КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Современные виды риторической деятельности
Современные виды речевых произведений и речевая структура общества Ю.В. Рождественский “Общая филология”. Состав родов словесности в определенной период исторического общества и состав классовых речедеятелей (группа людей, которые различаются по их участию в речевой деятельности) зависит от фактуры речи (ее образный материал и орудие речи). В истории человечества Рождественский выделял 4 вида фактур речи и 4 рода словесности: 1) устная. Материал речи – воздух, орудие – артикуляционные органы человека. В эту эпоху основными жанровыми разновидностями были устный диалог, фольклор, молва (передача информации внутри и между сообществами). Существовал запрет на слухи и сплетни. Территория сообщества определялась возможностью передачи информации. 2) письменная словесность. Материал – дощечки, бамбук, кожа, бумага. Орудия речи – орудия письма. В этот период появляются печати с надписями, надписи на деньгах, вещах. Письменность – ключ к культуре. Возникла необходимость обучать письму. Появился новый класс речедеятелей – обущающие и обучаемые. Появились почта, архивы, библиотеки, канцелярии и соответствующие группы людей. 3) В эпоху печатной речи материалом служила бумага, а орудием – печатное оборудование. Получили распространение художественная, научная, журнальная литература. Добавилась новая группа речедеятелей: авторы, книгоиздатели, книготорговцы, читатели, критики, журналисты. 4) массовая коммуникация (современность). Орудие и материал речи – электронные носители. Усложняется состав классов речедеятелей, характер их деятельности. Создаются СМИ (20-е гг.). В них речедеятели – целые организации. Внутри существует разделение труда. Из-за безграничности возможности создания текста повышается ответственность. Главная задача современной риторики: воспитывать. Она должна изучать все виды современной словесности, выявлять их роль в общественном диалоге и формулировать новые риторические правила, правила риторики диалога. Современная риторика должна взять из классической, которая была монологичной, все самое ценное. Меняется состав понятий: этос, логос, пафос.
Классификация современной ораторской прозы. Чаще всего выделяют 2 группы ораторской прозы: 1) духовная риторика, которая различается по форме на: . беседу, которая во II – начале III в. была: a) изъяснительной (объяснение текста, прочитанного во время богослужения); b) обычной (собеседование о предмете/нескольких предметах); c) катахезической (в форме вопроса-ответа). . поучение, которое в III в. строилось на одном стихе/отрывке, отличалось четкостью композиции, содержало нравственное приложение и заключение. . слово, в котором в IV в. наиболее полно, последовательно и в изящной форме раскрывалась избранная тема. . речь, структура которой была такова: обращение, вступление, указание предмета речи, благопожелание, заключение. Восходила к речам на освещение храма. А по содержанию на: . экзегетическую (изъясняла священное писание), в центре которой было извлечение нравственных уроков для слушателей; . катахезическую, которая преподавала начала религиозной жизни (символ веры, заповеди, объясняла содержание молитв и т.д.) в форме вопрос-ответ; . догматическую (IV в.), которая содержала разъяснение истин, связанных с личностью, и искупительных подвигов Христа; . нравственную (известна с I – II вв., расцвет – IV в.), которая ориентировала слушателей на внутреннюю борьбу с грехом, обличала пороки, указывала путь к достижению добродетели; . апологетическую, цель которой: защита христианского вероучения от нападок и критики; . миссионерскую (в России возобновилась в 1994 г.), необходимость которой объясняется тем, что нужно преодолеть последствия атеистической пропаганды, предотвратить возникновение сект. Миссия внутри страны.
2) светская риторика, которая делится на: . эпедеиктическую; . судебную; . совещательную; . академическую (лекции, научные доклады и проч.). Это самый разработанный вид риторики в русской культуре. Особенность: оратор излагает информацию со ссылками на другие точки зрения. Отмечается стремление возбудить интерес. Важно дать слушателю представление о том, какую часть пути прошли, а какую осталось. Необходимо объявлять темы и подтемы (с переходами от одной к другой).
Помимо ораторской речи, есть много других видов словесности. Все влияют на становление и развитие той или иной общественной структуры. Различаемые виды словесности обладают различными возможностями в управлении. В различных речах неодинаково представлены такие качества речи, как этос, логос и пафос. В классической риторике они связаны с личностью оратора: этос – нравственная составляющая, пафос – умение воздействовать на эмоциональную сферу. В настоящее время этос – условия к говорящему, пафос – намерения говорящего, его желание сообщить что-то, логос – понимание данной речи слушателем, при условии, что оратор избрал необходимые языковые средства и дал необходимые толкования. Это основные категории. Этос реализуется в законах и правилах (этикет, кодекс, цензура), пафос складывается под влиянием нужды оратора и аудитории в совместной деятельности, логос – формирование в диалоге общих мест. Центральные риторические действия – связи с общественностью. Это риторические действия, в которые включается реклама и искусство. Цель: формирование стратегий и программ, достижение гармонии и взаимопонимания. Это управление видами речевой деятельности ради продвижения риторического изобретения.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 462; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |