представлена как функция многих переменных, где

Р1, Р2,…,Рn – цены на все товары и услуги в экономике;

I – доход потребителей;

M – вкусы и предпочтения потребителей;

N – число потребителей.

Закон спроса гласит, что чем выше цена товара, тем меньшее его количество хотят и могут приобретать при прочих равных условиях. Другими словами, спрос обратно пропорционален цене. Следовательно, кривая спроса имеет отрицательный наклон.

При движении вдоль кривой спроса происходит изменение величины спроса под влиянием «ценовых» факторов. При действии «неценовых» факторов происходит изменение собственно спроса, что проявляется сдвигом кривой влево при его уменьшении или вправо при его увеличении.

Рисунок 4.1 - Сдвиг кривой спроса

 

Исключения из закона спроса:

1) парадокс Гиффена: во время голода в Ирландии середины 19 века спрос на некоторые товары увеличивался при одновременном росте цена на данные товары, что было обусловлено высокими ценами на другие продукты питания.

2) Цена – показатель качества: высокая цена свидетельствует о высоком качестве товара, поскольку потребитель не может квалифицированно судить о качестве предлагаемого ему товара, то цена выступает неким таким индикатором.

3) Эффект Веблена: приобретаемые товары свидетельствуют, по мнению покупателя, о его высоком социальном статусе.

4) Эффект ожидаемой цены: при росте цен спрос увеличивается, так как потребители ожидают еще более высокого уровня инфляции, и наоборот, при снижении цены спрос на товары снижается, так как потребители ожидают еще большего снижения цены.

Предложение товара – то количество товаров, которое производителя хотят и могут продать по определенной цене в данный момент времени.

Объем предложения - количество товара, которое желает продать на рынке отдельный продавец или группа продавцов в единицу времени при определенных условиях.

Цена предложения – минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного товара.

Функция предложения отображает зависимость объема предложения от определяющих его факторов.

Стоит различать «ценовые» факторы – изменения цены товара - и «неценовые». К «неценовым» факторам относится:

- цены на факторы производства;

- ожидаемые в будущем цены на альтернативные товары;

- величина налогов и субсидий производителям;

- число производителей

Тогда с учетом указанных факторов, функция предложения в неявном виде может быть представлена как функция многих переменных, где

Р1, Р2,…,Рn – цены на все товары и услуги в экономике;

PK, PL – цены факторов производства (труда и капитала);

T – величина налоговых отчислений;

N – число производителей.

Закон предложения гласит, что чем выше цена товара, тем большее его количество хотят и могут производить при прочих равных условиях. Другими словами, предложение прямо пропорционально цене. Следовательно, кривая предложения имеет положительный наклон.

При движении вдоль кривой предложения происходит изменение величины предложения под влиянием «ценовых» факторов. При действии «неценовых» факторов происходит изменение собственно предложения, что проявляется сдвигом кривой влево при его уменьшении или вправо при его увеличении.

В результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается рыночная цена в точке пересечения кривых спроса и предложения. Эта точка называется точкой рыночного равновесия, а цена, сформированная в результате этого взаимодействия, - равновесной ценой. Установленная равновесная цена на рынке отражает достижение оптимального состояния, при котором товаров произведено и предложено на рынке столько, сколько требует и способен купить покупатель по равновесной цене (рисунок 4.2).

Рисунок 4.2 - Рыночное равновесие

 

Избыток – ситуация на рынке, когда величина предложения превышает величину спроса.

Дефицит – ситуация на рынке, когда величина спроса превышает величину предложения товаров.

Существует два механизма установления равновесия на рынке:

1. Равновесие по Л. Вальрасу: на установление равновесия оказывает влияние избыток спроса или предложения, который воздействует на повышение или понижение цены.

2. Равновесие по А. Маршаллу: равновесие складывается под влиянием превышения цены спроса над ценой предложения, на что продавцы реагируют изменением объема предложения.

 

Вопросы самоконтроля:

1. Дайте определение спроса на товар (предложения товара). Почему следует отличать понятия спроса (предложения) и объема (величины) спроса (предложения)?

2. Сформулируйте закон спроса (предложения) и проиллюстрируйте его действие графически.

3. Под действием каких факторов происходит изменение собственно спроса (предложения), а под действием каких – величины спроса (предложения)? Проиллюстрируйте каждый случай графически.

4. Что представляет собой равновесие на рынке? Представьте ситуацию равновесия графически и аналитически.

5. Что представляют собой неравновесные ситуации на рынке: дефицит и избыток. Опишите механизм установления равновесия по Вальрасу и Маршаллу.

 

Тема 4.3 Эластичность спроса: понятие, виды, способы расчета и значение показателей

Пусть дана функция .

Эластичность функции показывает, как изменяется зависимая переменная y при изменении на один процент независимой переменной х.

Эластичность спроса по цене показывает, какое процентное изменение спроса последует за однопроцентным изменением цены товара. Стоит различать:

1. Дуговую эластичность:

2. Точечную эластичность:

- бесконечно малое изменение цены приводит к бесконечно большому изменению объема спроса (спрос абсолютно эластичен).

- однопроцентное изменение цены приводит к большему, чем однопроцентное изменение объема спроса (спрос эластичен).

- однопроцентное изменение цены приводит к однопроцентному изменению объема спроса (спрос единичной эластичности).

- при однопроцентном изменении цены, спрос изменяется меньше, чем на один процент (спрос неэластичен).

- однопроцентное изменение цены не приводит к изменению объема спроса (спрос абсолютно неэластичен).

Прямая эластичность спроса по цене зависит от:

1. Наличия товаров – заменителей (чем больше таких товаров – заменителей, чем ближе их основные свойства, тем эластичнее спрос на данный товар).

2. Разнообразия возможностей использования данного товара (чем разнообразнее эти возможности, тем выше и эластичность).

3. Степени насыщения потребностей.

4. От фактора времени (спрос более эластичен в длительном периоде, чем в коротком, поскольку для приспособления к изменившемуся соотношению цен необходимо время).

Эластичность спроса по доходу характеризует изменение спроса на товар при изменении дохода потребителя. Стоит различать:

1. Дуговую эластичность:

2. Точечную эластичность:

- с ростом дохода увеличивается спрос на товар (товар нормальный)

- с ростом дохода спрос снижается (товар низкокачественный)

- товары «первой необходимости»

- товары роскоши

- товары «второй необходимости»

Перекрестная эластичность характеризует относительное изменение спроса на один товар в ответ на изменение цены на другой товар.

- взаимодополняющие товары (товары - комплементы)

- взаимозаменяемые товары (товары - субституты)

- независимые товары

 

Вопросы самоконтроля:

1. Что характеризует показатель эластичности спроса по цене? Каково его практическое применение?

2. Что характеризует показатель эластичности спроса по доходу? Какой вывод позволяет сделать коэффициент эластичности спроса по доходу?

3. Что характеризует показатель перекрестной эластичности спроса? Какие значения может принимать названный показатель?

 

Тестовые задания к модулю 4:

Тест № 1 включает 25 вопросов типа «4:1». В каждом вопросе из 4 вариантов ответа нужно выбрать единственный верный ответ.

 

1. Товар – это:

продукт труда производителя;

благо, предназначенное для обмена;

продукт труда производителя, предназначенный для обмена путем купли - продажи;

неэкономическое благо.

 

2. Закон спроса предполагает, что:

превышение предложения над спросом вызовет снижение цены;

если доходы у потребителей растут, они обычно покупают больше товаров;

кривая спроса обычно имеет положительный наклон;

когда цена товара падает, объем планируемых покупок растет.

 

3. Если спрос падает, кривая спроса сдвигается:

вниз, влево;

вверх, вправо;

по вращению часовой стрелки;

все ответы неверны.

 

4. Спрос на товар увеличивается вследствие:

увеличения дохода потребителя;

снижения дотаций на производство товара;

роста спроса на товары – субституты;

уменьшения цен на товары – субституты.

 

5. Если объем продаж в физическом выражении остается постоянным при снижении цены, то это свидетельствует об:

уменьшении спроса и предложения;

уменьшении спроса и увеличении предложения;

уменьшении спроса и уменьшении предложения;

увеличении спроса и предложения.

 

6. Если цены растут, то при прочих равных условиях, закон предложения проявляется:

в росте предложения;

в снижении предложения;

в росте величины предложения;

в снижении величины предложения.

7. Равновесное состояние – это когда:

спрос равен предложению;

цена = издержки + прибыль;

уровень технологии повысился;

объем предложения равен объему спроса.

 

8. Если эластичность спроса на товар равна нулю, то это означает, что:

по имеющимся ценам можно продать любое количество товара;

данное количество товара будет куплено по любым (высоким) ценам;

потребность в товаре полностью насыщена;

потребители не согласятся ни на какие изменения в объемах и ценах товаров.

 

9. Если уменьшение цены на 5 % приводит к снижению объема предложения на 8 %, то данное предложение:

неэластично;

характеризуется единичной эластичностью;

эластично;

абсолютно эластично.

 

10. Если предложение товара падает, а выручка при этом возрастает, то это означает, что:

спрос неэластичен по цене;

предложение неэластично по цене;

спрос эластичен по цене;

предложение эластично по цене.

 

11. Товары А и Б являются субститутами. Увеличение цены товара А приведет к:

смещению кривой спроса товара Б вниз;

уменьшению количества проданного товара Б;

сдвигу кривой спроса товара Б вправо;

снижению цены товара Б, но увеличению его спроса.

 

12. Негативные стороны рынка:

не способствует сохранению информации;

расточает энергию;

формирует экологически чистое производство;

нет верного ответа.

 

13. Прямая зависимость:

между ценой и спросом;

между ценой и предложением;

между процентной ставкой и спросом на кредит;

между заработной платой и спрос на труд.

 

14. Обратная зависимость:

между ценой и предложением;

между ценой и объемом продаж;

между производительностью и выпуском продукции;

между доходами и сбережениями.

 

15. Спрос - это:

потребности населения в данном благе;

потребности, подкрепленные платежеспособностью покупателей;

желание людей обладать теми или иными благами;

доход, связанный со сбережениями.

 

16. Рынок сигнализирует об увеличении спроса на товары путем:

падения цен,

роста цен;

увеличения сбережений;

сжатия кредита.

 

17. Законы спроса и предложения действуют на:

товарном рынке;

рынке ресурсов;

валютном рынке;

любом рынке.

18. Рыночное равновесие устанавливается при условии, что:

спрос равен предложению;

затраты равны результатам;

уровень технологии меняется постоянно;

цены на товары остаются неизменными.

19. При рыночной цене выше равновесной:

величина спроса больше величины предложения;

спрос меньше предложения;

величина предложения больше величины спроса;

предложение меньше спроса.

 

20. Критерий разграничения товаров и услуг на группы эластичного и неэластичного спроса – это:

единичная эластичность;

дуговая эластичность;

перекрестная эластичность;

эластичность по доходу.

 

21. Эластичность спроса по цене характеризуется отношением:

изменения цены к изменению спроса;

изменения спроса к изменению предложения;

процентного изменения величины спроса к процентному изменению цены на товар;

процентного изменения предложения товара к процентному изменению величины спроса.

 

22. Эластичность спроса на основе средней величины спроса и средней цены является:

единичной;

дуговой;

совершенной;

перекрестной.

 

23. Эластичность спроса по доходу характеризуется отношением:

изменения дохода к изменению спроса;

изменения покупательной способности к доходу;

процентного изменения величины спроса к процентному изменению дохода;

процентного изменения дохода к процентному изменению цены.

 

24. Проблема «как производить» в рыночной экономике решается:

на основе динамики и объема потребительского спроса, которые определяются через цены на конечные продукты;

через стремление производителей к получению прибыли, следовательно, к минимизации издержек производства;

на основе широкого использования в экономике средств производства;

на основе широкого использования в экономике средств производства;

 

25. В рыночной экономике проблема «для кого производить» решается следующим образом:

потребители предлагают цены на товары, которые больше всего хотят купить и отказываются приобретать менее привлекательных для них товары;

производители устанавливаются цены на производственные ресурсы, определяя, таким образом, денежный доход собственника конкретного ресурса;

на основе распределения доходов в соответствии с потребительскими потребностями.

на основе конкуренции, которая сдерживает рост прибыли, сохраняя цены на уровне, доступном для потребителя.

 

Проектное задание к модулю 4:

1. Спрос на сыр задается формулой: Qd = 100 - 4Р, где Qd - спрос, тыс. т, Р - цена, долл. В результате роста численности населения спрос на сыр увеличился на 3% для каждой цены. Каково будет теперь абсолютное изменение спроса при увеличении цены сыра на 2 долл.?

2. Спрос задается формулой D = 10 – Р, а предложение формулой S = 4Р – 5. Спрос увеличился на 10%, а предложение увеличилось на 20% для каждой цены. Каково абсолютное изменение равновесной цены и равновесного количества продукта?

3. В экономике спрос и предложение товара описаны функциями: , . Государство ввело налог с продаж каждой единицы товара в размере 4 единиц. Налог вносится в бюджет производителем. Определите изменение цены.

4. Определите коэффициент эластичности спроса по доходу, если известно, что при доходе 4 тыс. руб. в месяц, объем спроса на данный товар - 20 единиц, а при доходе 5 тыс. руб. - 18 единиц. К какой группе товаров относится данный товар?

5. На двух берегах реки расположены города L и R; сообщение между берегами отсутствует. В городе L спрос на товар и его предложение описываются равенствами: , . Спрос и предложение на рынке такого же товара в городе R: , . Найдите равновесные значения цены и объема продаж в каждом из городов. Между городами построен мост, позволяющий беспрепятственно перемещаться грузам и пассажирам, вследствие чего рынки объединились. Найдите равновесные значения цены и объема продаж на объединенном рынке. Найдите объемы покупок и продаж в каждом из городов после объединения рынков и определите направления и объем перемещения груза из одного города в другой.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Модуль 3 экономика производителя | Троицкий Б.С
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 875; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.224 сек.