Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система статистической информации о перевозках

Приведенная продукция железнодорожного транспорта.

Приведенной продукцией ж.д. транспорта называется сумма тонно-километров нетто и пассажиро-километров. Это обобщающий показатель транспортной продукции, измеряемый приведенными т-км å(pl)pg . При этом 1пасс-км = 1т-км.

Определяют для сети и дорог сложением тарифных т-км åpgl и пассажиро-км åppl:

å(pl)pg сети, дороги = åpgl + åppl;

для отделений дорог – сложением эксплуатационного грузооборота å(pl)n и пассажирооборота åppl:

 

å(pl)pg НОД = å(pl)n + åppl.

 

Показатели перевозок грузов находятся между собой во взаимной связи и зависимости, составляя определённую систему. Результативным показателем перевозок служит грузооборот åpgl, определяющими его факторами – объём перевозок грузов åpg и средняя дальность перевозки грузов ¯lg. Звенья системы представляют собой взаимосвязь объёмных и качественных показателей åpgl = åp p¯l g или взаимосвязь только качественных показателей: td = l g/Sd. В первом звене системы показателей связаны между собой функциональной зависимостью, причём в качестве переменных выступают независимые друг от друга факторы – объём перевозок å p g и дальность перевозки ` l g. Связь между показателями второго звена корреляционная. Здесь время доставки груза td выступает как результат действия двух факторов – дальности перевозки груза l g и скорости доставки груза Sd, однако скорость доставки в свою очередь в известной мере зависит от дальности перевозки.

Результативным показателем перевозки пассажиров служит пассажирооборот åppl, являющийся функцией двух независимых переменных – объёма перевозок пассажиров åpp и средней дальности перевозки пассажира ` ¯lp, т.е. åppl = åpp¯lp.

 

Лекция 6. Эксплуатационная статистика

Предметом эксплуатационной статистики является подвижной состав железных дорог – локомотивы, моторвагонный подвижной состав и вагоны, которые различаются по характеру перемещения (активный, пассивный), формам эксплуатации, стоимости отдельных единиц, численности единиц и др.

Каждая единица элемента различается по конструктивным признакам и назначению, техническому и эксплуатационному состоянию, виду и месту работы и т.д.

Основные задачи эксплуатационной статистики:

характеристика наличия и использования подвижного состава;

контроль за выполнением плана, анализ его выполнения;

информация для распорядительных органов ж.д. о наличии и размещении перевозочных средств и их техническом состоянии;

выявление и характеристика передовых методов эксплуатации и внедрения прогрессивных перевозочных средств и эффективности их применения;

выявление внутренних резервов улучшения использования подвижного состава;

разработка и совершенствование методов получения информации о наличии и использовании подвижного состава, системы показателей и методов анализа.

Объектом наблюдения эксплуатационной статистики является наличный парк подвижного состава, т.е. число единиц, которым располагали за отчётный период или на отчётный момент сеть железных дорог и её подразделения (дороги, отделения, локомотивные и вагонные депо, станции и т.д.).

Парк подвижного состава подразделяется на две группы: локомотивы, моторвагонный подвижной состав, автомотрисы (активные средства) и вагоны (пассивные средства).

Единицей наблюдения (а также измерения, счёта) служит физический локомотив и вагон.

Каждая единица совокупности характеризуется рядом признаков: конструкция, назначение, мощность (грузоподъёмность), техническое и эксплуатационное состояние, характер использования, место работы, стоимость.

По конструкции локомотивы делятся на электровозы, тепловозы, паровозы, которые в зависимости от назначения делятся на грузовые и пассажирские. Конструкция вагонов определяется их назначением.

По техническому состоянию единицы подвижного состава могут быть исправные и неисправные. В зависимости от эксплуатационного состояния грузовые вагоны делятся на гружёные и порожние, рабочего и нерабочего парка, а локомотивы – эксплуатируемого и неэксплуатируемого парка.

По характеру использования делятся на грузовые, пассажирские, хозяйственные; внутри – по виду работы или простоя; по месту работы – на участках своей и других дорог.

Первоисточники учёта наличия и работы подвижного состава. Натурный лист поезда (ф.ДУ-1) –даётся пономерной перечень вагонов в составе поезда. Состоит из трёх частей: 1- данные о номере поезда, станции формирования и назначения и др., 2 – номера вагонов с указанием по каждому: наименования и массы груза, получателя груза, количества контейнеров, массы тары вагонов; 3 – итоговые данные о распределении находящихся в поезде вагонов по роду и эксплуатационному состоянию, о массе поезда нетто, брутто, тары, условной длине поезда и количестве гружёных и порожних контейнеров.

Натурный лист поезда составляется на станции формирования и следует с поездом до станции назначения или его переформирования.

Маршрут машиниста (ф.ТУ-3ВЦЕ) – выдаётся локомотивной бригаде на каждую поездку; работающим на передаточной, вывозной или маневровой работе – на смену (ф.ТУ-3АВЦЕ). Содержит сведения о локомотиве, локомотивной бригаде, о начале и окончании поездки, расстоянии следования, массе и составе поезда, о расходе топлива или электроэнергии, о весовой норме поезда, о времени нахождения поезда на перегоне, в простое и т.д.

На основании этих данных по каждой поездке определяется пробег локомотивов и поездов, грузооборот брутто и нетто эксплуатационный, средняя техническая и участковая скорости движения локомотива и поезда, расход электроэнергии и топлива и др.

Настольный журнал дежурного по депо (ф.ТУ-1) – отражается наличие и работа локомотивов и локомотивных бригад депо приписки. В ней указывается наличие приписанных локомотивов по видам работ и нерабочего состояния, затрата времени с точностью до минуты в каждом состоянии, каждая поездка локомотивных бригад. 2-я часть журнала ведётся по количеству отделений, на которых работают бригады.

Настольный журнал дежурного по оборотному депо (ф.ТУ-2) – учёт затрат времени локомотивов и локомотивных бригад в оборотном депо.

Уведомление на ремонт вагона (ф.ВУ-23М) – составляется на неисправный вагон, поступивший в ремонт: номер вагона, вид ремонта, состояние (гружёный или порожний), номер поезда, наименование неисправностей, время составления документа и время вручения его дежурному по станции.

Уведомление о приёмке вагона из ремонта (ф.ВУ-36М) – документ, на основании которого вагон считается исправным. Составляется на исправный вагон и содержит сведения: номер вагона, вид ремонта, время составления документа, время вручения его дежурному по станции.

Настольный журнал движения поездов и локомотивов (ф.ДУ-3) – в котором на станции регистрируется прибытие, отправление и проследование поездов, одиночных локомотивов и др. единиц. Данные о составе, массе и длине поезда проставляется в журнал из натурного листа прибывших и отправленных поездов. Указывается время простоя транзитного поезда, следующего без переработки.

Балансовый журнал вагонооборота (ф.ДУ-4) – документ для определения вагонооборота станции и наличия на ней грузовых вагонов. В нём регистрируются вагоны прибывшие и убывшие с поездами, которые имели переработку на станции, назначением на данную станцию, транзитных поездов, имевших смену локомотивов, возвращённые из аренды и сдачу в аренду другим ведомствам, поступившие с заводов и из-за границы, исключённые из инвентарного парка и т.д. Ведётся на станциях с вагонооборотом более 50 вагонов в сутки.

Книга учёта простоя вагонов на станции - где определяется простой вагонов грузового парка на станционных путях ж.д. и на подъездных путях предприятий. До 50 вагонов в сутки – номерной учёт простоя вагонов (ф.ДУ-8), более 50 вагонов в сутки – безномерной учёт, при котором (ф.ДУ-9) регистрируется число принятых и отправленных вагонов за каждый час и определяются их остатки на станции на конец каждого часа.

Журнал учёта перехода вагонов и контейнеров (ф.ДУ-11) – учёт перехода с дороги на дорогу, с отделения на отделение. Заполняется на стыковых станциях на основании натурных листов с указанием количества вагонов по родам и контейнеров гружёных и порожних по каждому принятому и сданному за отчётные сутки поезду.

Книга анализа графика исполненного движения грузовых (ф.ДУ-26) и пассажирских (ДУ-27) поездов - оценивается выполнение графика движения поездов, с указанием причин задержек и опозданий поездов. Ведётся в отделах статистики и экономического анализа в отделениях дороги.

 

Лекция 7. Статистика наличия подвижного состава

 

Различия в подвижном составе обусловили специфику учёта наличия локомотивов и вагонов.

Локомотивы -наличие определяется по местуихприписки.

Инвентарный парк M - локомотивы приписанные к дороге и состоящие на её балансе. Приписаны к определённым депо дороги. Величина относительно устойчивая.

Наличный парк локомотивов дороги – фактически находилось в её парке за отчётный период. Отличается от инвентарного за счёт прикомандированных или откомандированных на другие дороги.

Вне распоряжении дороги m nrs

В запасе ОАО «РЖД»

В аренде

В распоряжении дороги M rsp

Эксплуатируемый: ∑m rb

поездной в движении – пассажирском, грузовом с поездами без передаточных и вывозных и с передаточными и вывозными, хозяйственном;

непоездные локомотивы:

маневровый – специально выделяются для маневровой работы;

прочие – занятые на дезинфекции и промывке вагонов, снабжении водой пассажирских составов, тушении пожаров, отоплении депо и др. случайные работы. Используется не более 24 часов. Если больше 24 часов подряд, то его зачисляют в неэксплуатируемый парк.

Неэксплуатируемый m nrb:

неисправные ∑m rm – в ремонте или его ожидании;

в ожидании исключения из инвентаря;

в резерве дороги m rz

под оборудованием и модернизацией m obd в межремонтный период;

работающие как стационарные установки m spv на промывке вагонов и цистерн, снабжении водой пассажирских вагонов более 24 часов;

в процессе перемещения исправных m prm;

прочие.

Наличие локомотивов с распределением по категориям определяется на отчётный момент каждых суток и месяца в физических единицах и за отчётный период в среднем за сутки.

Данные на отчётный момент необходимы для контроля за инвентарным наличием локомотивов и его распределением.

Наличие за период (сутки, декада месяц, год) определяется на основе учёта затраты времени локомотивов в отдельных учетных категориях локомотивного парка. Суточный бюджет каждого локомотива распределяется по видам работ или нерабочего состояния.

Для полноты учёта бюджета времени локомотива момент перехода его из одного состояния в другое фиксируется в соответствующих документах с точностью до минуты.

Суммированием однородных затрат времени локомотивами за соответствующий период получают общее количество локомотиво-часов той или иной категории åmti, на основе чего затем определяют среднесуточное их наличие, выраженное в локомотиво-сутках:

åmi = åmti /24.

Среднесуточное наличие локомотивов по всем учётным категориям åmi должно совпадать с числом физических локомотивов, находящихся в инвентарном парке депо М, т.е. М = åmi.

Данные о наличии локомотивов за период применяют для характеристики использования парка локомотивов и оценки его технического состояния.

Вагоны. Наличный парк вагонов = инвентарный парк ОАО «РЖД» + вагоны других ведомств, имеющие право выхода на пути общего пользования для перевозки грузов, + других государств, находящиеся на эксплуатируемой сети ж.д., - вагоны, вышедшие за пределы сети ж.д. страны (пассажирские). Различия в величине наличного и инвентарного парков для сети ж.д. незначительны, для отдельной дороги – значительны по величине и составу.

Единицейнаблюдения (учёта) и единицей счёта (измерения) служит физический вагон.

Основные учётные признаки: ширина колеи, назначение, техническое состояние, эксплуатационное состояние, род вагона, вид работы или нерабочее состояние.

Моментом учёта наличного парка является отчётный момент.

Парк на этот момент принимается за среднесуточную величину, т.е. за парк, которым располагало подразделение ж.д. транспорта в течение суток.

Первоисточники учёта наличия вагонов: натурный лист поезда (ф.ДУ-1), настольный журнал дежурного по станции (ДУ-3), уведомление на ремонт вагона (ф.ВУ-23М), уведомление о приёмке вагона из ремонта (ф.ВУ-36М).

Различная организация грузовых и пассажирских перевозок обусловливает различия в их использовании и учёте их наличия по подразделениям ж.д. транспорта.

Вагоны грузового парка приписываются к дорогам, т.е. состоят в их инвентаре (на балансе) формально, фактически обращаются по всей сети ж.д. Исключение – грузовые вагоны, приписанные к определённым станциям и подлежащие срочному возврату на эти станции после выгрузки; специальные вагоны, обращающиеся по определённым маршрутам следования.

Наличный парк грузовых вагонов ån g определяется как в целом по вагонам, так и по категориям их использования.

Парк в распоряжении дороги ångR:

рабочий парк ångrb исправные грузовые вагоны, используемые для перевозки грузов:

гружёные - по родам вагонов;

порожние – по родам вагонов

нерабочий парк вагонов ång nrb :

неисправные вагоны и исправные, не используемые для перевозки грузов. На каждый неисправный вагон в составе поезда, требующий ремонт с отцепкой, выписывается уведомление на ремонт (ф.ВУ-23М), и с момента обнаружения неисправности вагона до выдачи уведомления об окончании его ремонта (ф.ВУ-36М) он считается неисправным.

резерв ОАО»РЖД» ån grs исправные и очищенные от остатков грузов вагоны. Специальные вагоны, приписанные к определённым станциям, могут быть оставлены в резерв и изъяты из него по приказу начальника дороги или его первого заместителя;

неисправные ång rm вагоны, по техническому состоянию не отвечающие требованиям Правил технической эксплуатации ж.д.;

для специальных и технических нужд ång sp – вагоны, находящиеся в составе восстановительных и пожарных поездов, в летучках связи, весовые платформы, передвижные электростанции, вагоны-лавки и др.;

под жильём и служебными помещениями ång sl - временно используемые для указанных нужд;

прочие ång pr - остальные неиспользуемые для перевозок вагоны.

Парк вне распоряжения дороги ång nrs :

в аренде – сданные по договору в аренду предприятиям других ведомств;

на новостроящихся железнодорожных линиях, за границей, в запасе.

Величина наличного парка вагонов определяется по данным текущего учёта и ежегодных переписей вагонов. В первом случае используется балансовый метод, во втором – непосредственный подсчёт.

При балансовом методе наличие на конец отчётного периода ång1 определяется исходя из данных текущего учёта о наличии вагонов на начало отчётного периода ång0 и данных о поступлении ångр.0 и выбытии ångv.0 вагонов (на соседние дороги, за границу, на новостройки, в аренду, исключено из инвентаря, переставлено на другую колею, собственных вагонов других ведомств). Этот парк принято называть балансовым наличием.

ång1 = ång0 + ångр.0 - ångv.0

По отделениям расчёт аналогичен, только данные о поступлении и выбытии дополняются данными о поступлении и выбытии с других отделений.

Балансовое наличие вагонов определяется как в целом, так и по роду вагонов. Род вагона устанавливается действующей системой нумерации грузовых вагонов.

Основную статью поступления и выбытия вагонов составляют приём и сдача их от и на соседние дороги. Поэтому на стыковых станциях организован текущий учёт перехода вагонов на основе натурного листа поезда с натурной проверкой данных первоисточника. Данные натурного листа поезда заносятся в Журнал учёта перехода вагонов и контейнеров (ДУ-11), итоги - в ф.ДУ-1 и передаются в НОДУ и НЧ или ИВЦ ежесуточно.

Кроме того ежесуточно определяется постанционное или оперативное наличие вагонов ånор (по дороге или отделению - как сумма вагонов на станции и в поездах, находящихся на отчётный момент на участках, по графику движения).

За отчётную величину наличного парка вагонов принимается балансовая, а разница между балансовой и постанционной относится на рабочий парк и распределяется пропорционально между гружёными и порожними.

За декаду и месяц наличие парка характеризуется среднесуточным наличием, которое определяется как средняя арифметическая простая, т.е.как средняя интервального ряда динамики:

ån = ån t / t,

где t - число календарных дней в периоде.

Базой для текущего учёта наличия вагонов является перепись вагонов, по результатам которой определяется то исходное наличие вагонов, от которого ведётся текущий учёт в следующих периодах. База позволяет проверить правильность учёта наличия вагонов по сети и подразделениям.

Перепись проводится в мае в назначенный день по состоянию на 8.00 московского времени одновременно по всей сети. На станциях прекращается маневровая работа, поезда не останавливают, их учитывают на заранее определённых станциях в момент длительного простоя, за этими поездами устанавливается диспетчерский контроль.

В списках содержится: номер, род, грузоподъёмность и тара вагона, отметка об использовании (рабочий или нерабочий парк), для вагонов рабочего парка – гружёное или порожнее состояние, для нерабочего парка – категория нерабочего состояния (для вагонов клиентуры – наименование владельца), год постройки и заводского ремонта, для цистерн – род перевозимого груза (согласно трафарету).

Результаты переписи сверяют с текущим учётом. Бывают расхождения. Правило: если вагон не показан тремя последовательными переписями, его исключают из инвентарного парка и наоборот.

Вагоны пассажирские. Наличный и инвентарный парки между собой почти не различаются. Пассажирские вагоны приписаны к дороге и депо. Вагоны, предназначенные для перевозок в местном и пригородном сообщении обращаются в пределах дороги приписки. В прямом сообщении обслуживаются работниками дороги приписки и те несут ответственность за их техническое состояние.

Наличие пассажирских вагонов – это их инвентарный парк. Инвентарное наличие меняется только при поступлении новых вагонов с завода или перечислением с других дорог, а также за счёт выбытия негодных из инвентаря или передачи на другие дороги.

Учёт инвентарного наличия осуществляется по состоянию на 01 января, апреля, июня, июля и сентября ежегодно.

Лекция 8. Статистика технического состояния и ремонта подвижного состава

 

Для характеристики технического состояния и ремонта подвижного состава – следующие признаки: вид ремонта, место ремонта, вид неисправности, момент начала и окончания ремонта.

Показателитехнического состояниялокомотивного парка:

численность локомотивов, находящихся в неисправном состоянии (локомотивов в среднем в сутки);

процент неисправных локомотивов;

средний пробег локомотивов между ремонтами;

средний наибольший прокат бандажей;

средняя наименьшая толщина бандажей.

Процент неисправных локомотивов рассчитывается общий, заводской (включая ожидание и пересылку на завод), деповской (выделяя долю локомотивного парка в неплановом ремонте и на тех.обслуживании).

% неисправных локомотивов зависит от факторов: возрастной состав локомотивов, интенсивность их работы и качество ремонта. Первые два фактора объективны и их учитывают при установлении нормы % неисправных локомотивов. Техническое состояние парка оценивается сопоставлением фактического % неисправных локомотивов с установленной нормой.

Показателемтехнического состояниявагонного парка является число неисправных вагонов (среднесуточный остаток). Для грузовых вагонов определяется по месту их нахождения, для пассажирских – по дороге (депо) приписки.

Ремонт подвижного состава характеризуется: количеством неисправных единиц, выпуском их из ремонта, средней продолжительностью ремонта отдельно для планового и непланового.

Плановый ремонт – связанный с поддержанием подвижного состава в рабочем состоянии. Локомотивы – после установленного пробега, вагоны по истечении срока, установленного между ремонтами.

Виды ремонтов – капитальный, средний (заводские), годовой, текущие (ТР-3, ТР-2, ТР-1) и техническое обслуживание (ТО-3) (деповские). По каждому виду ремонта учитывается выпуск локомотивов из ремонта, время нахождения в ремонте и его ожидании.

Неплановый ремонт – потребность возникает до истечения установленных норм работы или срока между видами планового ремонта. По неплановому ремонту определяется число случаев (с распределением по узлам и деталям) ремонта и общий простой, включая время ожидания.

По вагонам плановый ремонт – заводской и деповской. Текущий (неплановый) делится на ремонт с отцепкой и без отцепки от поезда. Последние в число неисправных не включаются.

Учитываются отдельно по грузовому и пассажирскому паркам, по виду ремонта.

Выполнение программы ремонта учитывается числом отремонтированных вагонов (пас. парка), а по грузовым ещё и временем простоя в ремонте с распределением по элементам простоя.

По локомотивам определяется межремонтный пробег и сравнивается с установленной нормой пробега. (общий пробег локомотивов MS делится на выпуск локомотивов из ремонта).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Качественные показатели статистики перевозок пассажиров | Показатели объёма эксплуатационной работы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 478; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.