Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Истоки риторики и условия ее возникновения

Риторика как учебная дисциплина

Структура риторики

Современная риторика на разных основаниях подразделяется на:

¾ диахроническую (изучает историю риторики);

¾ современную (систематическую), цель которой обобщить подходы к коммуникации;

¾ теоретическую, которая занимается изучением закономерностей создания речи и правил представления речи в аудитории. В свою очередь, теоретическая риторика делится на:

a) общую;

b) частную, которая изучает специфику коммуникации в конкретной сфере (педагогической риторике, судебной, коммерческой).

¾ практическую, цель которой привить необходимые риторические навыки.

Ю.В. Рождественский рекомендовал изучать общую риторику (отношение речи к мысли, изучение основных категорий риторики, основные элементы риторического воспитания) в школе (это предмет среднего филологического образования). Частные риторики (обучение нормам устной и деловой речи, ведению деловой письменности) должны изучаться в специальных вузах.

Риторика как теоретический предмет

Риторические исследования должны проводиться и изучаться в системе высшего филологического образования (изучение систем речевых коммуникаций, речевого поведения личности).

Распространение риторической практики и становление риторики как науки относится к V-IV в. до н. э. Условия возникновения риторики носят социальный, политический, экономический, культурный характер.

С XI-VI в. до н.э. у греческих племен происходит процесс распада общин и формирования государств, городов. Население составляют свободные граждане, имеющие земельную собственность, политические права и чужестранцы, рабы без прав (=> стало возможным получение знания ради знания, появились первые философы-софисты).

VI в. – законы Салона (594 г.), в которых закреплялось новое положение человека в обществе, ликвидирующее пережитки родового строя, утверждающее его гражданские права. В родовом обществе человек жил по обычаю, а не по закону, где от человека требовалась гражданская позиция.

Изменилось восприятие мира: от мифологического к понятийному (к логосу). Формирование понятий сделало возможной систему аргументации. Человек мог выступать в суде в свою защиту, должен был участвовать в народном собрании и мог дать совет (совещательная речь), участвовать в торжествах и произнести похвальную или хулительную речь.

Первыми учителями риторики стали софисты, т.к. в древности были состязания в речи во время богослужения. Те, кто выступал за свой род (священнослужители), получали для него преимущество; считалось, что знания дают силу. Постепенно эти состязания отделились от ритуала и стали самостоятельными, где состязались софисты и брали за это деньги => у софистов были навыки публичной речи, которыми они делились со всеми желающими (как неправое дело представить правым, как победить в споре). Для победы были не важны средства.

Первые софисты писали речи на заказ (“спичрайтеры”), они отражали языковыми средствами личность.

Критика софистов

Сократ, Аристотель, Платон считали, что истина существует сама по себе, независимо от конкретного человека. Есть мнения, согласные с истиной. Истинное мнение – знания => необходимо постигнуть суть вещей, добывать знания о мире, приближать свое мнение к истине. Существует справедливость, благо, добро и их противоположности. Их существование также независимо от человека => должно философствовать и любить добродетель.

Критика софистов дается в ряде диалогов Платона:

1. “Г о ргий” (это один из софистов).

Предмет речи – красноречие. Спор об этике жизни и речи идет между софистами и их оппонентами. Для софистов важно угождать себе, поэтому они считают, что нужно стремиться к победе и завоевывать преимущества (власть и деньги). Для Сократа важны достижения истины => оратор, сильный в красноречии и стремящийся к победе правды, имеет правильные принципы и умеет признать ошибку.

2. “Федр”. В этом диалоге излагаются формы речи.

 

3. “Эктид е м”.

Софисты демонстрируют свое умение говорить. Для разговора избран мальчик, чьи слова переделаны в неправильные. Беседа с ним Сократа – модель педагогического поведения, диалога. Предмет речи уточняется, формируется тема, тезис, цель беседы. Задаются такие вопросы, на какие ребенок может ответить. Ему помогают наводящими вопросами, ободряют его. Достигается взаимное удовлетворение. Софистам это кажется нелепостью.

4. “Апология Сократа”

Как известно, Сократ был осужден и должен был выпить яд. В этом диалоге задается вопрос о том, почему Сократ не смог себя защитить. Против философа выступали три обвинителя, о которых Сократ когда-то высказал свое мнение. В разговоре с ними Сократ говорил о том, что долг оратора – говорить правду, он указывал на гражданское значение публичной речи. Сократ не хотел перечеркивать свою деятельность, оправдываясь. Через год его обвинителей осудили.

Произошел новый поворот в понимании риторики. Она представилась не как развлечение, а как наука о речи, с помощью которой устраивается общественная жизнь. Открылась эпоха гражданской ответственности за слово.

В древней Греции сложилось два риторических идеала: софистический и сократический. Их сопоставительные параметры:

1) отношение к истине.

Софисты: истина относительна, справедливо то, что кажется толпе, обучают речи, а не истине. Сократ: оратор должен говорить правду, подлинно прекрасное, речь истинна.

2) нравственный мотив и цель речи.

Софисты: нравственный мотив отсутствует, цель – победа над оппонентом. Сократ: речь подчинена духу, а долг состоит в том, чтобы учитывать общее благо.

3) форма речи.

Софисты: речь – диалог, но это чисто формально, т.к. победа всегда на их стороне; роль оппонента – отвечать “да” или “нет”. Сократ: речь – реальный диалог, инициатор которого должен суметь организовать его так, чтобы оппонент хотел отвечать на вопросы.

4) отношение к аудитории.

Софисты: важно представить себя в выгодном свете, а собеседника наоборот. Сократ: важно уважение к собеседнику, интерес к его в и дению проблемы.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Архитектоника | Вопрос о способах убеждения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 789; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.